Международная уголовная ответственность индивидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
В то же время указанный принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………….....................3
1. Становление института международной ответственности индивидов….….…4
1.1. Становление института международной ответственности
индивидов ……………………………………...….…...…...………………………..4
1.2. Понятие международно-правовой ответственности.............................10
2. Международное преступление как основание ответственности индивидов...15
2.1. Краткая характеристика элементов, свойственных преступлениям по
международному уголовному праву.......................................................................15
2.2. Виды преступлений по международному уголовному праву………..21
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы …………………………….33

Работа состоит из  1 файл

М1.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)


34

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Чит.ГУ)

Юридический факультет

 

Кафедра международного права и международных отношений

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Международное право»

 

 

Тема: Международная уголовная ответственность индивидов

 

 

 

 

 

                                     Выполнил:

                                                                     студент

                                                                     группа №

                                                                     ФИО,

                                                                     № зачётной книжки

 

 

Чита 2012

Оглавление

 

 

Введение…..…………………………………………………………….....................3

 

1. Становление института международной ответственности индивидов….….…4

1.1. Становление института международной ответственности

индивидов ……………………………………...….…...…...………………………..4

1.2. Понятие международно-правовой ответственности.............................10

 

2. Международное преступление как основание ответственности индивидов...15

2.1. Краткая характеристика элементов, свойственных преступлениям по

международному уголовному праву.......................................................................15

2.2. Виды преступлений по международному уголовному праву………..21

 

Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников и литературы …………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права.  В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.

В то же время указанный принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества.  Данный принцип позволяет государству осуществлять любые действия, не противоречащие установленным принципам и нормам международного права.  В случае же нарушения или невыполнения государством своих обязательств, вытекающих из норм международного права, вполне закономерно встает вопрос о его ответственности перед отдельным государством или мировым сообществом в целом.

В настоящее время в международном праве определен достаточно широкий крут транснациональных преступлений, то есть деяний, в той или иной степени посягающих на международный правопорядок. За совершением преступлений должны следовать ответственность, на­казание.  Однако в этих вопросах в международном праве еще много неопределенного и спорного.

Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках ООН отсутствует какой-либо постоянный надгосударственный аппарат, имеющий полномочия принуждать государства или иных субъектов международного права преодолевать определенные неблагоприятные последствия, связанные с совершением деяний, признанных мировым сообществом как преступления. Вместе с тем это не означает, что государства-нарушители остаются безнаказанными.  Более того, в последние годы имеются прецеденты, позволяющие говорить о качественном изменении международно-правовой ответственности.

1. Становление института международной ответственности индивидов

 

1.1.  Становление института международной ответственности индивидов

 

Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. В ходе Нюрнбергского процесса подчеркивалось, что преступления против международного права совершаются физическими лицами. Таким образом, речь идет о важном шаге в развитии механизма функционирования международного права и о его значительной зрелости.

В научной литературе встречаются концепции международного уголовного права, согласно которым оно включает не только международные нормы, но и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Распространенность таких концепций объясняется тесной связью международного и внутреннего уголовного права. Подобный конгломерат норм различной правовой природы невозможен. Однако в учебном процессе совместное изложение того и другого является вполне оправданным.

Международное уголовное право — новая отрасль международного права. Вместе с тем задолго до появления международного права государства сотрудничали в борьбе с преступностью.

Для рабовладельческих государств наибольшую опасность представляли восстания рабов. Поэтому они заключали договоры о взаимном содействии в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1926 г. до н.э.) говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.

В литературе концепция международного уголовного права появилась на рубеже XIX-XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.

Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что международное уголовное право «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»[1]. Как видим, понятие международного уголовного права было весьма ограниченным.

В Декларации глав союзных держав в связи с геноцидом армян в Османской империи от 24 мая 1915 г. провозглашено, что личную уголовную ответственность должны нести войны турецкого правительства и его местные представители причастные к преступлению. Вопрос об индивидуальной уголовной ответственности Вильгельма II и других государственных деятелей Германской империи, виновных в развязывании первой вой войны, ставился после ее окончания державами-победительницами, но практической реализации не получил.

В числе первых наиболее значимых международно-правовых, положивших начало разработке института международной ответственности, стала Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, принятая на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 года.  После этого по итогам Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».

Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного военного трибунала, который в декабре того же года получил признание в Организации Объединенных Наций.  В Резолюции по этому поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права, выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.

Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершившего международное преступление, к международно-правовой ответственности.  Однако темпы развития  этого института оказались не столь высокими, как ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений, удовлетворяющих необходимое большинство стран мира.

В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах ответственности государств за агрессию, преступления против мира и человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из основных постоянно действующих органов ООН.  В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами и других нарушений мира.

Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям.  Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов.  Эта ответственность получила отражение в Уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие должностные лица государственных органов.

В 1968 г. под эгидой ООН была принята Конвенция применимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Перечень международных преступлений, за которые и с государствами несут ответственность и индивиды, включенные в Устав Международного Военного Трибунала в Нюрнберге, состоял из трех категорий: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны); военные преступления; преступления против человечности (убийства, пытки и иные злодеяния, совершенные в отношении гражданского населения).

С течением времени данный перечень международных преступлений расширился. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенции о ликвидации апартеида и наказании за него 1973 г. геноцид и апартеид квалифицируются как преступления против человечества, ответственность за которые несут наряду с государствами и физические лица.

В 1978 г. Генеральная Ассамблея ООН на 32-й сессии вновь приступила к работе по обсуждению проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Данный проект, подготовленный Комиссией международного права ООН, был впервые представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи в 1954 г.

Генеральная Ассамблея ООН поручила дальнейшую разработку проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права, которая занимается решением этого вопроса в настоящее время. Комиссия, в частности, работает над проблемой расширения и уточнения перечня международных преступлений. Имеются предложения о включении в этот перечень рабства, колониализма, терроризма и др. Комиссия международного права ООН рассматривает также вопрос о создании постоянно действующего международного уголовного суда[2].

В связи с распадом Югославии и СССР и самороспуском Организации Варшавского Договора необычайно возросла роль ООН и ее Совета Безопасности, который в феврале 1993 года принял решение об учреждении Международного трибунала по расследованию преступлений в бывшей Югославии, а в 1994 году – аналогичного Трибунала по Руанде.  Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права.

В последующие годы были заключены десятки многосторонних конвенций о борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности ООН учредил международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. В 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда.

В становлении международного уголовного права важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь международного уголовного права, отмечает, что «во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад». Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим.

В наше время перед международным уголовным правом встала новая задача большого значения — борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.

Особенно остро проблема стоит в России и других странах СНГ. Организованная преступность контролирует не менее 40-60% частных предприятий, 6% государственных предприятий и до 85% банков. Имеющиеся в ее распоряжении возможности используются для коррумпирования государственного механизма вплоть до высших эшелонов власти. Об уровне коррумпированности госаппарата и об ущербе, причиняемом ею экономике, говорит уже тот факт, что около 50% получаемой прибыли предприниматели тратят на взятки чиновникам. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире. Все это ложится тяжким бременем на плечи российского народа. Утечка капиталов из России превысила 350 млрд долл., сейчас ежемесячно она превышает 1 млрд. долл.

Информация о работе Международная уголовная ответственность индивидов