Окончание войны и его правовые последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Нормы международного права действуют не только в мирное, но и в военное время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и вооруженных конфликтов. Только после второй мировой войны их уже насчитывается более 200.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Право вооруженных конфликтов: понятие и источники…..…………………………………………………………...5

Глава 2. Правовая регламентация стадий и отдельных режимов
ведения войны…………………………………………………………..8
2.1. Начало войны и его правовые последствия………………………………..8
2.2. Участники вооруженных конфликтов.........................................................11

2.3. Нейтралитет во время войны........................................................................14

Глава 3. Окончание войны и его правовые последствия...................................17

Заключение………………………………………………………………………19

Задача 1..................................................................................................................21

Список используемых источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

междун право контр.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3

      Глава 1. Право вооруженных конфликтов: понятие и источники…..…………………………………………………………...5

            Глава 2. Правовая регламентация стадий и  отдельных режимов 

                 ведения войны…………………………………………………………..8

2.1. Начало войны и его правовые последствия………………………………..8

2.2. Участники вооруженных конфликтов.........................................................11

2.3.  Нейтралитет  во время войны........................................................................14

Глава 3. Окончание войны и его правовые последствия...................................17

Заключение………………………………………………………………………19

Задача 1..................................................................................................................21

Список используемых источников……………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Нормы международного права действуют  не только в мирное, но и в военное  время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и  совершенствования таких норм диктуется  реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и вооруженных конфликтов. Только после второй мировой войны их уже насчитывается более 200. Независимо от своего социального характера и целей (межгосударственные, гражданские войны), законности (оборонительные, национально-освободительные, военные санкции на основе Устава ООН) или незаконности (агрессивные войны, вооруженная агрессия) все они характеризуются применением вооруженных средств борьбы, в ходе которой воюющие, а также не участвующие в военном конфликте стороны должны соблюдать существующие на этот случай специальные нормы международного права. Такие нормы часто называются законами и обычаями войны, или международным гуманитарным правом. Нормы последнего наряду с правом международных договоров относятся к старейшим отраслям международного права. Предназначение этих специфических международно-правовых норм заключается в ограничении выбора средств и методов вооруженной борьбы, запрещении наиболее жестоких из них. Они защищают гражданское население и культурные ценности, положение нейтральных сторон в случае вооруженного конфликта и устанавливают уголовную ответственность за их нарушение при совершении военных преступлений. Тем самым эти нормы объективно содействуют гуманизации войн и ограничению масштабов и последствий для народов вооруженных конфликтов.

      Действующие нормы международного права, регламентирующие ведение войны, распространяются как  на международные вооруженные конфликты, так и в определенном объеме на вооруженные конфликты немеждународного характера.

      К международным вооруженным конфликтам относятся вооруженные столкновения между государствами, конфликты, в  которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной  оккупации и расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН и в других международно-правовых актах.

      К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся столкновения между правительственными силами и  антиправительственными вооруженными формированиями или вооруженными группами в ходе гражданской войны и других военных действий.

      Международное право, действующее во время вооруженных  конфликтов, содержит нормы, которые  для одних государств являются договорными, а для других - обычными, но в силу своей общепризнанности обязательны для всех государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Право вооруженных конфликтов:

понятие и источники

      Обоснование существования самостоятельной  отрасли международного права –  право вооруженных конфликтов – имеет не только теоретическое значение. Разнобой в определении данного понятия неизбежно приводит к тому, что эта отрасль международного права иногда изображается как нечто аморфное, неконкретное; из этого, в свою очередь, делается вывод, что она не имеет четких, конкретных принципов. Выработка единого понятия, формулирование и закрепление в международных соглашениях единых принципов и норм положили бы конец разногласиям по поводу правомерности или неправомерности действий воюющих, что способствовало бы более четкому выполнению норм права вооруженных конфликтов. В конечном счете, это приведет к гуманизации ведения вооруженной борьбы.

      Для того, чтобы показать существование  самостоятельной отрасли права  в той или иной системе права, следует, прежде всего, определить критерии, которые лежат в основе признания отраслей самостоятельными. Следующие критерии, присущие отрасли:

  • предмет правового регулирования (специфический круг общественных отношений);
  • специфические нормы, регулирующие эти отношения;
  • достаточно крупная общественная значимость определенного круга общественных отношений;
  • достаточно обширный объем нормативно-правового материала;
  • заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;
  • специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права1.

      Если  рассмотреть эти критерии применительно  к совокупности норм и принципов права, применяемого в период вооруженных конфликтов, можно вывести следующее:

      Предметом правового регулирования права  вооруженных конфликтов являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта, конфликта немеждународного характера.

      Специфический характер норм права вооруженных  конфликтов вытекает из предмета регулирования и заключается в том, что они в основном устанавливают поведение субъектов международного права в период конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая отрасль международного права не содержит таких норм. Крупная общественная значимость, объективно обусловленный интерес в самостоятельном регулировании данного комплекса объясняется теми последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты. Известно, что уже после второй мировой войны в вооруженных конфликтах погибло более 25 млн. человек, многие из которых – из-за неурегулированных отдельных областей права вооруженных конфликтов.

      Объем нормативного материала права вооруженных  конфликтов достаточно обширен. Некоторые  юристы (например, Колосов Ю.М.) считают,  что само образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае, когда “государства договариваются о формировании широкого универсального международно-правового акта, содержащего основные принципы международного права в данной отрасли”2, то есть формирование той или иной отрасли права в системе международного права связывается с наличием универсального международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы к ним и т.п.3).

      С учетом рассмотренных критериев  право вооруженных конфликтов можно  определить как совокупность создаваемых  путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых  в войнах, международных и немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Правовая регламентация  стадий и отдельных  режимов ведения  войны

    1. Начало  войны и его  правовые последствия.

      Военные действия между  государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской Конвенции об открытии военных действий 1907 года). Однако, согласно определению агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года, сам факт объявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную и является актом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора.

      Объявление  войны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяется конституцией каждой страны. Хотя, в нашей конституции  этот вопрос, сказать прямо, не урегулирован. Статья 87 в п. 2 определяет, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Об объявлении и начале войны, а также о том кому принадлежит данная компетенция Конституция РФ не предусматривает5.

      Объявление  войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о венном союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры, приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами. Особенности таких договоров заключается в том, что они не могут быть денонсированы (денонсация – правомерный односторонний отказ государства от договора6) во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами – с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41 и 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны).

      Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.7

      Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных  и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий. Под театром военных действий на море понимается пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограниченны военными или блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.

      Вместе  с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том  числе в пределах территории воюющих государств. Так, например, не могут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

  • территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других, не воюющих государств;
  • международные проливы и каналы (Магелланов пролив по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года, Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, река Дунай по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);
  • части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространяется режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий;
  • санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории, имеющие отличительные эмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненных и дольных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут там сконцентрированы (ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года);
  • культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие большое национальное и общемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. ст. 1, 16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 года);
  • районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чревато катастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения (Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны).

Информация о работе Окончание войны и его правовые последствия