Мирогрожданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:04, доклад

Описание

Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.

Работа состоит из  1 файл

Мирогражданство.docx

— 28.52 Кб (Скачать документ)

Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.

 

Глобализация это повсеместно  происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как  возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических  особенностей экономики, политического  строя, культуры, рост тяготения к  их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость  народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание  того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.

 

Если все вышесказанное  подвести к нашей дисциплине, можно  сказать об актуальности данного  процесса, как объекта для изучения. Это можно обосновать, тем, что  в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены  специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями. Конечно, если контакты происходят в  деловой среде, то здесь «острые  углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в  деловой среде. А если говорить о  простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить  место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой. космополитизм мультикультурализм

 

Так в своей работе я  буду рассматривать довольно утопическую  теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.

 

Прежде хочу заметить, что  данная тема является в последнее  время очень актуальной, но вместе с тем спорной и не достаточно изученной. Основной проблемой является устаревшее, довольно категоричное восприятие понятий «мультикультурализм» и «космополитизм». При оценке этих теорий, многие ученные обращаются к изначальным определениям, к истокам возникновения, а также дают им свою собственную однозначную, субъективную оценку, в основном отрицательную. Отчасти это правильно, но с другой стороны сейчас эти понятия надо рассматривать под призмой современных происходящих процессов, вносить корректировки в их определения. А также уходить от стереотипов, что данные понятия подразумевают отказ от своей этнической идентичности, культурных, религиозных ценностей, а в результате от своей Родины и чувства патриотизма к ней.

 

Изначальная идея Космополитизма

 

Космополитизм - теория, которая  призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. "Единство человеческого  рода" - вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму. Очевидно, что современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в  которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц. И вместе с тем современное человечество находиться лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия "национальная экономика", "национальная политика" еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования. Космополиты не ассоциируют понятие "Родина" с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в свое время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать всем и вся ради неведомых им интересов государства. Коренное отличие космополитизма от интернационализма в том, что целью космополитизма является освобождение человека от националистических догм и "державной" мании величия, а целью интернационализма является, наоборот, экспорт отечественного национализма и "державности". Космополитизм - идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Таким образом, космополитизм - идеология т.н. "мирового гражданства", ставящая интересы граждан выше интересов отдельной нации.

 

Со времени своего возникновения  понятие космополитизма имело различное  содержание, определяемое конкретно-историческими  условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления  разных по содержанию космополитических  воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр  Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.

 

Космополитические идеи получили еще более распространение в  эпоху империализма, отражая объективную  тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с образованием национальных государств. Космополитизм  представляет собой неотъемлемую часть  идеологии империализма: буржуазные политические науки; экономические  теории права (теории международной  правосубъектности личности и так называемого мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о предложении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, так как не учитывают существование государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.

 

Космополитизм и космополитическая  идентичность: практики интерпретации

 

Говоря о космополитизме, мы говорим не просто о некоем очередном  социальном феномене, который требуется  понять, но о смене самого видения  современного мира. Речь идет, иными  словами, если следовать У. Беку, об иной концепции социального космополитизма, социальных отношений в ситуации глобализации. Или иначе: проблема более  строгой концептуализации космополитизма.

 

В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные проблемы:

 

1) проблема неопределенности  и связанные с ней культурные  исследования, использующие понятие  космополитизм в качестве пустого  означающего, которое может символизировать  почти любую реальность или  идею;

 

2) проблема идентификации  и попытки ответить на сложный  вопрос «Кто является космополитом?»

 

3) проблема атрибуции,  непосредственно вытекающая из  первых двух: что конкретно характеризует  космополитическую позицию и  культуру?;

 

4) проблема управления, которая  находится в самом центре современных  дискуссий о космополитизме: именно  через исследование этого вопроса  мы можем увидеть корни космополитизма  в исторических, политических, социальных  и экономических реальностях  модерной эпохи.

 

Если прежде космополитизм  оценивался скорее негативно, то сегодня  он принимается намного более  благосклонно, что связано с радикальными социальными изменениями и появлением новых практик идентификации. Более  того, считается, что именно космополитизм  в современном фрагментированном  мире может стать основой согласования многообразных идентичностей, поскольку  за ним скрыт принцип изначального равенства всех людей.

 

Современное общество нельзя понять с национальной или локальной  точки зрения, необходим, прежде всего, глобальный подход. Очевидно, что это  требует и иного взгляда на практики конструирования идентичности, а именно понимания того, каким  образом мы определяем свою принадлежность к такому обществу и возможно ли это определение вообще.

 

Начиная с Диогена, космополитизм  рождается из локальных обстоятельств, которые по тем или иным причинам нетерпимы. Соответственно, формируется  идеология граждан мира. Правда, эти граждане тоже оказываются весьма идеализированными: космополитизм Просвещения как рациональное воплощение утопического идеала европейской цивилизации. Одновременно космополитизм - это всегда описание будущего, причем он всегда выступал предчувствием глобализации. Именно в этой парадигме наиболее четко космополитическая идея в ее классической форме в качестве политической философии была выдвинута И. Кантом в Вечном мире, причем на основе ее противопоставления не национализму, а теориям, преувеличивающим роль национального государства. Иными словами, Кант ведет речь о космополитизме, как о новой политической философии с этическим измерением. Иначе говоря, космополитизм всегда был видением будущего.

 

Многие исследователи  подчеркивают необходимость современного переосмысления космополитических  идей Канта в ключе формирования нового космополитизма. То, что ранее  было идеалом и утопией (космополитизм  Просвещения), сегодня становится повседневной практикой, радикально меняя формы  конструирования идентичностей, стили  мышления и жизни. Фактически, сегодня  любой человек, где бы он не находился, учится мыслить и действовать  космополитически (универсально). Развитие киберпространства размывает границы  между глобальным и локальным. Более того, именно глобализация открыла локальное. Космополитическая перспектива связана, таким образом, с воображением альтернативных образов жизни и рациональностей, включающим инаковость другого. Согласно У. Ханнерцу, «космополитизм есть отношение к самому разнообразию, к сосуществованию культур в индивидуальном опыте. Космополитизм есть прежде всего ориентация, стремление принять Другого. Это интеллектуальная и эстетическая открытость новому (отличительному от привычного) культурному опыту, поиск скорее оттенков, чем единообразия. И одновременно он может быть вопросом компетенции, как, в общем, так и в более специализированном смысле. Имеется в виду состояние готовности, способности принять иную культуру на основе слушания, смотрения, проникновения и осмысления. Речь идет о культурной компетенции в строгом смысле слова, т.е. о навыках постижения особой системы смыслов и смысловых форм».

 

Именно поэтому кредо  современного космополитизма заключается  в новом универсализме (Лакло  об универсализме), а именно в концепции  прав человека, которые в отличие  от партикуляризма нации более эффективно поддерживают идентичность граждан  мира, а не только граждан отдельных  государств. Новый космополитизм  отвергает идею, что формы солидарности концептуально связаны исключительно  с национальным государством и обращается к утверждению постнациональной, транснациональной или глобальной демократии (Ю. Хабермас). В целом новый космополитизм оказывается синтезом самых различных новых подходов в социальных и гуманитарных науках.

 

Особое значение концепции  нового космополитизма У. Бека

 

Бек рассуждает о космополитизации, как о состоянии современного глобального мира: космополитизация, будучи продуктом глобализации, представляет собой «внутреннюю» глобализацию, глобализацию изнутри национально-государственных обществ. Это существенным образом трансформирует повседневное сознание и идентичность. Глобальные интересы становятся частью повседневного локального опыта и «моральных жизненных миров» людей». То есть очень важно понять, что космополитизм не где-то там, в глобальных городах, но в каждом месте. Все сегодня становятся космополитами. Проблема в том, как находить адекватные локальные ответы на глобализацию и космополитизацию повседневной жизни. Как подчеркивает Бек, «космополитизм представляет собой совокупность глобальных отношений и транснациональный словарь символов, но также и глубокое вовлечение в локальную деятельность, локальное сознание, связь с локальным населением. У него одновременно есть и корни, и крылья». В результате национальное перестает быть национальным, как таковым. «Национальное» должно быть по-новому исследовано как интернализованное глобальное.

 

Если говорить обобщенно, то новый космополитизм переоценивает  обе ключевые опоры самопонимания современного общества. Согласно Беку, идея космополитизации является методологическим приемом, который помогает нам преодолеть методологический национализм. В этой связи важно понять установленную Беком связь между космополитизацией мира и «национальным воображением», как основой взаимной интерпретации культур. Национальное воображение является, по сути, монологическим.

 

Существует ли космополитическая  идентичность как таковая? Обобщено К. Аппиа следующим образом описывает космополитическую идентичность: «По сути, я утверждаю, что можно быть космополитом - приветствуя многообразие человеческих культур; укорененным - преданным одному (или нескольким) локальному обществу, которое индивид считает своим домом; либералом - убежденным в ценности индивида; патриотом - приветствуя институты государства (или государств), в рамках которого индивид проживает. Космополитизм проистекает из тех же источников, которые питают либерализм, поскольку именно многообразие форм жизни людей обеспечивает «словарем» язык индивидуального выбора. А патриотизм проистекает из либерализма, поскольку государство упорным трудом создает пространство, в рамках которого мы выявляем возможности свободы. Для укорененного космополита все это есть одно целое».

Информация о работе Мирогрожданство