Международный арбитраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

На основе Гаагской конвенции 1907 года была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В Гааге находится и действует Постоянная палата третейского суда, ее административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и дипломатических представителей стран-участниц. В Палате имеется список международных арбитров, из которого государства выбирают себе арбитра для рассмотрения и разрешения дел. Национальная группа арбитров состоит из 4-х человек.
Международный арбитраж формируется из нечетного числа членов и суперарбитра, назначаемых сторонами. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН.

Содержание

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 3
Арбитражное рассмотрение споров между государствами и частными лицами 6
Арбитражные процедуры в рамках региональных международных организаций 8
Специализированный арбитраж 12
Определения понятий. 16
Задача. 18
Литература: 19

Работа состоит из  1 файл

Международный арбитраж.docx

— 54.56 Кб (Скачать документ)

    В компетенции Центра находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно  в отношениях, связанных с инвестициями между договаривающимся государством (или любым уполномоченным им органом) и физическими или юридическими лицами, отличными от лиц государства, выступающего в качестве стороны  в споре. Обязательным условием принятия спора к производству Центра является письменное согласие участников спора  о передаче такого спора на разрешение Центра путем примирения или арбитража (ст. 25 Конвенции).

    Любая процедура арбитражного разрешения спора осуществляется в соответствии с положениями Конвенции и, если стороны не договорятся об ином, в соответствии с Правилами арбитражного рассмотрения споров, разработанными Центром.

    Арбитраж  рассматривает спор, согласно нормам права, в соответствии с соглашением  сторон. В случае отсутствия соглашения сторон арбитраж применяет право  государства, выступающего в качестве стороны в споре, а также те нормы международного права, которые  могут быть применимы. Решения арбитража  могут также основываться на справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны договорятся об этом. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения (решения no liquet), ссылаясь на отсутствие или неясность правовых норм (ст. 42 Конвенции).

    Согласно  Конвенции решения арбитража  о взыскании денежных сумм подлежат исполнению на территории соответствующего государства таким же образом, как  если бы об этом было окончательное  решение судебного органа этого  государства.

    Система Международного центра по разрешению инвестиционных споров является довольно гибкой и позволяет, сохраняя автономность сторон в споре, традиционно присущую межгосударственным арбитражам, в области  исполнения арбитражных решений  заимствовать свойства коммерческих арбитражей, что в значительной степени способствует ее эффективности16.

    Уникальным  примером применения арбитража для  разрешения споров между государствами  и частными лицами является арбитражный  трибунал между США и Ираном, созданный  на основе Соглашения об урегулировании претензий 1981 г. Арбитражный трибунал призван рассматривать претензии, возникающие из долгов, контрактов, экспроприаций и других мер, влияющих на право собственности. Согласно статье II (1) Соглашения трибунал рассматривает  претензии физических и юридических  лиц США против Ирана и претензии  физических и юридических лиц  Ирана против США и других задействованных  сторон. Помимо того, юрисдикция трибунала  распространяется на официальные претензии  США и Ирана против друг друга, возникающие из контрактных обязательств между ними по покупке и продаже товаров и услуг (ст. II (2) Соглашения). Арбитражный трибунал состоит из девяти членов. По три арбитра назначают США и Иран. Избранные таким образом шесть арбитров определяют третью страну, которая назначает остальных трех арбитров (стст. II, III).

    Претензии разрешаются трибуналом в полном составе или по палатам. Председатель трибунала приказом от 24 марта 1982 г. № 8 образовал три палаты, в каждую из которых входят по три арбитра. Все решения трибунала окончательны и обязательны для сторон в  споре. Регламент арбитражного трибунала  между США и Ираном был принят 9 марта 1983 г. и действует с изменениями  от 7 марта 1984 г.

    По  данным на 1989 г. этот смешанный арбитраж присудил 5,9 млрд дол. американским гражданам и банкам и 622 млн дол. правительству Ирана и иранским гражданам. Решения арбитражного трибунала оплачиваются из фонда, который был учрежден Соглашением 1981 г. и который пополняется Ираном каждый раз, когда его размер сокращается ниже уровня 500 млн дол. Таким образом, американские истцы, в случае разрешения дела в их пользу, имеют гарантию, что любая установленная решением трибунала сумма будет выплачена.

    В литературе отмечается, что этот арбитраж не только способствует развитию норм международного права, но вносит ряд  новых элементов в весь процесс разрешения международных споров.

    Характерной особенностью смешанных арбитражей является неравенство сторон в споре: суверенное государство и частное  иностранное юридическое лицо. Это  различие особенно существенно для  третьей стороны — разрешающей  спор: арбитражного суда.

    Проблемы, которые возникают в связи  с неравенством сторон, не только носят  процессуальный характер (еще более  усложненный арбитраж формируется  в рамках постоянных институтов, таких  как Международный центр по разрешению инвестиционных споров), но и относятся к существу рассматриваемого дела. Государство может прибегнуть к своему иммунитету (в зависимости от обстоятельств), как, например, при осуществлении против него мер по исполнению решения арбитражного суда и т. д. Иностранное, прежде всего юридическое, лицо, такое как "транснациональное предприятие", также имеет свои отличительные характеристики: "корпоративная национальная принадлежность", особая связь с внутренним законодательством, защита корпораций и держателей акций и т. д.

    В заключение рассмотрения вопроса о  правовой природе смешанного арбитража  может быть сделан вывод о том, что в случае смешанного арбитража  имеется особая автономная международная  арбитражная процедура, сочетающая в себе свойства как публичного, так и частного (коммерческого) арбитража.

    Смешанные арбитражи являются наглядным примером того, что современное соотношение  международного публичного и частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением. Изложение многих вопросов международного публичного права  неотделимо от привлечения материалов международного частного права, имея в  виду реальное сближение или даже совмещение предмета регулирования, круга  участников правоотношений, методов  и форм регламентации. 

Арбитражные процедуры в рамках региональных международных  организаций

Большое внимание международному арбитражу уделяется  на региональном уровне в рамках таких  международных организаций, как  Лига арабских государств (ЛАГ), Организация  американских государств (ОАГ), Организация  африканского единства (ОАЕ), Совет  Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Процедура арбитражного рассмотрения споров регламентируется в многосторонних международных  договорах, принятых под эгидой этих региональных международных организаций, а именно в Боготинском пакте о мирном разрешении международных споров 1948 г. (ОАГ), Протоколе о Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу 1964 г. (ОАЕ), Европейской конвенции о мирном разрешении международных споров 1957 г. (СЕ), Конвенции по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ 1992 г. В рамках Лиги арабских государств отсутствует детальная регламентация арбитражной процедуры. В статье 5 Пакта Лиги арабских государств от 22 марта 1945 г. в качестве арбитра определяется Совет Лиги для разрешения споров, которые обе стороны добровольно передали в Совет. Следовательно, систему Пакта ЛАГ следует рассматривать как довольно несовершенную концепцию арбитража21.

С арбитражной  процедурой урегулирования споров в  соответствии с перечисленными региональными  международными документами тесно  соприкасается проблема разграничения  юридических и политических споров. В международно-правовой литературе существует мнение, что международный  арбитраж должен использоваться преимущественно  для разрешения неюридических (политических) споров22. Такая концепция отражена в Европейской конвенции о мирном разрешении международных споров 1957 г. В статье 1 главы I Европейской конвенции зафиксировано положение о том, что международно-правовые споры, указанные в статье 36 (2) Статута Международного суда ООН, передаются на рассмотрение Международному суду. Оговорки государств к этим положениям, согласно статье 34 Европейской конвенции, недопустимы (обязательная юрисдикция Международного суда).

В соответствии со статьей 19 главы III Европейской конвенции  стороны представляют в арбитраж все неюридические споры, которые  не были урегулированы посредством  примирения. Кроме того, стороны, не прибегая к примирению, сразу могут  передать спор в арбитраж.

Если ничего не оговорено в специальном соглашении или если специальное соглашение (компромисс) не заключалось вовсе, статья 26 Европейской конвенции  предусматривает, что учрежденный  сторонами в споре арбитражный  трибунал разрешает спор по справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), опираясь на общие принципы международного права, уважая договорные обязательства и окончательные решения международных судов, которые обязательны для сторон. Рассмотрение неюридического спора, если иное не установлено в специальном соглашении сторон, осуществляется согласно разделу IV Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. В соответствии со статьей 34 государствам предоставляется право при депонировании документа о ратификации Конвенции сделать заявление о нераспространении на них действия главы III (Арбитраж) Европейской конвенции 1957 г.

Европейская конвенция о мирном разрешении международных  споров 1957 г. вступила в силу в отношении 13 государств, из которых 6 не приняли  главу III об обязательном арбитраже (Австрия, Германия, Швейцария, Люксембург, Дания  и Норвегия)23.

Разграничение в Европейской конвенции споров на юридические и политические оправдано  с позиций укрепления авторитета Международного суда ООН, но с точки  зрения специфики международно-правовых отношений оно неприемлемо, так  как допускает возможность того, что международное право по своей  сути несовершенно, не может служить  основой для вынесения решения, содержит пробелы и вообще не носит  законченного характера, в то время  как тезис о законченности и цельности системы современного международного права создает потенциальные возможности для урегулирования практически любого межгосударственного спора на основе права и справедливости. Кроме того, разграничение понятий споров юридических и политических не поддается точному определению, поскольку юридические и политические аспекты взаимосвязаны практически в любом межгосударственном споре. Необходимо также обратить внимание на то, что международный арбитраж может успешно применяться для разрешения как юридических, так и политических споров. Вместе с тем можно говорить о преобладании того или иного аспекта в споре. Международный арбитраж свидетельствует в пользу возможности урегулирования споров, где превалируют политические аспекты24.

Из концепции  о разграничении споров на юридические  и политические исходит Боготинский пакт о мирном разрешении международных споров 1948 г. Однако в Боготинском пакте не исключается возможность разрешения юридических споров посредством арбитража. Другой отличительной чертой Боготинского пакта является положение о том, что если юридический спор не удалось разрешить путем примирения и отсутствует компромисс о его арбитражном разбирательстве, любая из сторон в споре в одностороннем порядке может обратиться в Международный суд ООН, как это предусмотрено в статье 36 (2) Статута Международного суда. Если же Международный суд заявит об отсутствии юрисдикции по переданному ему юридическому спору, спор передается в обязательный арбитраж (стст. 31—38 Пакта). Боготинский пакт содержит подробную регламентацию арбитражной процедуры, которая носит в нем доминирующий характер.

Спецификой  отличается арбитражная процедура  в рамках ОАЕ. В соответствии со статьей 19 Хартии ОАЕ от 25 мая 1963 г. предусмотрено  учреждение Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Состав и  функции Комиссии определяются в  Протоколе от 21 июля 1964 г., который  является неотъемлемой частью Хартии. По некоторым характеристикам Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу  напоминает Постоянную палату третейского  суда в Гааге. Комиссия состоит из лиц, которые готовы сотрудничать в  целях урегулирования международных  споров. Согласно статьям 2 и 3 Протокола  Комиссия состоит из 21 члена, избираемых сроком на пять лет и могущих быть переизбранными. Процедура арбитража  четко отграничивается от посредничества и примирения. Для осуществления  арбитражного разбирательства в  каждом отдельном случае учреждается  арбитражный трибунал. Он формируется  из членов Комиссии, имеющих правовую квалификацию. В состав трибунала  входят по одному арбитру, назначаемых сторонами, и избранный последним председатель.

Обращаться  в Комиссию за разрешением спора  имеют право не только государства  — участники ОАЕ, но и ее органы. Обращение к арбитражу носит  добровольный характер. Арбитражное  разбирательство осуществляется на основе заключаемого сторонами компромисса.

Особый интерес  вызывает европейская система урегулирования межгосударственных разногласий, разработанная  в рамках ОБСЕ. Центральным звеном этой системы должен стать Суд  ОБСЕ по примирению и арбитражу, учрежденный  согласно Конвенции по примирению и  арбитражу 1992 г.

Конвенция по примирению и арбитражу является результатом двадцатилетних усилий государств — участников общеевропейского процесса по разработке универсальной  системы мирного разрешения международных  споров. Работа над созданием европейской  системы урегулирования споров началась в 1973 г. с рассмотрения швейцарского проекта конвенции по мирному  урегулированию споров, а затем продолжалась на регулярных встречах государств —  участников ОБСЕ, а также на четырех  специальных совещаниях экспертов (Монтре — 1978 г., Афины — 1984 г., Валетта — 1991 г., Женева — 1992 г.).

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ принята Советом ОБСЕ на Стокгольмской  встрече 15 декабря 1992 г. и вступила в  силу 5 декабря 1994 г. По данным на май 1998 г. Конвенция вступила в силу в  отношении 25 государств из 36 подписавших. Данную Конвенцию следует характеризовать  как наиболее совершенный региональный документ, посвященный арбитражному разбирательству. Предусмотренная  Конвенцией процедура разрешения международных  столкновений с привлечением беспристрастной  третьей стороны может внести важный вклад в урегулирование споров на европейском пространстве, способствовать укреплению стабильности и доверия  в Европе.

В этой связи  представляется важным более подробно остановиться на некоторых положениях Конвенции.

Согласно  Конвенции Суд по примирению и  арбитражу может рассматривать  любые споры между государствами, которые не были урегулированы дипломатическими средствами (ст. 18 Конвенции). Рассмотрение споров осуществляется в Примирительной комиссии или арбитражном трибунале (ст.2 Конвенции).

Примирительная  комиссия образуется по одностороннему заявлению любого государства-участника  Конвенции. Примирительная комиссия оказывает  помощь сторонам в поисках урегулирования спора в соответствии с международным  правом и их обязательствами в  рамках ОБСЕ.

Процедура примирения предполагает, что если стороны придут к взаимоприемлемому  урегулированию, то условия этого  урегулирования фиксируются в резюме выводов, подписываемом представителями  сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство заканчивается. В  случае несогласия сторон Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями  по мирному урегулированию спора  и доводит его до сведения сторон. Если в течение 30 дней стороны не соглашаются с предложенным урегулированием, доклад передается в Совет ОБСЕ (стст. 22—25 Конвенции).

Информация о работе Международный арбитраж