Международная нормативная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:25, лекция

Описание

План лекции: 1. Понятие и содержание международной нормативной системы.
2. Виды и иерархия современных международных юридических норм.
3. Понятие, особенности и виды современных международных договорных и обычных правовых норм.
4. Акты международных организаций и решения международных судебных органов.

Содержание

1. Понятие и содержание международной нормативной системы.

2. Виды и иерархия современных международных юридических норм.

3. Понятие, особенности и виды современных международных договорных и обычных правовых норм.

4. Акты международных организаций и решения международных судебных органов.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ 1.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)


ЛЕКЦИЯ 1. Международная нормативная система

 

План лекции:              1. Понятие и содержание международной нормативной системы.

2. Виды и иерархия современных международных юридических норм.

3. Понятие, особенности и виды современных международных договорных и обычных правовых норм.

4. Акты международных организаций и решения международных судебных органов.

 

1.                   ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Современная международная нормативная система, являясь одним из компонентов международной (межгосударственной) системы, представляет собой особую правовую систему, состоящую из международно-правовых норм, институтов и отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости, регулирующих публично-правовые отношения между его субъектами.

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Основой системы международного права являются императивные нормы (jus cogens), представляющие собой основные принципы международного права.

 

Сущность современного международного права - во всеобщем признании этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей. Закономерности развития международного права в определенной степени соответствуют закономерностям международных отношений.

Международные отношения = международное право = международная нормативная система

 

Формируясь под влиянием международных отношений, международная нормативная система оказывает на них активное воздействие, осуществляя тем самым ряд функций:

1.       координирующая функция - с помощью норм международного права государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

2.       регулирующая функция - проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

3.       обеспечительная функция - нормы международного права, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

4.       охранительная функция – выражается в том, что международная нормативная система обеспечивает механизмы, защищающие законные права и интересы государств и других субъектов международного права,

 

Особенность международной нормативной системы - состоит в том, что в международных отношениях, в отличие от внутригосударственных, не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

 

2.       ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ.

 

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям.


а) По форме нормы международного права делятся на два вида:

 

1. документально закрепленные нормы - представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций.

Различие между этими нормами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими:

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее в нем государство. Права и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной конференции или организации и закрепленные в них права и обязанности исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность.

И переговорно-договорная процедура создания норм, и сами правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

 

2. существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте) – к ним относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение они обретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неучаствующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, документально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, признание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями актов международных организаций или конференций, которые принимались как акты-рекомендации).


б) В зависимости от предмета регулирования различаются:


1. нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;

 

2. нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

 

в) По субъектно-территориальной сфере действия:

 

1. универсальные - это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.
Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений.

К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.
При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.
К нормам jus cogens относятся, прежде всего, нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

 

3.       локальные — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами.

Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес,  прежде всего, для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (напр., Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг., Договоры, принимаемые в рамках ШОС и др.,).

 

Г) В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся:

 

1.регулятивные - устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами).

2. охранительные (обеспечительные )- призваны гарантировать реализацию

регулятивных норм (нормы ст.41 и 42Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).


д) По характеру субъективных прав и обязанностей различаются:

 

1.обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии);

2. запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

 

Е) По характеру предписаний:

 

1. императивные нормы - содержащие категорические предписания (таковы, помимо известных норм jus cogens, договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т. д.),

2. диапозитивные - представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

 

ж)  по характеру регламентации:

 

1. материальные - устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,

2.процессуальные - регламентирующие организационно процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

 

Иерархия международных юридических норм.


Провозглашение Законом КР «О международных договорах КР» от 21.07.99г.(с изменениями и дополнениями) общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы позволяет определить иерархию правовых актов с учетом места и роли международных обязательств.

Высший иерархический ранг в национальной правовой системе, безусловно, принадлежит Конституции КР, что вытекает из п.3. ст.2, устанавливающей, что "государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законов"

Каково же соотношение международно-правового акта и Конституции? Конституция дает определенный ответ на этот вопрос только в отношении международных договоров, закрепив, что «вступившие  в установленном законом порядке международные договоры и соглашения, участником которых является КР…являются составной частью правовой системы КР».

Что касается общепризнанных принципов международного права, то судить об их статусе можно, основываясь на доктринальных положениях и основополагающих международно-правовых актах. Принципы международного права носят императивный характер и обязательны для любого государства, что вытекает из таких международных документов, как Устав ООН (ст. 2), Декларация о принципах международного права 1970 г. (общие положения) и Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. (разделы 1 и 10). Следовательно, положения п.3 ст.12 Конституции о признании общепризнанных принципов и норм международного права составной частью правовой системы КР можно квалифицировать как признание их верховенства над Конституцией.

Таким образом, на вершине иерархической лестницы стоят общепризнанные принципы и нормы международного права, затем идет Конституция, обладающая высшей юридической силой по отношению ко всему нормативному массиву, действующему на территории Кыргызской Республики. Вслед за Конституцией, ведущее место среди международных обязательств и национальных нормативных актов принадлежит ратифицированным международным договорам Кыргызской Республики, что следует из полномочий Конституционного суда определять "соответствие законов, указов Президента, международных, договорных и иных обязательств Кыргызской Республики Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Кыргызской Республикой".

Информация о работе Международная нормативная система