ООН как международная организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….................2
1. Международная организация ООН. ……………………………………5
2. Понятие и классификация международных организаций…………………..7
3. Основные органы ООН……………………………………...……………….12
Заключение……………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

межд.право контрольная.docx

— 42.54 Кб (Скачать документ)

Если международная организация  создана неправомерно или её деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации  должен быть признан ничтожным и  действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или  любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

2. Учреждение на основе международного  договора. Как правило, международные  организации создаются на основе  международного договора (конвенции,  соглашения, трактата, протокола и т. д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут  быть созданы в соответствии с  резолюциями других организаций, имеющих  более общую компетенцию. Так, в  соответствии с резолюциями Совета ФАО созданы Комиссия по рыболовству в Индийском океане, Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике. В данном случае резолюция ФАО характеризуется не только как акт международной организации, но и как специфическая форма межгосударственного соглашения и, следовательно, является учредительным актом международных организаций. Все созданные таким образом международные организации имеют организационную структуру, присущую межправительственным организациям.

3. Осуществление сотрудничества  в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются  для координации усилий государств в той или иной области.

Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных  исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР. МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в  организации для обсуждения и  решения наиболее сложные вопросы  международных отношений. Международные  организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения  между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может  претендовать на равное с государствами  положение в соответствующих  областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций  являются производными от прав самих  государств. Наряду с другими формами  международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

4. Наличие соответствующей организационной  структуры. Этот признак является  одним из важных признаков  наличия международной организации.  Он как бы подтверждает постоянный  характер организации и тем  самым отличает её от многочисленных  других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации  имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую  систему главных и вспомогательных  органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными  органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все  организации имеют постоянные или  временные исполнительные органы с  различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей  организации. Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации  производны от прав и обязанностей  государств-членов. От сторон и  только от сторон зависит, что  данная организация обладает  именно таким (а не иным) комплексом  прав, что на нее возложено  выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия  государств-членов не может предпринять  действий, затрагивающих интересы  своих членов. Права и обязанности  любой организации в общей  форме закреплены в ее учредительном  акте, резолюциях высших и исполнительных  органов, в соглашениях между  организациями. Эти документы  закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть  имплементированы соответствующей  международной организацией. Государства  вправе запретить организации  предпринять те или иные действия, и организация не может превысить  свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С»)  Устава МАГАТЭ запрещает агентству  при выполнении своих функций,  связанных с предоставлением  помощи своим членам, руководствоваться  политическими, экономическими, военными  или иными требованиями, несовместимыми  с положениями Устава этой  организации.

6. Самостоятельные международные  права и обязанности организации.  Речь идет об обладании международной  организацией автономной волей,  отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в  пределах своей компетенции любая  организация вправе самостоятельно  избирать средства и способы  выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

Международные организации имеют  свои особенности, позволяющие их классифицировать. Существует несколько способов их классификации:

1. По кругу участников международные  организации подразделяются на  универсальные, доступные для  участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие  государства одного региона, например, Европейский Союз, СНГ, Лига американских  государств и др.

2. По порядку вступления международные организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (приём в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организации, относящиеся ко второй группе численно преобладают.

3. По объектам (направлениям) деятельности  международные организации подразделяются  на организации общей компетенции,  в которую входит широкий круг  вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между  государствами, например, ООН и  специальной – например, ИКАО (международная  организация гражданской авиации), Интерпол, Евроюст.

4. По юридической природе и  их роли в международных отношениях  международные организации делятся  на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.

Международные межправительственные организации (ММО) создаются для  достижения определенных целей в  отдельных областях международных  отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также её цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

Международные неправительственные  организации (МНПО) – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений.

3. Основные органы  ООН

Существует шесть главных  органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический  и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит  из всех государств - членов ООН, в настоящее  время из 192 делегаций. Делегация  каждого государства - члена ООН  состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать  любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в  частности:

1) рассматривает принципы  сотрудничества в области обеспечения  международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных  членов Совета Безопасности ООН,  членов Экономического и Социального  Совета;

3) по рекомендации Совета  Безопасности назначает Генерального  секретаря ООН;

4) совместно с Советом  Безопасности избирает членов  Международного суда ООН;

5) координирует международное  сотрудничество в экономической,  социальной, культурной и гуманитарной  сферах;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной  Ассамблеи проводятся ежегодно, в  октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные  или чрезвычайные сессии Генеральной  Ассамблеи. Работа сессии проходит в  форме пленарных заседаний и  заседаний комитетов и комиссий.

Каждый член Ассамблеи  имеет один голос. Решения Ассамблеи  по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и  участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются  простым большинством членов.

Имеется семь главных комитетов  Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены  ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет  по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся  территорий (Четвертый комитет); Комитет  по административным и бюджетным  вопросам (Пятый комитет), Комитет  по правовым вопросам (Шестой комитет).

Помимо главных комитетов  Генеральной Ассамблеей создано  большое число вспомогательных  комитетов и комиссий.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН  и играет основную роль в поддержании  международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит  из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом  ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены  избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочен  расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным  трениям или вызвать спор, для  определения того, не может ли продолжение  этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или  ситуации Совет может рекомендовать  надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение  которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора  на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что  продолжение данного спора может  угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать  такие условия разрешения спора, какие сочтет подходящими.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором  оно является стороной, если в отношении  этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой  угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных  мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Совет также уполномочен  решать, какие меры, не связанные  с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления  его решений, и требовать от членов Организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических  отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио  или других средств сообщения, а  также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или  оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для  поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые  для поддержания мира вооруженные  силы.

Информация о работе ООН как международная организация