Международно-правовые вопросы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:53, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – международно-правовые вопросы гражданства во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной работы являются:
1) определить понятие гражданства;
2) изучить способы приобретения и утраты гражданства;
3) раскрыть такие понятия, как двойное гражданство и безгражданство

Работа состоит из  1 файл

т 1.docx

— 40.90 Кб (Скачать документ)

         В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. 
Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подверглась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 года, гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России. 
Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить:

а) последствия, связанные  с оказанием дипломатической  защиты лицам с двойным гражданством;

б) последствия, связанные  с военной службой лиц с  двойным гражданством.

             В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства.

             Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). 10

          Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Есть только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

        Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем - заключить международное соглашение.

          Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.11

           Первый - договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них - многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу - военной службе лиц с двойным гражданством.

            Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области гражданства. Например, 10 июля 1967 года путем обмена нотами было заключено соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан, посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и советское гражданство. 
Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

12Первым договором этого рода в практике Советского Союза было соглашение по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из своих гражданств. Если в течение определенного срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало. По пути заключения подобных двусторонних конвенций пошли и некоторые восточноевропейские государства: Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. В конвенциях с участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение одного года. Правда, в некоторых случаях отдельные конвенции продлевались, но это не решало проблему в целом. По истечении срока действия конвенции продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным гражданством.

               В связи с этим возникла необходимость в заключении новых конвенций о двойном гражданстве. На протяжении 60-х и 70-х годов СССР заключил с большинством восточноевропейских государств, в том числе с ГДР, а также Монголией, соответствующие конвенции или договоры, которые сохраняют свою силу для России, кроме договора с ГДР (договор с Чехословакией действует в настоящее время между Россией и Чехией и Словакией). 
Они практически однотипны и, так же как и предыдущие конвенции, устанавливают право оптации гражданства для лиц с двойным гражданством. В отношении несовершеннолетних выбор гражданства осуществляется их родителями. Предусматривается также возможность выбора родителями гражданства детей, родившихся от смешанных браков уже после вступления в силу соответствующего договора.13

              С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

 
4. Безгражданство

              Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

 Безгражданство может  быть абсолютным и относительным. 
Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государство борются с ним, стремясь его ограничить.14

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение  определяется внутренним законодательством  государства, на территории которого они  проживают. Все государства обязаны  уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий  режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу  иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое  представительство не вправе оказывать  им защиту. Как и иностранцы, они  не несут воинской обязанности и  не обладают избирательным правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Нив одном международном  договоре, касающемся лиц без гражданства  Россия не принимает участия, ограничиваясь  внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. 
Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д.

При разработке Конвенции  о сокращении безгражданства 1961 года разногласия между заинтересованными  государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась  сравнительно узкой. Особенностью конвенции  является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства  с жалобами на невыполнение участниками  Конвенции ее постановлений. По решению  Генеральной Ассамблеи ООН функции  упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам  беженцев.15

 

 

 
5. Доказательства наличия или отсутствия гражданства

   Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а до его получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. 
В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

 

Список использованной литературы:

1. Бояре, Ю.Р. Вопросы  гражданства в международном  праве / Ю.Р. Бояре. - М.: Международные  отношения, 1986.

2. Галенская, JI.H. Право убежища.  Международно-правовые вопросы / JI.H. Галенская. - М.: Международные отношения, 1968.

3. Гудвин-Гилл, Г. Гражданство в международном праве / Г. Гуд- вин-Гилл. - М., 1997.

4. Международное публичное  право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010.

5. Ибрагимов, A.M. Гражданство и международное право / A.M. Ибрагимов. - Махачкала, 2000'

6. Лазарев, Л.В. и др. Иностранные граждане (правовое  положение) / Л.В. Лазарев. - М., 1992.

8. Потапов, В.И Гражданство и международное право / В.И. Потапов. - М., 1986.

9. Смирнова, E.C. Проблемы правового  статуса иностранцев в условиях  глобализации / Е.С. Смирнова. - М., 2003.

10. Черниченко, С.В. Международно-правовые  вопросы гражданства / С.В.Черниченко. - М., 1968.

 

 

 

1 Гудвин-Гилл, Г. Гражланство в международном праве / Г. Гуд- вин-Гилл. - М., 1997. С.354

2 Потапов, В.И. Гражданство и международное право / В.И. Потапов. - М., 1986. С. 34-36

3 Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010.  С.243-246.

4 Лазарев, Л.В. и др. Иностранные граждане (правовое положение) // Лазарев Л.В.. - М., 1992. С. 45-47

5 Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства // С.В.Черниченко. - М., 1968. С. 34-45.

6 Бояре, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве / Ю.Р. Бояре. - М.: Международные отношения, 1986. С. 58-67.

7 Галенская, JI.H. Право убежища. Международно-правовые вопросы / JI.H. Галенская. - М.: Международные отношения, 1968.

8 Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства // С.В.Черниченко. - М., 1968. С. 245-247.

9 Ибрагимов, A.M. Гражданство и международное право // A.M. Ибрагимов. - Махачкала, 2000  С. 65-70.

10 Лазарев, Л.В. и др. Иностранные граждане (правовое положение) // Л.В. Лазарев. - М., 1992. С. 48.

11 .Смирнова, E.C. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации // Е.С. Смирнова. - М., 2003 с. 69-74.

12 Бояре, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве / Ю.Р. Бояре. - М.: Международные отношения с. 89-93.

13 Галенская JI.H. Право убежища. Международно-правовые вопросы // JI.H. Галенская. - М.: Международные отношения, 1968. С.78-83.

14 Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства // С.В.Черниченко. - М., 1968. С.34-37.

15 Потапов В.И. Гражданство и международное право // В.И. Потапов. - М., 1986. С. 67.


Информация о работе Международно-правовые вопросы гражданства