Космическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Международное космическое право представляет собой одну из отраслей международного публичного права, а, следовательно, является одной из составных частей последнего. Эта новая отрасль международного права начала складываться с запуском Советским Союзом 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли.

Содержание

Введение4
Предмет международного космического права………………………………………6
Метод международного космического права9
Кодифицированные источники права 11
Заключение16
Список использованных источников18

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа МЧП.docx

— 46.31 Кб (Скачать документ)

Согласно теории разработанной  Г.Л.Тункиным, в процессе образования  норм международного права происходит согласование воль государств, завершением  которого и является возникновение  соответствующей нормы, договорной или обычной. Необходимо отметить, что  правовые нормы, включая и международно-правовые создаются государственной волей. Одновременное присутствие различных  государственных воль в одних  и тех же нормах международного права  вовсе не означает, что степень  уступок со стороны каждого из этих создателей будет одинаковой. При характеристике воплощения государственных  воль в нормах международного права  принципиальное значение имеет именно факт их одновременного воплощения в  таких нормах. Степень уступки  с той или иной стороны, отраженная в международно-правовой норме, не мерило присутствия или отсутствия в  норме соответствующей государственной воли, которая в ней всегда присутствует независимо от размеров уступок.[8, с. 219]

 В.А.Василенко справедливо  указывает на неточность выражения  «согласование воль», поскольку воля как таковая не может «согласоваться» с другой волей. По его мнению, нормы международного права - результат согласования или совпадение позиций взаимодействующих субъектов. Вероятно, правильнее было бы говорить о согласовании волеизъявления.[9, с. 97-98]

Исходя из вышесказанного, согласование воль государств включает взаимное намерение, взаимное обещание соблюдать нормы договоров и различных соглашений.

В процессе создания норм международного права и в частности международного космического права согласование воль государств направлено на создание юридически обязательных правил поведения.

Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Источники международного космического права

 

Источники – формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. 

Источники права, юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей право, и силе, придающей ему общеобязательный характер.

Процесс нормообразования в международном космическом  праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права. [10, с. 90 – 93]

Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит  международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление  лишь главные, основные принципы и нормы  МКП. По мере развития космической науки  и дальнейшего проникновения  в космос отдельные положения  космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в  частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов  и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и  Конвенции о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами и в других.

Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих  для МКП принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу  и указанных соглашениях общего характера. [11, ст. 12], [12, с. 502]

Другой вид источников - обычай. Международный обычай - это  правило поведения, которое в  результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъектами международного общения.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа - свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т.к. они продолжают являться юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая. [13, с. 108]

Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции  государств относительно определенного  образа действий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

Статус Международного Суда ООН относит к вспомогательным  источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных  специалистов. Но следует заметить, что вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом  рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т.к. до сих пор между государствами  не возникало практических споров относительно применения или толкования положений  КП.

Вторым вспомогательным  источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь КП.[14, с. 58]

Международное космическое  право формируется в основном как договорное.

Основными договорными  источниками являются:

  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу);
  • Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года (Соглашение о спасании космонавтов);
  • Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года;
  • Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 года;
  • Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне). [17, с. 384]

Отдельные нормы международного космического права содержатся также  в других международных договорах, регулирующих правоотношения в военной  сфере, в области использования  радиосвязи и др.

В случае, если государство  не является участником указанных договоров  или какой-либо вопрос договорами не урегулирован, действуют обычно-правовые нормы. Их содержание раскрывается в  серии резолюций Генеральной  Ассамблеи ООН, отражающих всеобщую практику (например, право на осуществление  телевизионного вещания с помощью  спутников, разграничение воздушного и космического пространств на высоте около 100 км над уровнем моря и др.).

В единогласно принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г. и 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. указывается, что космическая  деятельность государств должна осуществляться в соответствии с международным  правом, включая Устав ООН, в интересах  поддержания международного мира и  безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Договор по космосу 1967 года установил, что космическая деятельность осуществляется в соответствии с международным  правом, включая Устав ООН. Отсюда следует, что к космической деятельности применимы общие принципы права. Одним из таких принципов является принцип равноправия государств. Одной из целей ООН, согласно ее Уставу, является развитие дружественных отношений  между народами на основе уважения, принципа равноправия. Пункт 1 ст. 2 Устава гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».[15, с. 190]

Применительно к космической  деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств, вне  зависимости от уровня их экономического и научно-технического развития, как  в осуществлении космической  деятельности, так и в решении  вопросов правового и политического  характера, возникающих в связи  с ее осуществлением.

Принцип равноправия нашел  отражение в Договоре по космосу, в преамбуле которого говорится  о том, что исследование и использование  космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или  научного развития, а в ст. I устанавливается, что космическое пространство открыто  для исследования и использования  всеми государствами без какой  бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с  международным правом, при свободном  доступе во все районы небесных тел. «Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Все члены ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4 ст. 2 Устава ООН)» Устав ООН также постановляет, что все международные споры государства — члены ООН должны разрешать мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.[16, с 54, 69]

Это означает, что космическая  деятельность должна осуществляться всеми  государствами так, чтобы при  этом не подвергались угрозе международный  мир и безопасность, а споры  и расхождения по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Действующие соглашения в  области космического права не только основываются на этих общепризнанных принципах, но и углубляют их применительно  к отдельным аспектам космической  деятельности.

Четко просматривается тенденция к регулированию всех вопросов международного космического права в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых имеет свою область регулирования. Правовые вопросы решаются преимущественно через Комитет ООН по космосу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень тесную связь космического права с экологией, правотворчество здесь значительно отстает от других отраслей международного права.

Метод правового регулирования  является единым для международного космического и общего международного права. Это — согласование воль государств относительно содержания конкретного  правила поведения и признания  его юридически обязательным. Отсюда вытекает идентичность источников международного космического и общего международного права.

Основы правового режима небесного  тела заложены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. Этот Договор является основополагающим документом всей системы международного космического права. По этой причине его положения распространяют свое действие на все сферы космической деятельности государств, в том числе и на исследование и использование небесных тел Солнечной системы.

Данный документ был принят Генеральной  Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. (резолюция 2222 (XXI)). Договор по космосу подписан 27 января 1967 г. и вступил в силу 10 октября 1967 г. - с момента сдачи  на хранение ратификационных грамот пяти государств, включая трех депозитариев Договора – СССР, Великобританию и  США. [11, п. 3 ст. XIV]

На настоящий момент участие  в Договоре по космосу 1967 г. принимает  большинство государств, входящих в  международное сообщество.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела это первый договор по космосу. До этого нормы, регулирующие отдельные аспекты деятельности, входили в разные международные резолюции. Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности, такие, например, положения, как:

— исследование и использование  космического пространства должно осуществляться только на благо всего человечества;

— космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному  присвоению;

— на космос и небесные тела распространяется международное право.

По мере развития космической науки и техники и дальнейшего проникновения в космосотдельные положения космического права конкретизировались в соглашениях по определенным направлениям деятельности человека в космическом пространстве.

Однако принятие и вступление в силу Договора по космосу и других многосторонних соглашений общего характера никоим образом не означает, что работа по кодификации и прогрессивному развитию космического права завершена. Существует ряд вопросов, настоятельно требующих регламентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивает интересы всего международного сообщества.

Информация о работе Космическое право