Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека,

Содержание

1. Введение. Конституция - как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

2. Основная часть. Понятие конституционных прав и свобод. Классификация основных прав и свобод по Конституции Российской Федерации 1993г:

а) личные;

б) политические;

в) социальные, экономические, культурные.

3. Понятие юридических гарантий: их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина.

4. Закрепление юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ.

5. Юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.

6. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 46.48 Кб (Скачать документ)

 

С признанием права на труд государство обязано создавать  условия, которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для  этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования  в государственных и муниципальных  учреждениях и на предприятиях, что  является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования  предусматривается общедоступность  и бесплатность образования в  пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение  высшего образования в государственных  учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных  вузов, то гражданин вправе поступить  в частное, т.е. платное высшее учебное  заведение без всяких ограничений  со стороны закона. Государство гарантирует  бесплатное и общедоступное получение  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования (ст.43 п.2). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования.

 

Конституция определяет и  взаимные права  родителей и детей. Права родителей заключаются  в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего  возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает  охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает  социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные  с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

 

К числу социально-экономических  прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 Конституции РФ). Содержанием данного  права является, прежде всего, в гарантированность  получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

 

Конституционно закрепляется право человека на жилище,которое  включает в себя защиту жилища, в  соответствии с которым никто  не может быть произвольно лишен  жилища по каким-либо соображениям.

 

Однако строительство  жилых помещений должно осуществляться не только государством, но и индивидуально  самими гражданами и создаваемыми ими  кооперативами. Поощряется кооперативное  и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

 

Следующим звеном в системе  социально-экономических прав является право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи  в государственных  и муниципальных  учреждениях  здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и  других поступлений.

 

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, необходимость  принятия мер  по развитию  государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

 

Учитывая практику прошлых  лет, Конституция 1993 г. особо оговаривает, что за  сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни  и  здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом. Это является важной гарантией  защиты здоровья человека, поскольку  распространение заведомо недостоверных  или ложных сведений  о состоянии  окружающей среды, эпидемиях, катастрофах  и т.д. может привести к ужасному результату (например, авария на Чернобыльской  АЭС).

 

Дополняя вышеуказанное  право, Конституция Российской Федерации  закрепляет право на благоприятную  окружающую среду, право на достоверную  информацию о состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу  в результате экологического правонарушения (ст.42).

 

В государстве действует  программа, которая предусматривает  помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской  аварии). Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

 

В указании перечня конституционных  прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который  выделяет культурные права человека.

 

К культурным правам  можно  отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может  полноценно существовать.

 

Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в  культурной жизни и пользование  достижениями культуры, на доступ к  культурным ценностям.

 

Согласно закону, каждый может  заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться  в творческую жизнь человека, что  имело место в годы тоталитарного  режима.

 

Государство гарантирует  авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности  для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства  влекут за собой уголовную ответственность.

 

3.        В  правовом положении личности  все составляющие ее элементы  не только тесно связаны между  собой, взаимно дополняют друг  друга ,но вместе с тем каждый  из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию.  Это в полной мере относится  и к гарантиям. В рамках целого, системы  назначения гарантий  состоят в том, что они призваны  обеспечить такую возможно более  благоприятную обстановку, в атмосфере  которой записанные в конституциях  и законах юридический статус  личности и .особенно, ее права  и свободы становились фактическим  положением каждого отдельного  человека и гражданина. Без соответствующих  гарантий провозглашенные в конституции,  в законах права и свободы  - пустой звук. Реализация этих  прав и свобод требует не  только благоприятных условий,  но и подкрепленной эффективными  средствами активной деятельности, как государства, его органов,  общественных объединений, так  и самих граждан. Вопрос о  гарантиях возникает каждый раз,  когда осуществляется переход  от должного к сущему. Гарантии- один из вопросов проблемы  правильного применения правовых  норм, законности и многих других  процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по  себе, а для возможно полного  претворения в жизнь прав и  свобод. Назначение гарантий состоит  как в обеспечении, так и  в охране прав и свобод. Более  полное претворение в жизнь  прав и свобод граждан зависит  от множества самых разнообразных  по характеру факторов, каждый  из которых выступает в качестве  гарантий прав и свобод. В широком  плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод  граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не подлежащего осуществления  и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы и  весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов,  приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимается условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Первая группа гарантий -условия- направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами. Вторая же группа- средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод прав и свобод прав и свобод личности-  вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, самих граждан эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Общепризнанно деление гарантий прав и свобод граждан на политические,  идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и , прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции  РФ 1993 г. и практически до конца второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы защиты различных категорий людей. В системе условий и средств охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан России  важное место принадлежит юридическим гарантиям. Все виды гарантий по своему важны, и лишь все вместе они могут обеспечить полную и всестороннюю прав и свобод человека и гражданина. Отсюда значение юридических гарантий так велико, как и других гарантий. Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны.  Но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены, закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и в, особенности, устанавливают порядок их осуществления. Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими  гарантиями прав и свобод  граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.   Поскольку все отрасли права  имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод , постольку можно говорить о конституционно- правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность   законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В качестве правовых гарантий выступает не любая их  деятельность, а только та, с которой закон связывает  наступление определенных  юридических последствий. Конституционные права  и свободы эффективно могут   быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной  практикой  работы  государственных органов, органов местного самоуправления,  их должностных  лиц, а также общественных объединений,  которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами, предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

 

4.                   Наша Конституция содержит целый  ряд положений правоохранительного  свойства, которые обеспечивают  как пользование правами и  свободами, так и порядок их  восстановления. Последних сравнительно  много "каждому, - сказано в  части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется  судебная защита прав и свобод".

 

В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной  поддержки прав и свобод и правила  их восстановления в случае нарушения  последних " государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении  этого конституционного положения  задействованы все органы государства  и некоторые общественные структур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право  на жалобу, право на судебный иск, право  обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать  как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и  свобод. Таким образом по объекту  основные права и свободы можно  разделить на 2 группы: 1) составляют те права, которые предусматривают  пользование определенными социальными  благами, 2) направлена на охрану других прав и свобод личности. Конституционное  право каждого на судебную защиту означает, что любое лицо может  подать жалобу о нарушении его  прав и свобод в соответствующий  суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести  законное и обоснованное решение.

 

Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал закон РФ от 27.04.93г. "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. С  принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел  о нарушении прав и свобод граждан. Этот закон снял препоны, установленные  ранее действовавшим законом  и в ряде случаев мешавшие гражданам  обратиться в суд. Стало возможным  обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций  и других общественных объединений, а также воинских должностных  лиц и органов военного управления. Следующим шагом на пути обеспечения наиболее полной защиты прав и свобод граждан явился Федеральный закон от 14.12.95г. "О внесении и дополнений в закон РФ "Од обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Расширен круг органов и лиц, решение и действие которых могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.07.95г. "Об основах государственной службы РФ". К коллегиальным и единоличным действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений). В законе от 27.04.93г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия  наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является  включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон от 27.04.93 приводит сроки для обращения с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет  также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения  и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность  обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин  освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но он обязан  доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры.  В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом,  практическое применение нормы закона  об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует  своего законодательного решения. Существенным дополнением Закона является включение в него нормы о том, что убытки ,моральный вред нанесенные гражданину признанными незаконными  действиями или решениями, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101). В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ  каждому предоставляется  возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Сейчас возникла реальная возможность осуществления  этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала  заслуженный авторитет. В настоящее  время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы является Европейская  конвенция о правах человека и  основных свободах , принятая 04.11.50. Конвенция , во-первых, закрепила основные стандарты  прав человека в Европе. Во-вторых, обязала  государства быть последовательными  в их реализации. В-третьих, закрепила  международную систему прав и  свобод человека. Цель Конвенции -поставить  в центр Европейской политики человека. Гражданин России может  чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она  может осуществиться посредством  подачи жалобы любым гражданином , о  чем говорит статья 25 Конвенции.  Жалоба в Европейской традиции имеет  один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба - это сигнал возникновения  нарушения прав и свобод человека, а не только "обращение", как  было принято в советском законодательстве, в государственный или иной орган  с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений.  Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую уже  рассмотрели, или она является предметом  другой процедуры международного разбирательства  или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся к делу новой информации, также,  если необоснованно  либо признанно, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский  суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение  тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу  выражения, свободу ассоциаций и  на создание семьи.

 

Огромную роль в гарантии прав и свобод гражданина в последнее  время играет существование законов "О свободе совести и  религиозных  объединениях " от 09.09.97 г. , Федеральный  закон "Об основных гарантиях избирательных  прав гражданина РФ" от 06.12.94 года с  дополнением от 26.11.96 года, Федеральный  закон от 19.05.95 "Об общественных объединениях". Хотелось бы особо отметить федеральный  закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от 26.02.97, в котором  определен порядок назначения и  снятия с должности уполномоченного  по правам человека в РФ,  его компетентности, организационных форм и условий  его деятельности.

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации