Мирные средства разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:52, реферат

Описание

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 2
1. Понятие и виды международных споров ……………………………………………. 3
2. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров ……………………………………………………………………….. 5
3. Политико-дипломатические средства мирного урегулирования международных споров
3.1. Переговоры и консультации ………………………………………………………….. 6
3.2. Добрые услуги и посредничество …………………………………………………. 7
3.3. Следственная процедура ………………………………………………………………. 9
3.4. Согласительная процедура …………………………………………………………… 9
4. Судебные средства мирного урегулирования …………………………………….11
4.1. Международный арбитраж …………………………………………………………. 11
4.2. Международные суды …………………………………………………………………. 14
5. Механизмы мирного разрешения споров в международных организациях ………………………………………………………………………………………. 15
Литература
Выводы

Работа состоит из  1 файл

Мирные средства разрешения международных споров.docx

— 60.04 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных  отношений присутствуют во многих произведениях  политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних  времён. В Китае центральной в  этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

     Правда, не все философы были пацифистами. На политическую культуру многих народов  накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

     Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира – готовься к войне». На старинных пушках была надпись  по латыни: последний аргумент королей».

     В политической мысли есть два полярных взгляда на природу международных  отношений: концепция конфликта  как нормы международных отношений  между государствами (Т. Гоббс), концепция  сотрудничества (Г. Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.

     Войнам  всегда находилось объяснение: религиозные, династические, политические, экономические. М. Вебер говорил: «нация простит  ущемление её интересов, но не простит  оскорбление её чести».

     В наше время остаются реальностью  локальные конфликты. С 1945г. по 1991г. в мире произошло 127 вооружённых  конфликтов, в которых погибло 21,8 млн. человек. По данным ООН с 1900г. по 1941г. 79% всех военных конфликтов составляли конфликты между государствами, а 1945г. по 1969г. 85% конфликтов были гражданские  войны. Только две последние мировые  войны нанесли ущерб человечеству, гораздо больше, чем военные конфликты  за предыдущую историю. Они доказали, что военными методами нельзя реализовать  любые геополитические амбиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и виды международных споров

    Отношения между государствами и другими  субъектами международного права могут складываться различным образом: как мирные и дружественные, когда между сторонами отношений нет никаких разногласий относительно содержания своих прав и обязанностей, а могут перейти в кризисное состояние, когда стороны видят в поведении других угрозу своим законным правам и интересам, что может привести к ухудшению взаимных отношений, а в ряде случаев обострить международную обстановку до такой степени, что она будет квалифицироваться как угрожающая международному миру и безопасности. Поэтому международное право уделяет внимание поддержанию и сохранению дружественных отношений между государствами и другими субъектами международного права, в том числе предусматривает специальные мирные средства урегулирования международных споров.

    Для правильного решения вопроса  о возможности применения мирных средств урегулирования необходимо дать точную квалификацию характеру сложившихся конфликтных отношений. В теории и практике международного права различаются несколько форм противостояния между его субъектами. На начальной стадии зарождения разногласий, когда происходит незначительное обострение отношений, принято говорить о возникновении ситуации. В частности, в ст. 34 Устава ООН говорится о ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. В науке под ситуацией принято понимать совокупность обстоятельств субъективного характера, вызвавших трения между субъектами международного права вне связи с конкретным предметом какого-либо международного спора. Таким образом, при ситуации состояния спора еще нет, но имеются предпосылки для его возникновения, что позволяет определить ситуацию как состояние потенциального спора.

    Что же касается международного спора, то он представляет собой такое состояние отношений между субъектами международного права, которое вызвано столкновением их интересов и которое порождает разногласия между ними. В случае возникновении спора субъекты международного права выдвигают взаимные притязания по неурегулированным между ними вопросам, которые касаются их прав и интересов, толкования международных договоров и иных объектов. Таким образом, когда  разногласия достигают состояния спора, они характеризуются определенным предметом и активными действиями спорящих сторон (выдвижение притязаний и др.).

    От международного спора следует отличать такую форму международного конфликта, как международное правонарушение, которое порождает не просто разногласия между заинтересованными субъектами международного права по какому-либо вопросу, а разногласия вызванные несоблюдением одним из них своих международных обязательств, что причиняет вред другому субъекту или субъектам. В случаях международных правонарушений конфликты разрешаются как при помощи мирных средств, так и путем применения международно-правовых санкций, если правонарушитель отказывается прекратить международное правонарушение и (или) выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности.

    Международные споры, равно и международные  ситуации, должны быть урегулированы  исключительно мирными средствами. При этом в п. 1 ст. 36 Устава ООН  признается необходимость учета  характера международного спора  или ситуации при выборе соответствующей  процедуры или методов урегулирования.

    В науке международного права приводятся различные критерии для классификации  международных споров. Если обратиться к Уставу ООН, то в нем упоминаются  следующие виды международных споров:

    •споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, — это наиболее важная категория международных  споров, которая постоянно находится  в поле зрения Совета Безопасности ООН;

    •любые  споры;

    •местные  споры;

    •споры  юридического характера.

    Для определения того, какие споры являются юридическими, обратимся к ст. 36 Статута Международного суда ООН, согласно которой к ним относятся:

    а) споры, касающиеся толкования договоров;

    б) споры о любом вопросе международного права;

    в) споры о наличии факта, представляющего нарушение международных обязательств;

    г) споры о характере и размерах  возмещения, причитающегося за нарушения  международных обязательств.

    В Уставе ООН нет определения политических опоров, если не считать того, что в нем указана одна из их разновидностей споров, угрожающие поддержанию международного мира и безопасности: они порождены излишне категоричным утверждением о наличии зависимости выбора мирных средств урегулирования от характера международного спора. Например, согласно такой точке зрения споры юридического характера должны быть урегулированы соответственно исключительно правовыми средствами, т.е. при помощи судебных процедур. Со своей стороны, политические споры не могут быть предметом судебного (или арбитражного) разбирательства, для их урегулирования непременно должны применяться политические средства (переговоры и т.д.).

    Однако  подобная концепция взаимосвязи  и жесткой детерминированности  выбора мирных средств урегулирования от двух основных видов международных  споров не имеет под собой достаточных  научных оснований. Ее последовательное проведение в жизнь может при- вести к игнорированию государствами и другими субъектами между народного права своих международных обязательств. Более того, ее несостоятельность следует из того, что в силу принципа мирного урегулирования международных конфликтов за сторонами спора сохраняется право свободного выбора мирных средств урегулирования, в то время как указанная концепция вступает в явное противоречие с данной общепризнанной нормой международного права.

    Более здравой выглядит идея разделения международных  споров на политические и юридические  с учетом их конкретного содержания и правовых последствий. На практике, безусловно, приходится учитывать, что  какой-либо спор между субъектами международного права вызван политическими причинами  или влечет за собой серьезные  политические последствия, в то время  как другой спор находится исключительно  в юридической плоскости и  нуждается в правовой оценке. Разумеется, такое противопоставление носит  весьма условный характер, поскольку  любой спор между субъектами международного права неизбежно будет иметь  политический характер, поскольку в  нем участвуют государства, а  в любом политическом споре всегда можно встретить международно-правовые аспекты. Действительность международных  отношений такова, что большинство  международных разногласий имеет  смешанный характер, т.е., в них  присутствуют некоторые юридические  аспекты и они всегда имеют какое-либо политическое значение. 

    2. Понятия и виды мирных средств разрешения международных споров

    В международных отношениях с давних пор проводилось различие между  мирными и немирными (военными) средствами урегулирования международных споров. Запрет на использование силы в международных  отношениях и обязательство разрешения международных споров исключительно  мирными средствами, установленные  в Уставе ООН, не допускают в современных условиях возможности правомерного  обращения к силе для урегулирования международных споров. Термин «мирное урегулирование международных споров» берет свое начало от Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг., поэтому его употребление связано с конкретными международными договорами, участники которых стремятся предусмотреть специальные механизмы для урегулирования потенциальных конфликтов между собой. Разумеется, ряд положений международных договоров в том числе принятых на Гаагских конференциях Конвенции о мирном разрешении международных споров, носят общий характер, т.е. применяются к различными ситуациям и спорам между государствами. Другие, как, например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., предусматривают механизмы урегулирования исключительно специальных   (в случае  Конвенции ООН по морскому праву - морских) споров, возникающих  в процессе применения соответствующих международных договоров, иными словами, они имеют вспомогательный по отношению  к основному договору характер.

    Под мирными средствами разрешения международных споров понимаются международно-правовые методы урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами и нормами международного права, а также с учетом принципов справедливости, без применения вооруженной силы и принуждения в какой-либо форме, несовместимой с Уставом ООН.

    В общем виде мирные средства урегулирования международных споров перечислены  в ст. 33 Устава ООН, которая упоминает  переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам  и соглашениям и иным мирным средствам.

    Поскольку международные споры имеют различный  характер, то к ним применимы различные  формулы урегулирования, процедуры осуществления которых также различны. Чаще всего в зависимости от их характера применяемые средства мирного урегулирования международных споров можно разделить на политико-дипломатические, к которым относятся переговоры, консультации, добрые  услуги, посредничество, следственные и согласительные комиссии, урегулирование в рамках международных организаций и судебные, ими юридические (международное судебное и арбитражное разбирательство). Ряд юристов считают, что в современный период между государствами возникает большое количество специальных споров (о договорах, касающихся установления границ между государствами, по экономические вопросам, статусу морских вод, радиокоммуникациям, в сфере авиации и т.д.), которые должны привести к возникновению третьем группы мирных средств, носящих специальный характер, таких как специализированные комиссии, комитеты ММПО и т.д. 

    3. Политико-дипломатические средства мирного урегулирования международных споров    

    3. 1. Переговоры и консультация

    Непосредственные  переговоры относятся к наиболее древними и наиболее используемым средствам мирного урегулирования споров. Они заключаются в непосредственном общении спорящих сторон, которое лучше позволяет понять позиции друг друга и найти взаимоприемлемое решение спорного вопроса. По сути дела, переговоры являются чисто дипломатическим методом урегулирования споров, так как они осуществляются по обычным дипломатическим каналам или в рамках международных конференций, специально создаваемых для этих целей. В случае, если конференции созываются для решения иных задач, стороны могут воспользоваться их проведением для осуществления контактов по спорным вопросам.

    Переговоры  относятся к числу наиболее используемых средств мирного урегулирования споров, поскольку их значительное большинство было урегулировано посредством или при помощи переговоров. Переговоры удобны тем, что позволяют сторонам непосредственно договариваться по существу спорных проблем, а также делать это достаточно оперативно, поскольку нет необходимости прибегать к особым формальностям при их проведении, они дают сторонам возможность широкого усмотрения и сохранения конфиденциальности, что также является важным условием обеспечения законных интересов сторон. Данная процедура предоставляет государствам-участникам широкие возможности для маневров, которые только ограничиваются обязательством договариваться добросовестно, как на это указал Международный суд ООН в 1996 г. в отношении переговоров по разоружению в консультативном заключении о законности использования ядерного оружия государством в вооруженном конфликте.

Информация о работе Мирные средства разрешения международных споров