Международный договор как один из источников международного права

Автор работы: s*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:22, доклад

Описание

Первыми в истории международных отношений сложились и применялись два вида источников – международный договор и международный обычай. Но с течением времени в результате дипломатической практики, деятельности государственных международных конференций, функционирования международных межправительственных организаций в современном праве возникли новые формы воплощения международно-правовых норм – акты международных конференций и совещаний, акты международных организаций и международных органов.

Работа состоит из  1 файл

Международный договор.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

3. Принятие текста договора и установление его аутентичности – подлинности, верности. Это необходимо для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (изменению не подлежит) и подлинным документом. Предварительное принятие текста договора осуществляется путём особой процедуры голосования, парафирования и подписания.

Голосование для договоров с небольшим  числом сторон, как правило, не проводится, а вместо этого применяется метод  консенсуса – общего согласия (нет  возражений со стороны какого-либо государства). Многосторонние договоры принимаются большинством в 2/3 голосов, либо другим квалифицированным большинством.

Парафирование – это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. После этого  уполномоченные сами уже не могут вносить изменения и дополнения в договор, только правительство соответствующего государства может поставить вопрос об этом. Парафирование обычно применяется в отношении двусторонних договоров и договоров с небольшим числом участников.

Если  договор не требует дальнейшей ратификации, то его подписание – это одновременно и форма принятия текста, и согласие на его обязательность. В противном случае – это лишь форма установления аутентичности текста, требует подтверждения компетентного органа государства.

4. Согласие договаривающихся сторон на обязательность договора. Способы выражения такого согласия: подписание, обмен документами, образующими договор (нотами, либо письмами), ратификация, утверждение (принятие), присоединение к договору. При подписании государства соблюдают правила альтерната – чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства и подписи уполномоченных помещаются на почётном месте – под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи – справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке в соответствии с выбранным языком. Возможны также более сложные процедуры при принятии некоторых договоров. Они могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно на другом.

Обмен документами, образующими договор  – это упрощённая процедура его заключения. Должностные или уполномоченные лица направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация – это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной  власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством. Договоры вступают в силу в том  порядке и сроке, который оговорён в договоре. Договор может вступать в силу с даты подписания, по истечении определённого срока после подписания, либо с указанной в договоре даты, не нуждаясь в ратификации. Либо он нуждается в дополнительных процедурах и вступает в силу только после обмена документами о выполнении таких процедур. Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов. Различают "договоры-контракты" и "договоры-законы". Первые устанавливают взаимные обязательства сторон. Вторые устанавливают общие правила поведения, которые не основаны на взаимности. Типичный пример таких "договоров-законов" - договоры о правах человека.

Утверждение – эта процедура входит в компетенцию  определённых национальным законодательством государственных органов, либо в компетенцию главных органов международной организации согласно её уставу. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, это осуществляется после вступления договора в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.

Действительность  договора – это правомерность  договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Договор считается действительным, пока не доказано иное. В Венской конвенции предусмотрены основания, по которым договор может быть признан недействительным. Недействительность может быть абсолютной и договор признан ничтожным, если согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя, либо если договор противоречит императивной норме jus cogens («неоспоримое право»), которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо. Относительная недействительность делает договор оспоримым. Её основанием может быть явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры, ошибка при заключении договора, обман со стороны одного из участников договора, прямой или косвенный подкуп представителей в переговорах, и так далее. Положения договора, признанного недействительным, не имеют юридической силы.

Процедуры признания договора недействительным, прекращения или приостановления  его действия определяются в ст.65-68 Венской конвенции о праве  международных договоров. В целом  вопрос о времени, условиях и порядке  прекращения действия договора решается сторонами и фиксируется в договоре. Срочные договоры прекращают своё действие по истечении указанного в них срока. Договор также может быть прекращён в связи с исполнением обязательств, с согласия всех договаривающихся сторон, либо в связи с его заменой – заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же участниками. Прекращение договора возможно путём денонсации и аннулирования.

Денонсация  – это односторонний отказ  государства от договора с предварительным  предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора.

Аннулирование – это отказ государства от договора, когда к тому есть достаточные, веские, определённые нормами международного права основания. Как и денонсация, это односторонний отказ от договора, но государство должно указать причины. Венская конвенция предусматривает следующие обстоятельства-основания для аннулирования договора: существенное нарушение договора другими участниками, невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения его объекта, либо коренное изменение обстоятельств. В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств мирного разрешения споров – переговоров, посредничества, и т.д. Либо спор передаётся в Международный суд или арбитраж.

Международный договор в системе права России 

Для Российской Федерации вопрос о договорах  как источниках международного права имеет специфический характер, так как после распада СССР три категории договоров считаются международными договорами РФ:

1. договоры, заключенные непосредственно РФ;

2. договоры, заключённые СССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые РФ в порядке правопреемства – это большинство из ныне действующих договоров;

3. договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в своё время в силу и ратифицируемые уже от имени РФ.

Впервые положение о приоритете правил международного договора

было  включено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. Ст.7 Гражданского кодекса РФ восприняла положение  основ, установив, что международные  договоры Российской Федерации применяются  к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.

Конституция Российской Федерации 1993 г. ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации в  качестве составной части правовой системы РФ. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, что приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона.

Соотношение норм международного права и международных  договоров России также закрепляется в ст.15, ст.106 и ст.125 Конституции  Российской Федерации и Федеральном  законе «О международных договорах Российской Федерации». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования. Закрепляются следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему: а)согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора; б)подписание международного договора; в)обмен документами, образующими договор; г)ратификация; д)утверждение; е)принятие; ж)присоединение; з)иные способы выражения согласия по договоренности сторон. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Выдвигаются следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора. Вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ). Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. 
 

Международный договор в настоящее время  является основным источником международного права. На современном этапе экономического и политического развития государства  и общества, при современном уровне развития связи и сотрудничества между государствами, в условиях сегодняшней системы международных отношений и международного права договорная форма закрепления правоотношений наиболее эффективна, так как она чётко и конкретно формулирует правомочия и обязательства сторон, обеспечивает правильное толкование и применение норм. Также, договоры наилучшим образом способствуют согласованию и взаимодействию международных норм и норм внутригосударственного права.

Таким образом, становится очевидно, что международные  договоры выступают не просто в качестве основного источника международного права, но одновременно образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира, стабильности и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Договорная форма способствует прочности миропорядка, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы. Все это говорит об огромной важности исследования международной договорной практики, а также в частности договорной практики РФ. Важно, чтобы правила заключения, действия, толкования и прекращения действия договоров соответствовали системе международных отношений и нормам действующего международного права, и были универсальными, общепризнанными и общеобязательными для всех участников международных правоотношений.

Информация о работе Международный договор как один из источников международного права