Международно-правовые средства разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:53, контрольная работа

Описание

Согласно международному праву каждое государство и другие субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах. Этой проблеме посвящено более 3000 научных работ.

Содержание

1. Понятие международного спора и виды международно-правовых средств разрешения международных разногласий.

2. Международные органы, участвующие в разрешении международных споров с применением мирных средств.

3. Процедурные приемы, используемые при разрешении международных споров в международном уголовном суде ООН.
4. Задача
5. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по МПП.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

  Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффёктивности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права.

  Согласно  этой Декларации государствам — членам ООН следует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:

  а) полностью сознавать свою обязанность  передавать в Совет Безопасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава;

  б) более широко использовать возможность  доведения до сведения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор;

  в) поощрять Совет Безопасности более  широко использовать возможности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

  г) рассматривать вопрос о более  широком использовании возможностей Совета Безопасности для расследования фактов в соответствии с Уставом;

  д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содействия мирному разрешению споров шире использовать вспомогательные органы, учрежденные им в осуществление его функций по Уставу ООН;

  е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Устава, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования;

  ж) поощрять Совет Безопасности действовать  без промедления в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в случаях, когда международные споры перерастают в вооруженные конфликты. 

     Международный суд является главным судебным органом ООН. Манильская декларация рекомендует государствам:

  а) рассмотреть возможность включения  в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров;

  б) изучить возможность, в порядке  свободного осуществления своего суверенитета, признания юрисдикции Международного суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута;

  в) рассмотреть возможность определения  дел, для решения которых может быть использован Международный суд.

  Важная  роль в урегулировании споров и конфликтных  ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Генеральный секретарь по поручению Совёта Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые, услуги государствам — участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать возможный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.

  В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, 
которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли 
ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1988 г., уделяется значительное внимание роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, 
в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему 
обратились государство или государства, непосредственно затронутые 
спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средства 
ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои 
добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

  Ему следует рассматривать возможность  обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полного использования возможностей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимаемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.  

  1. Процедурные приемы, используемые при разрешении международных  споров в международном  уголовном суде ООН.

     Статут  международного уголовного суда  был  принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН полномочных представителей 160 государств. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г, Ассамблея государств-участников избрала 18 судей, срок полномочия которых начался с 11 марта 2003 г.

     Международный уголовный суд дополняет национальные органы уголовной юстиции. Его юрисдикция ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступления геноцида; б) преступления против человечества; в) военные преступления; г) преступление агрессии.

     Лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо: а) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо независимо от того, подлежит ли это другое лицо уголовной ответственности; б) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление; в) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или каким-либо иным образом содействует его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения; г) любым другим образом способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности.

     Суд не обладает юрисдикцией в отношении  любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления. Статут применяется в равной мере ко всем лицам, без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение как главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности и не является само по себе основанием для смягчения приговора. При этом не применяются во внимание иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно национальному или международному праву.

     Статья 28 Статута устанавливает ответственность  командиров и других начальников.

     В отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности.

     Лицо  не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения им деяния оно: страдает психическим заболеванием или расстройством, которое лишает его возможности осознавать противоправность или характер своего поведения; лицо находится в состоянии интоксикации, которое лишает его возможности осознать противоправность или характер своего поведения; это лицо действовало разумно для защиты себя или другого лица или, в случае военных преступлений, имущества, которое является особо важным для выживания лица или другого лица.

     Суд состоит из следующих органов: Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата и Отделение предварительного производства, Канцелярия прокурора; Секретариат.

     Частью 5 Статута определен следующий  порядок расследования и уголовного преследования.

     Прокурор, оценив представленную ему информацию, начинает расследование. Для установления истины прокурор проводит расследование с тем, чтобы охватить все факты и доказательства, относящиеся к оценке того, наступает ли уголовная ответственность в соответствии со Статутом. Он принимает надлежащие меры для обеспечения эффективного расследования и уголовного преследования за преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда. Прокурор может проводить расследования на территории какого-либо государства. Для этого должно быть, в частности, выдано разрешение Палатой предварительного производства. Прокурор может собирать и изучать доказательства, требовать явки и допрашивать лиц, находящихся под следствием, потерпевших и свидетелей, заручаться содействием любого государства либо межправительственной организации или механизма согласно их соответствующим полномочиям и (или) мандатам.

     Лицо  во время расследования не должно принуждаться свидетельствовать против самого себя или признавать свою вину. Оно также не должно подвергаться принуждению, давлению или. угрозам в любой форме, пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Если допрос проводится на языке, который это лицо не понимает в полной мере и на котором оно не говорит, лицо должно бесплатно пользоваться помощью квалифицированного переводчика. Лицо не должно подвергаться произвольному аресту или задержанию, а также не должно подвергаться лишению свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такими процедурами, которые установлены в Суде.

     В любое время после начала расследования  Палата предварительного производства выдает по заявлению прокурора ордер на арест того или иного лица. На основании такого ордера Суд может потребовать предварительного ареста или ареста лица и его предоставления в распоряжение компетентного национального органа.

     В ордере на арест указываются имя  лица и любая другая соответствующая информация, устанавливающая личность; конкретная ссылка на преступления; краткое изложение фактов, которые образуют эти преступления.

Государство — участник Статута, которое получило просьбу о предварительном аресте или об аресте и предоставлении в распоряжение Суда какого-либо лица, незамедлительно предпринимает шаги для ареста соответствующего лица. Последнее доставляется в компетентный судебный орган государства места содержания под стражей.

     Арестованный  имеет право обратиться в компетентный орган государства места содержания под стражей с ходатайством о временном освобождении до его предоставления в распоряжение Суда. Палата предварительного производства уведомляет о любом ходатайстве о временном освобождении и выносит рекомендации компетентному органу государства места содержания под стражей. После вынесения решения о предоставлении лица в распоряжение Суда государством места содержания под стражей данное лицо как можно скорее доставляется в Суд.

     В течение разумного периода времени  после предоставления лица в распоряжение Суда либо после его добровольной явки в Суд Палата предварительного производства проводит слушание по вопросу об утверждении обвинений. Слушание проводится в присутствии прокурора и обвиняемого, а также его защитника. В ходе слушания лицо может представлять возражения против обвинений; оспаривать доказательства, представляемые прокурором; представлять доказательства.

     На  основе представленных данных Палата предварительного производства утверждает или не утверждает обвинения. Она вправе откладывать слушание и попросить прокурора рассмотреть возможность представления дополнительных доказательств или изменения обвинения.

     Процедура судебного разбирательства изложена в ч. 6 Статута Суда.

     Если  не будет принято решения об ином, местом судебного разбирательства является место пребывания Суда. На судебном разбирательстве обязан присутствовать обвиняемый. Судебное разбирательство осуществляется Судебной палатой. Она обеспечивает, чтобы разбирательство было справедливым и быстрым и проводилось при полном соблюдении прав обвиняемого, с должным учетом необходимости защиты потерпевших и свидетелей. Бремя доказывания вины обвиняемого лежит на прокуроре.

Информация о работе Международно-правовые средства разрешения международных споров