Основные принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:52, контрольная работа

Описание

Целью и основной задачей контрольно - курсовой работы является всестороннее изучение принципов международного права, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Для всестороннего раскрытия темы моей работы требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие принципов международного права;
проанализировать классификацию и характеристику принципов международного права.
При написании контрольно - курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение нормативно-правовой базы;
- изучение монографических публикаций и статей;
- аналитический метод;
- сравнительный метод.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
§ 1. Понятие принципов международного права ………………………………5
§ 2. Характеристика основных принципов международного права …………..9
Заключение ………………………………………………………..........………23
Список использованных источников ……………………………….....……24

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Принцип мирного разрешения международных споров

    Данный  принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: "Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

    Согласно  п. 1 ст. 1 Устава международные споры  должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и международного права", следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.

    Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим  в споре, свободу выбора таких  мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

    Государства обязаны разрешать свои международные  споры исключительно мирными  средствами, причем такие важные субъекты международного права просто не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает требование о скорейшем разрешении международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес позитивных результатов 20.

    Государства обладают правом свободного выбора по обоюдному согласию конкретных средств  мирного урегулирования возникающих  между ними споров и конфликтов, которое проистекает из принципов  суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние и внешние дела.

    Представляется  целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в  Уставе ООН добрые услуги:

    Мирные  средства урегулирования споров – переговоры, консультации сторон,  обследование, примирение (согласительная процедура), добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство,  
 

Принцип неприменения силы и  угрозы силой 

    В соответствии с Уставом ООН п. 4 ст. 2 "все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций".

    Обязанность неприменения силы носит ярко выраженный универсальный характер. Она распространяется на все государства, поскольку необходимость  поддержания международного мира и  безопасности требует, чтобы все  государства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа.

    Согласно  Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и  невооруженное насилие, которое  носит характер противоправного  применения силы.

    В статьях 41 и 50 Устава ООН содержатся положения, разрешающие законное применение невооруженной силы. К подобного рода мерам относятся "полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений".

    В структуре ООН одним из главных  органов, отвечающих за поддержание  международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который  в случае, если рекомендованные для  разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, "уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности 21.

    Рассматриваемый принцип включает в себя и запрет на проведение агрессивных войн. Основное содержание принципа неприменения силы заключается в обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения границ другого государства или как средство разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. 

Принцип сотрудничества государств

     В соответствии с п. 3 ст. 1 Устава ООН Организация преследует, в частности, цель "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера".

       После принятия Устава ООН  принцип был зафиксирован в уставах многих международных организации, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

     С принятием Устава ООН занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву он означает обязанность государств в принципе использовать для решения возникающих проблем метод сотрудничества, а не конфронтации.

     Однако  сам по себе этот принцип не обязывает  государство вступать в конкретные переговоры или, тем более, в договорные отношения с любым другим государством по требованию последнего. Сотрудничество, как таковое, является обязанностью всех государств лишь в деле поддержания международного мира и безопасности.

     Содержание  принципа сформулировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г 22.

       В соответствии с принципом государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации. Такое сотрудничество должно осуществляться государствами, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах. Принцип является неотъемлемой составной частью более широкого принципа международного права- принципа мирного сосуществования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

      Основные   принципы   современного международного права в совокупности возглавляют всю систему  международного права.  Эти  принципы регулируют  наиболее  важные  для   данной   ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех  субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия  в  создании  и  признании  этих прнципов; особенности  нормотворчества  выражаются  в  том,  что  принципы обьективируются в универсальных договорах или  обычаях;  наконец,  в  целях обеспечения соблюдения  принципов   применяются   меры   ответственности, вязанные  с  ограничением  суверенитета   государства   и   дополнительной ответственостью  возглавляющих  государство  руководителей.

      Сегодня любое сколько-нибудь значимое политическое решение может быть надежным,  если  оно  опирается  на  основные   принципы. Об этом свидетельствует наличия этих принципов во всех значимых международных  актах.

      Важность   данного   положения   подчеркивается   в международной практике. Принципы исторически обусловлены.С одной стороны, они необходимы  для функционирования системы международных отношений и международного права.  С другой  стороны,  их  существование и   реализация   возможны   в   данных исторических условиях.

        Принципы отражают  коренные  интересы государств  и международного  сообщества в целом. С  субъективной  стороны  они  отражают уровень  осознания государствами  закономерностей   системы   международных отношений,  своих национальных и общих  интересов.

    Принципы  международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять  две функции:

  1. стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
  2. фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.

    Характерной чертой принципов международного права  является их универсальность, которая  понимается как распространение  на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений.

    Таким образом, принципы международного права  являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами 23. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы 

Нормативно  – правовые акты: 

  1. Устав Организации  Объединенных Наций (Вместе с «Правилами процедуры  Генеральной Ассамблеи») от 26 июня 1945 г., принят в г. Сан – Франциско (Правила с изм. и доп. от 31.12.1978 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.XIL. – М.,1956.С. 14-47.
  2. Декларация о принципах международного права, касающиеся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята 24.10.1970 г. Резолюцией 265 (XXV) на 1883 -  ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1.-М.:БЕК,1996. С. 2-8.
  3. Декларация о недопустимости и вмешательстве во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (принята 21.12.1965 г. Резолюцией 2131 (XX) на 20-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета.1995. 5 апреля.
  5. Венская конвенция о праве международных договоров (заключена в г. Вене 23.05.1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10 сентября 1986 г. № 37.ст.772.
  6. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // «Биллютень  Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
  7. Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // «Биллютень  Верховного Суда РФ», N 12, 1994.
  8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // «Российская газета». -  21.01.2009. - № 7.
 
 

 
Учебная литература: 

  1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. - М.: Проспект, 2006. - 415 с.
  2. Глебов И.Н. Международное право. - М.: Дрофа, 2006. - 368 с. 
  3. Захарова Л.Н. Международное право. – М.: Риор, 2006. – 518 с.
  4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. - Международное право. - М.: Эксмо, 2004. - 688 с. 
  5. Колодкин А.Л., Лихачев В.Н. Устранение пробелов в современном международном праве. Казань, 1989. – 371 с.
  6. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с. 
  7. Международное публичное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бякешев; Отв. Ред. К.А. Бякешев.- М.: ТК Велби, Проспект, 2003г. – 509 с.
  8. Ушаков Н.А. Международное право. – М.: Юристъ, 2005. – 304 с.

Информация о работе Основные принципы международного права