Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:27, контрольная работа

Описание

В международных юридических документах и в теоретических трудах встречаются такие понятия, как «принципы международного права», «общие принципы международного права», «отраслевые принципы международного права», «общепризнанные принципы международного права», «императивные принципы международного права», «основные принципы международного права».

Содержание

1. Основные принципы международного права 3
1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой 4
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами 6
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств 7
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом 8
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов 10
1.6 Принцип суверенного равенства государств 11
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву 12
1.8 Принцип нерушимости государственных границ 13
1.9 Принцип территориальной целостности государств 14
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод 14
2.Ответственность в международном праве 15
Список использованных источников 18

Работа состоит из  1 файл

кр.docx

— 51.88 Кб (Скачать документ)

    Согласно  Декларации, концепция суверенного  равенства включает, в частности, следующие элементы: 1) все государства юридически равны, или, как точнее сказано в Хартии экономических прав и обязанностей государств8, принятой ООН в 1974 году, «юридически равноправны»; 2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»; 3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; 4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; 5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему; 6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

    Заключительный  акт ОБСЕ 1975 года связывает принцип  суверенного равенства государств с их обязательством уважать «также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им.

    По  смыслу Декларации 1970 года и Заключительного  акта 1975 года каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. В международном праве не существует и не может существовать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера действия принципа суверенного равенства государств. Международный Суд ООН однажды высказался даже в том плане, что это равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом.

    Суверенное  равенство государств, их равноправие  в рамках международного права не означает их восприятия как равных фактически, не означает равнозначности их политической, экономической и иной роли и веса в международных делах.

1.7 Принцип добросовестного  выполнения обязательств  по международному  праву

    Одним из основных принципов современного международного права является принцип  добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.

    Принцип добросовестного соблюдения международных  договоров имеет длительную историю. Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости межгосударственных отношений. Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

    Содержание  этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности. Государства - участники ОБСЕ подтвердили эти положения в Заключительном акте 1975 года.

    В силу данного принципа субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Это означает, что выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается также в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

1.8 Принцип нерушимости  государственных  границ

    В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года сформулирован принцип, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Признание существующих границ в данном случае означает отказ от каких-либо территориальных притязаний государств-участников в Европе.

    Впервые принцип нерушимости границ получил  отражение в Договоре СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г.9, в соответствии с которым две указанные стороны заявили, что «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать таких претензий в будущем» и что «рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе». Впоследствии подобное же обязательство было закреплено в Договоре между Польской Народной Республикой и ФРГ от 7 декабря 1970 г., в советско-французском документе от 30 ноября 1971 г. под названием «Принципы сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией», в Декларации от 26 января 1972 г. стран - участниц Варшавского договора, в Советско-американском коммюнике от 30 мая 1972 г. и в ряде других документов, принятых до Совещания в Хельсинки.

    В настоящее время в международных  документах применительно к рассматриваемому вопросу используются три термина: «неприкосновенность границ», «нерушимость границ» и «неприкосновенность и нерушимость границ».

    Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

1.9 Принцип территориальной  целостности государств

    Принцип территориальной целостности государств закреплен в Заключительном акте 1975 года. В Уставе ООН такого принципа нет.

    Пункт 4 статьи 2 Устава ООН закрепляет обязанность  членов ООН воздерживаться от угрозы силой или ее применения, кроме  прочего, против «территориальной неприкосновенности или политической независимости  любого государства». В данном случае территориальная неприкосновенность (как и политическая независимость) формально не названа в качестве принципа международного права. Она является лишь объектом принципа воздержания от угрозы силой или ее применения. Однако именно с принятием Устава ООН считается общепризнанным наличие в международном праве принципа территориальной неприкосновенности.

    В Декларации принципов международного права, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 4 ноября 1970 г., говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение «национального единства или территориальной целостности» любого другого государства.

    Значительным  шагом в прогрессивном развитии данного принципа явились документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В частности, в ст. IV Декларации принципов, включенной в Заключительный акт Совещания, говорится об уважении «территориальной целостности», «политической независимости», «единства любого государства-участника».

    Принцип территориальной целостности закреплен  в Совместной декларации об основах  взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г., в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г. (ст. 1), в Преамбуле и ст. 2 Хартии Организации африканского единства, в ст. V Пакта Лиги арабских государств и т.д.

    В последнее время чаще используется комплексная формула - принцип целостности  и неприкосновенности государственной  территории.

1.10 Принцип уважения  прав человека  и основных свобод

    Принцип уважения прав человека и основных свобод получил признание в качестве основного принципа общего международного права с принятием Устава ООН. Тем самым была признана неразрывная связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и соблюдением основных прав и свобод человека. Устав ООН содержит юридически обязательные общие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. В Уставе нашел отражение ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

    В последующем международным сообществом  было принято большое число документов по правам человека. Если в течение длительного периода времени практическое осуществление прав человека рассматривалось в качестве сферы внутренней компетенции государства, то со времени принятия Устава ООН и особенно Заключительного акта 1975 года оно во все большей мере является предметом озабоченности всего международного сообщества. Это подтвердила, в частности, Всемирная конференция по правам человека 1993 года.

    Повсеместному и неукоснительному соблюдению принципа уважения прав человека большой ущерб наносят попытки его политизации и использования в целях, ничего общего не имеющих с заботой о правах человека.

    Некоторые государства продолжают попытки  использовать принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела либо социально-экономические, религиозные, идеологические и просто национальные особенности для оправдания нарушений прав человека.

    Права человека во все большей степени  используются для выдвижения необоснованных требований об осуществлении права на самоопределение в его самой крайней форме, а именно права на отделение, что наносит ущерб территориальной целостности государств и в большинстве случаев не способствует улучшению положения с правами человека.

  1. Ответственность в международном  праве

     Ответственность является необходимым юридическим  средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она  выступает в качестве особого  инструмента регулирования международных  отношений  и гаранта функционирования международного права.

     Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях  – на основе чего и за что возникает  ответственность.

     Исходя  из этого различаются юридические  и фактические основания ответственности.  Юридически основания – это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как  международное правонарушение. Юридические  основания ответственности могут  содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства  правила поведения. Ими являются договоры, обычаи, решения международных  судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера. А фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. Им является международное правонарушение, или международно-противоправное деяние.2 

      Существуют  два вида международно-правовой ответственности  государств - политическая и материальная.

      Политическая  ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

      Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применены международными организациями (универсальными и региональными), например, ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями.

      Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.

Информация о работе Международное право