Международное космическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по избранной теме;

определить методологические основы исследования космической деятельности;

собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о космической деятельности и проблемах ее существования;

выработать практические выводы и предложения о развитии космической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………..5

2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………15

3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....24

Работа состоит из  1 файл

межд косм право работа.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

     Последнее обстоятельство в известной мере спровоцировало обращение к морально – политическим нормам, особенно при  регулировании новых видов космических  отношений. Так, последовательно Генеральной Ассамблеей ООН были приняты следующие резолюции, подготовленные Комитетом генеральной Ассамблеи по космосу: в 1982 г. – Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. – Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. – Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.

     Определенную  сложность при классификации  источников вызывают те из них, которые, будучи созданными государствами, регулируют трансграничные экономические (имущественные) космические отношения между  физическими лицами и их организациями. Они имеют все признаки источников международного частного права, но их отличие от последних заключается в особой роли государств, на которые в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г. возлагается обязанность контроля и участия в возмещении ущерба, причиненного субъектами, допущенными к космической деятельности на основании национального права. Многие государства – участники космической деятельности имеют законодательство о коммерческой деятельности в космосе. В США действует Закон аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984 г. с дополнениями 1998 г. и др., в Швеции – Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании – Закон о космическом пространстве 986 г., в Италии – Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., аналогичные законы были приняты в Китае, Франции и других странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ОТВЕТСВТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ В МКП

     Несмотря на то, что доктрина конца 20 века все более склонялась к концепции автономизации отраслевой ответственности, общие положения отрасли ответственности в международном праве, касающиеся квалификации правонарушений, видов и форм ответственности, случаев освобождения от ответственности, применимы и к космическому праву.

     По  понятным причинам международное космическое  право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, согласно которому государство несет ответственность за всю национальную деятельность, независимо от того, осуществляется она правительством или физическими или юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в том случае, если такая деятельность осуществляется международной организацией, солидарную ответственность несут и государства – члены [10, c. 151].

     Международное космическое право предусматривает  оба вида ответственности: политическую (за соответствие положениям Договора по космосу) и материальную (за ущерб, причиненный запускаемыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, другому государству – участнику Договора по космосу, его физическим или юридическим лицам).

     Космическая деятельность субъектов международного космического права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким международным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязывание и ведение военных действий в космосе; превращение космоса в театр войны или военных действий иным образом, несовместимым с мирным использованием космоса; использования космоса для ведения военных действий против Земли; милитаризация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием массового уничтожения; военное или иное любое использование средств воздействия на космос, которое может иметь широкие, долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).

     В этих и аналогичных случаях виновные государства или межгосударственные организации несут ответственность  нематериального и материального  характера, связанную с применением, как вооруженной силы, так и  иных способов ограничения суверенитета и дополненную ответственностью физических лиц, персонифицирующих государство [3, c. 704].

     Остальные деяние могут рассматриваться как  деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. Например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами.

     Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба, но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенным международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.

     Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в  космос, обязаны предпринимать меры предосторожности в целях недопущения  угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее, возможность причинения ущерба сохраняется. В целях регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

     Претензия о компенсации за такой ущерб  может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб  его физическим или юридическим  лицам. Если запуск космического объекта  производится двумя или более  государствами совместно, то за причиненный  ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее  государство, выплатившее компенсацию  за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

     Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб  причинен физическим и юридическим  лицам. Претензия о возмещении ущерба передается по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования – передается в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.

     Вопросы ответственности за ущерб, причиненный  деятельностью в космосе, имеют  большое значение. Она способна оказывать  воздействие на окружающую среду, привести к потерям жизни и собственности  и др. Государства и ООН ведут  регистрацию космических объектов. Сами объекты должны нести знаки  национальной принадлежности и номера.

     В известной мере можно говорить и  о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений международного характера. По крайней  мере, два состава можно считать  сложившимися – присвоение и последующая  контрабанда метеоритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство», т.е. присвоение упавших на землю частей космического объекта физическими  лицами с целью последующей наживы [3, c. 705].

     В Соглашение о Международной космической  станции 1998 г. вводится новое понятие  для космического права понятие  – уголовная ответственность  космонавтов за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие  жизнь или безопасность гражданина другого государства – партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государства. При  определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место  совершения преступления – внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.

     Особенности института ответственности в  отрасли космического права обусловлены  особыми характеристиками космоса, в первую очередь – признание  его территории зоной особого  риска как относительно Земли, так  и относительно находящихся в  нем космических объектов.

     1. Как в случае совершения правонарушений, характеризующихся наличием вины, так и в любом ином случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолютной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его виной.

     2. Основным субъектом ответственности  за космическую деятельность  является государство. В случае  участия в ней межгосударственной  организации ответственность наравне  с ней несут государства –  члены организации.

     3. Государство несет ответственность  за деятельность в космосе  своих граждан, национальных юридических  лиц.

     4. Пострадавшее государство или  международная межгосударственная  организация имеют право на  возмещение ущерба со стороны  государств – причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.) [3, c. 703].

     5. Претензия за ущерб предъявляется  потерпевшей стороной, как государству регистрации, так и любому участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

     6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства – члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.

     7. В случае если потерпевшей  оказывается сама международная  организация, иск от ее имени  может быть предъявлен одним  из государств – членов.

     8. Государство, ведущее деятельность  в космосе, имеет право допустить  к ней своих физических лиц  и их объединения, однако при  этом оно не только имеет  право защищать их интересы, но, и обязано нести ответственность  за их действия.

     В настоящее время международных  и иных конфликтов в связи с  применением рассмотренных ранее  договоров не возникало, что свидетельствует  об известной достаточности нормативного регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В международной жизни недопустимо  высок уровень стихийности.

     Взаимосвязанный, единый мир складывается как бы на ощупь. Как и в прошлом, значительная часть проблем решается методом проб и ошибок, что чревато серьезной опасностью.

     Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями  служит международное право. Необходимость  надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют  равное право на участие в решении  международных проблем, затрагивающих  их интересы.

     Международное космическое право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неуклонное соблюдение всеми государствами принципов международного космического права - важнейшее условие дальнейшего  успешного развития отношений в деле исследования и использования космоса.

     По прежнему оставаясь малоизученной областью человеческого познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе.

Информация о работе Международное космическое право