Международное экономическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:59, реферат

Описание

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО - отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим относятся торговые, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Соответственно, М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное валютно-финансовое право и др. (традиционные), право научно-технического сотрудничества и др. (формирующиеся).

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО - отрасль международного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. К экономическим относятся торговые, а также коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т.п. Соответственно, М.э.п. имеет свои подотрасли: международное торговое право, международное валютно-финансовое право и др. (традиционные), право научно-технического сотрудничества и др. (формирующиеся). 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами  и иными субъектами международного права. 

Объектами международного экономического права являются трансграничные движения товаров, капитала, технологий, услуг, иные экономические блага, которые затрагивают интересы государств и других субъектов международного права и по поводу которых эти субъекты вступают в международные правоотношения.

Предметом международного экономического права  являются международные экономические  двусторонние и многосторонние отношения  между государствами и другими  субъектами международного права. К  экономическим отношениям можно  отнести торговые отношения, а также коммерческие отношения в сферах производственной, валютно-финансовой, связи, транспорта, энергетики и т. д. 

Международное экономическое право регулирует отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства  устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей.

Субъектами  международного экономического права  являются те же субъекты, что и вообще в международном праве. Государства  непосредственно участвуют во внешнеэкономической  гражданско-правовой и коммерческой деятельности. 

Источниками международного экономического права  являются:

1) акты, регулирующие деятельность международных  организаций в сфере экономики  (Соглашение о создании Межгосударственного  экономического комитета Экономического  союза 1994 г. и др.);

2) соглашения  по налоговым, таможенным, транспортным  и иным вопросам (Соглашение между  правительством Российской Федерации  и Эстонии о сотрудничестве  в области стандартизации, метрологии  У и сертификации 1994 г., Соглашение  между СССР

и Швейцарской  Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);

3) соглашения  о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о  строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);

4)торговые  соглашения (Протокол между правительством  Российской Федерации и Кубы  о товарообороте и платежах  на 1995 г. и т. д.);

5) соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Блоруссии о неторговых платежах 1995 г.);

6) соглашения  о международной купле-продаже  товаров и другие договоры  по отдельным вопросам гражданско-правового  характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.). 

Значение  международного экономического права  состоит в том, что оно сообщает упорядоченность экономическим  отношениям государств, способствуя их дальнейшему развитию – эти нормы создают межгосударственные правила игры в мировых хозяйственных связях.

Структурно  международное экономическое право  представлено 3 основными нормативными блоками:

  • Международный торговый режим, включая международно-правовые таможенные режимы
  • Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений
  • Международно-правовое сотрудничество государств по инвестиционным и иным вопросам экономической сферы

К международным  экономическим отношениям, возникающим между ее участниками, можно применить общепризнанные принципы международного права:

1) взаимной  выгоды, который предполагает, что  экономические отношения между  участниками не должны быть  кабальными и тем более принудительными;

2) наибольшего благоприятствования, обозначающий юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру наиболее благоприятные условия, которые могут быть введены для любой третьей стороны;

3)недискриминации,  обозначающий право государства  на предоставление ему со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В  ОБЛАСТИ ВАЛЮТНЫХ

И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Основное  регулирование валютно-финансовых отношений между государствами и другими участниками международных финансовых отношений осуществляет-

ся двусторонними  договорами. Основные положения, которые  относятся к этой сфере, находятся  в общих договорах по торговому  и финансовому сотрудничеству.

Договоры о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве в основном решают вопросы, связанные с финансированием

совместных  проектов, с долгосрочным кредитованием  при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т. д. Очень большой круг валютно-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах. 

Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств, которые возникают  во внешнеэкономической сфере. Основная цель клиринговых соглашений - сбалансировать взаимные платежи. В силу неустойчивости курса валют в соглашения, как правило, включается валютная оговорка, которая позволяет пересчитать наличность при изменении курса валют. Иногда соглашениями предусматривается перевод в какой-то валюте остатков, которые образовались на счетах после зачета взаимных требований Такие соглашения называются расчетно-клиринговыми соглашениями. 

Платежные соглашения регулируют расчеты в  согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. Соглашения, определяющие условия займов, их форму, условия, называются кредитными соглашениями. 

Валютно-финансовые отношения стали чаще всего регулироваться многосторонними договорами. Например, Соглашение о создании платежного союза  государств - участников СНГ 1994 г., соглашения между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте.  

В регулировании  международных финансовых отношений  все возрастающую роль играют международные  финансовые организации:

1) Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное место в системе международных валютно-финансовых организаций. Он был создан в 1945 г. на основании договоров, принятых Конференцией объединенных акций по валютно-финансовым вопросам. Штаб-квартира Международного валютного фонда (МВФ) находится в Вашингтоне. Членами Международного валютного фонда являются все государства, включая Россию. Главная цель деятельности Международного валютного фонда заключается в координации валютно-финансовой политики государств и предоставлении займов для поддержания их валютных курсов и платежных балансов. Право голоса каждой страны в его высшем органе - Совете управляющих - зависит от ее доли в уставном капитале;

2) Всемирный  банк представляет собой сложное  международное образование, которое связано с ООН. В его систему входят:

  • Международная финансовая корпорация;
  • Международный банк реконструкции и развития;
  • Международная ассоциация развития;
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
 

Основная  цель этих организаций – содействие в экономическом и социальном развитии менее развитым странам, входящим в состав ООН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) -- специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской  конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана  основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард  Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт -- заместитель государственного секретаря США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года -- официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 186 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

Международный валютный фонд является кооперативной  организацией, объединяющей страны на добровольной основе. Целью этого института является проведение консультаций друг с другом для поддержания стабильности системы покупки и продажи валют с тем, чтобы платежи в иностранной валюте протекали гладко и вовремя. Члены МВФ считают, что открытый обмен мнениями относительно политики, которой руководствуются правительство и резиденты одной страны, осуществляя платежи правительству и резидентам другой, выгодно всем. Они также считают, что проводимые время от времени коррекции политики в случае, если все члены согласны, что они в общих интересах, могут способствовать росту международной торговли и созданию дополнительных и более высокооплачиваемых рабочих мест в развивающейся мировой экономике.

МВФ ссужает  деньги своим членам, которые сталкиваются с трудностями по погашению обязательств перед другими членами, с условием, что они предпримут экономические реформы, способствующие устранению этих трудностей для их собственного блага и блага остальных. Однако МВФ не имеет эффективных рычагов вмешательства во внутреннюю экономическую политику своих членов. Он не может заставить правительство некоторого своего члена больше тратить на школы и больницы и меньше - на военные закупки. Но он может побудить своего члена к лучшему использованию скудных ресурсов, не допуская финансовых излишеств. Если страна пренебрегает этими советами, МВФ может лишь попытаться убедить ее в выгодах принятия политики, одобренной сообществом в целом, как во внутренних, так и международных делах.

МВФ может  лишь требовать от своих членов, чтобы они раскрывали информацию о валютной и финансовой политике и, по возможности, не применяли ограничений на обмен национальной валюты на иностранную и на осуществление платежей другим членам.

Члены МВФ уступают часть полномочий организации в том, что касается платежной политики, поскольку эта политика имеет огромное значение для денежных потоков между странами. Кроме того, опыт подсказывает, что без глобального мониторингового центра современная система платежей в иностранной валюте не работает.

Структура органов управления:

Высший  руководящий орган МВФ -- Совет  управляющих (англ. Board of Governors), в котором  каждая страна-член представлена управляющим  и его заместителем. Обычно это  министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный  капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % -- в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США -- 17,8 %; Германия -- 5,99 %; Япония -- 6,13 %; Великобритания -- 4,95 %; Франция -- 4,95 %; Саудовская Аравия -- 3,22 %; Италия -- 4,18 %; Россия -- 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС -- 30,3 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

В МВФ  действует принцип «взвешенного»  количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования  определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых»  голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, ее число голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Информация о работе Международное экономическое право