Общая характеристика международного публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:01, реферат

Описание

Во время написания реферата я нашла много интересной литературы, не всегда написанной с правовой точки зрения. Все авторы пишут по-разному, особенно отличаются работы русских и зарубежных авторов. О различии мнений между авторами будет написано в главах реферата.
Помимо книг, помощь в написании реферата оказали семинары по дисциплине «Международные гуманитарные связи», на которых мы анализировали международное гуманитарное, уголовное право, права человека, право международных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и т.д. и международные неправительственные организации).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по праву.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

    Согласно  Статуту суд применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

    Односторонние акты государств не предусмотрены Статутом как источник международного права.

    Не  все односторонние акты содержат обязательные правила поведения. К  источникам можно отнести, например, заявление о признании государств или правительств, информацию (нотификацию) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и др.11

Глава 3. Правотворчество  в международном  праве

    Общая теория права определяет формально-юридические  признаки правовой нормы. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выражение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений. Эти признаки присущи также и нормам международного права.

    Любая международно-правовая норма юридически обязательна, нарушение ее влечет различного рода санкции.

    Как отмечает М. Н. Марченко, к отличительным  чертам нормы права как сходной  ячейки всей системы права относятся  содержание и выражение в ней государственной воли12. Нормы международного права являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов, и прежде всего государств.

    Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. От диспозитивных норм субъекты могут отступать по взаимному соглашению.

    Императивными называются такие нормы, от которых  государства не могут отступать даже по взаимному соглашению, а договор, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным. Такие нормы в соответствии со ст. 164 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года называются нормами jus cogens. Согласно данной статье если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается. Императивная норма может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

    Российская  наука международного права считает, что императивными нормами, прежде всего, являются основные принципы современного международного права.

    В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения  нормы международного права подразделяются на:

  • нормы-принципы. Таковыми являются семь основных принципов международного права, закрепленные в ст. 1 и 2 Устава ООН. Например, принцип мирного разрешения споров, принцип невмешательства во внутренние дела государства, принцип сотрудничества государств, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств и прочие. Три общепризнанных принципа — нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод — закреплены в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года;
  • нормы-определения. Они содержатся в различных статьях международного договора или составляют отдельный раздел (статью) договора для определения терминов, использованных в договоре;
  • нормы-цели, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта или субъектов международного права. Например, государства-участники Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года поставили перед собой цель «не допустить превращения Луны в район международных конфликтов».

    Нормам  международного права присущи самые  разнообразные санкции. Например, согласно ст. 41 Устава ООН к нарушителям решений Совета Безопасности могут быть применены такие санкции, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

    По  справедливому мнению Г. И. Тункина, одной из важных особенностей международного права является то, что его нормы  создаются самими субъектами этой системы права. Международный договор и международный обычай являются двумя основными способами создания норм международного права13.

    Основным способом создания норм международного права является международный договор. Международным договором является также учредительный акт международной организации. Договоры, как правило, заключаются в письменной форме.

    Важной  функцией договоров является систематизация как конвенционных, так и обычных  норм. Например, в преамбуле Конвенции  ООН по морскому праву 1982 года. указано, что ее цель заключается в кодификации и прогрессивном развитии морского права. Примерно такую же цель преследует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

    Договор может вступить в силу и до его  ратификации. Однако действие такой нормы носит временный характер, поскольку возможен отказ от его ратификации. Согласно ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если: а) это предусматривается самим договором или б) участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом.

    Договоры  заключаются только субъектами международного права, и прежде всего суверенными государствами, межправительственными организациями, нациями и народами, борющимися за свое освобождение, государственно-подобными образованиями. Процедуру заключения договоров между государствами регламентирует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года. Между государствами и межправительственными организациями или между самими такими организациями — Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или межлу международными организациями 1986 года.

    Процесс заключения международного договора проходит ряд этапов:

  • переговоры,
  • согласование текста, парафирование его,
  • принятие на международной (дипломатической) конференции,
  • подписание,
  • ратификация,
  • вступление в силу,
  • регистрация в Секретариате ООН,
  • опубликование в книге «Treaty Series».

    В отличие от договорных норм международно-правовой обычай не является результатом согласования воль субъектов международного права.

    Активную  роль в формировании международно-правового обычая играют межправительственные организации. Общепризнанными международно-правовыми обычаями, например, являются запреты, касающиеся агрессии, геноцида, рабства, расовой дискриминации, преступлений против человечности и пыток, а также право на самоопределение14. В ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года указано, что статьи данной Конвенции не препятствуют какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой в качестве таковой.

Глава 4. Кодификация и  прогрессивное развитие международного права

    Кодификация международного права — это усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм международного права путем приведения их в определенный порядок. В результате кодификации уточняются и изменяются действующие нормы международного права, а также разрабатываются новые нормы.

    Современный процесс кодификации и прогрессивного развития международного права представляет собой систематизацию и совершенствование принципов и норм общего международного права, осуществляемых путем: а) установления точного содержания и четкого формулирования уже издавна действующих принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами; б) изменения или пересмотра устаревших норм; в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса и актуальных потребностей международных отношений; г) закрепления в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (конвенции, договоре, соглашении)15.

    Кодификация международного права может быть официальной, осуществляемой на международном  уровне или в рамках межправительственных организаций, и неофициальной, проводимой международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными.

    Начало  официальной кодификации и прогрессивному развитию международного права было положено на Венском конгрессе (1814—1815), на котором государства подписали Парижский договор, утвердили положения, касающиеся режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов.

    После Первой мировой войны вопросы  кодификации и прогрессивного развития международного права были сосредоточены  в рамках Лиги Наций. 22 сентября 1924 года Лига Наций приняла резолюцию, которая предусматривала создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права. В 1937 году вступили в силу: Конвенция по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве; Протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; Протокол, относящийся к определенному случаю без гражданства

    25 сентября 1931 г. Ассамблея Лиги  Наций приняла важную резолюцию  о процедуре кодификации, основная мысль которой заключалась в укреплении влияния правительства на каждом этапе кодификационного процесса.

    После Второй мировой войны практически  всеми аспектами кодификации  и прогрессивного развития международного права занимается ООН — как универсальная и наиболее авторитетная организация в области управления международными отношениями.

    В соответствии с п. 1 ст. 13 Устава ООН  Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и  его кодификации. Она учредила Комитет по прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Результаты работы RVG ООН публикуются ежегодно в докладах к Генеральной Ассамблее.

Информация о работе Общая характеристика международного публичного права