Охрана произведений российских авторов за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:44, реферат

Описание

В течение долгого времени российские авторы были практически лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с предоставлением прав зарубежным пользователям. В соответствии с законодательством бывшего СССР передача авторских прав за рубеж производилась только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В случае нарушения данного порядка договор автора или его правопреемника, самостоятельно заключенный с иностранным пользователем, признавался ничтожным. В этой связи права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.

Содержание

Введение 3
1.Общие положения об охране авторских прав 5
2. Бернская конвенция 7
3. Ответственность за нарушение авторских прав 9
Заключение. 12
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

охрана произвед росс авторов гот.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

Международное право

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема:

 

«Охрана произведений российских

авторов за рубежом»

 

 

 

 

Выполнила студентка

 

4 курс  поток 10

 

Новожилова С.А.

 

Проверил:

 

___________________

 

Оценка ____________

 

«_____»_________2006г.




 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кстово

2006.

 

 

Содержание

 

Введение

            В течение долгого времени  российские авторы были практически  лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с предоставлением прав зарубежным пользователям. В соответствии с законодательством бывшего СССР передача авторских прав за рубеж производилась только через Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). В случае нарушения данного порядка договор автора или его правопреемника, самостоятельно заключенный с иностранным пользователем, признавался ничтожным. В этой связи права иностранного пользователя не охранялись на территории СССР, а доходы, полученные автором, считались незаконными.

           В настоящее время российские  авторы распоряжаются принадлежащими  им авторскими правами самостоятельно, в том числе могут свободно  передавать их зарубежным пользователям.  Авторские договоры с ними  заключаются в общем порядке  и могут подчиняться по выбору сторон российскому или иностранному праву. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве действует российское право как право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания авторского договора.

         Размер вознаграждения за использование  произведений российских авторов  за рубежом определяется авторским  договором. Гонорары, полученные  российскими авторами, учитываются  в составе их совокупного годового дохода и подлежат налогообложению.

 

 

 

 

1.Общие положения об охране авторских прав

     По общему  правилу, действие авторских прав  на произведение ограничивается  территорией того государства,  в котором это произведение  было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

      Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

           Когда  права российских авторов признаются  на территории иностранного государства,  объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

          Охрана  произведений российских авторов  в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

 

2. Бернская конвенция

Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами : Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией.  В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года.

Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми  основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все  её основные положения подлежали  обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.(ст.2-3).

На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского  союза  из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза. Также были предусмотрены правила присоединения новых государств к конвенции, порядок её изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья  и окончательный протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых положений конвенции.

 

3. Ответственность за нарушение авторских прав

       В ответственности за нарушение авторских прав есть две стороны: объективная и субъективная.

   К объективной стороне относится совершение одного или нескольких действий, подпадающих под действие ст.146 УК РФ, а именно: присвоение авторства на произведение и совершение любого рода действий, связанных с незаконным использованием произведения или объекта смежных прав. Критерием применимости УК РФ считается реальное причинение ущерба в крупном размере. Противоправные действия, не причинившие такого ущерба, но могущие его вызвать, определяются как покушение на преступление. Действия, которые не причинили и не могли причинить крупного ущерба, уголовным преступлением не признаются.

       Субъективная сторона такого преступления характеризуется прямым умыслом. Уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом от 200 до 400 МРОТ, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Для лиц, совершивших те же действия неоднократно, либо в сговоре с другими лицами, количественная оценка данных видов наказания удваивается удваиваются штрафы, сроки общественных работ и лишения свободы.

     Авторское право в международном аспекте имеет совершенно другой характер, нежели в Российской Федерации. Оно имеет строго территориальный характер, что означает жесткую привязку к стране, в которой это произведение было создано. В другой стране это произведение может свободно использоваться без выплаты соответствующего авторского гонорара. Чтобы охрана авторских прав действовала и в других странах, необходимо, чтобы данная страна участвовала в многостороннем международном соглашении об охране авторских и смежных прав. Кроме того, даже если такая защита осуществляется на территории другого государства, то она производится в соответствии с законодательством государства, в котором произведение находится в данный момент (готовится к печати, записывается для продажи и т.п.). Наилучшие условия для охраны авторских и смежных прав за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Российская Федерация участвует практически во всех основных международных конвенциях об охране авторских прав. Наибольшее значение среди них получили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и Всемирная конвенция об авторском праве. Со временем их содержание стало практически идентичным, но Бернская конвенция имеет обратную силу: во всех странах, участвующих в Бернской конвенции, будут охраняться все произведения, на которые не истек срок охраны в данной стране, даже если они были обнародованы (опубликованы) раньше даты подписания данной страной Бернской конвенции. В настоящее время авторы вольны в своем выборе места обнародования, опубликования, переиздания, продажи произведений. Правовое регулирование отношений с зарубежными партнерами осуществляется в общем порядке посредством авторского договора. Гонорар (авторское вознаграждение) выплачивается в соответствии с договором. Для устранения двойного налогообложения производятся зачеты налогов на суммы уплаченных налогов в иностранном государстве при предъявлении документов, удостоверяющих этот факт. Заключение. Таким образом, в этой работе была рассмотрена структура авторского права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в определениях как объектов, так и субъектов авторского права. В работу сознательно не включено и не раскрыто понятие авторского договора, как правомочной формой отношений между авторами и третьими лицами, так как это является слишком объемной темой, которая могла бы стать еще одним рефератом. Конечно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но если оно все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства, чтобы исполнять правовые нормы уже существующего законодательства.

 

Заключение.

 
   Таким образом, в этой работе была рассмотрена структура авторского  
права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в определениях как объектов, так и субъектов авторского права.  
     Конечно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но если оно все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства, чтобы исполнять правовые нормы уже существующего законодательства.  
система международной охраны авторского права  в основе своей строится на праве внутригосударственном.

Бернская конвенция построена по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят Закон РФ “Об охране авторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное положение охраны авторских прав в нашей стране.

Но  на сегодняшний день в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но к сожалению эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое  оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав. 

 

Список использованной литературы

  1. Гражданское право. Том 3. под.ред. Сергеева А.П., М., 1999.
  2. Гаврилов Э.В. «Издательство и автор. Правовые вопросы»,  М., 1991.
  3. Текст Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений»  1886 года.
  4. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 9 июля 1995 года.



Информация о работе Охрана произведений российских авторов за рубежом