Юридические аспекты заключения и расторжения брака с иностранным гражданином за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой в том, что в настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Республика Беларусь. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. В соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Республике Беларусь и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Правовое регулирование отношений, связанных с заключением брака с иностранными гражданами........................................................................................6
2. Правовая регламентация расторжения брака с иностранными гражданами.. 11
3. Юридические аспекты заключения и расторжения брака с иностранным гражданином за рубежом..........................................................................................15
3.1. Выезд за границу с целью заключения брака..................................................15
3.2. Брачный договор................................................................................................ 18
3.3. Права гражданина Беларуси в случае расторжения брака.............................21
Заключение.................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26

Работа состоит из  1 файл

заключение и расторение бр.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

      В том случае, когда законодательство иностранного государства требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем,  а иностранный  гражданин такого  разрешения не имеет, орган загса при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак, и первую очередь гражданину (гражданке) Республики Беларусь, что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином  которой является иностранный  гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями.

      Если  несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается  отметка о  том, что  лица, вступающие  в брак,  ознакомлены с действующими в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами [8, c. 286].

      Лица, состоявшие  ранее в  зарегистрированном браке, должны предъявить  органу загса  документ, подтверждающий   прекращение прежнего брака. Это может быть  свидетельство о  расторжении брака (при отсутствии  в  документе, удостоверяющем личность, отметки о расторжении брака), свидетельство о смерти супруга либо решение суда о признании брака недействительным.

      Для  гражданина  Республики  Беларусь,  расторгнувшего  брак за границей,  а также  иностранного гражданина  таким документом  может быть решение  суда  о  расторжении  брака,  свидетельство  о смерти супруга  либо другой  документ, подтверждающий  прекращение прежнего брака,  выданный компетентным  органом  и  соответствующим  образом легализованном, если иное не вытекает из международных договоров.

      Решение иностранного суда  либо другой документ, подтверждающий прекращение брака, должен быть представлен вместе с переводом текста на  белорусский (русский) язык, верность которого свидетельствуется консульским учреждением Республики Беларусь за границей, консульством   (посольством)  государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим  органом  этого  государства  либо  нотариусом. Это правило  относится и к тем случаям,   когда в соответствии с международными договорами такие документы считаются действительными на территории Республики Беларусь [9, c. 458].

      Заявление о вступлении в брак составляется на бланке установленной  формы и заполняется четким разборчивым почерком. На все вопросы, предусмотренные в заявлении,  должны быть даны полные и точные ответы.

      Иностранный гражданин дополнительно указывает  в заявлении:

             а) в графе 6 — свое гражданство;

             б) в графе 7 — цель приезда в Республику Беларусь;

             в)в графе 13 — когда, в каком органе внутренних дел и на какой срок  оформлена   регистрация  его  паспорта, номер  произведенной регистрации.

      Орган загса проверяет полноту и  правильность приложенных к заявлению документов и по согласованию с вступающими в брак назначает день и час регистрации брака, выясняя при этом, желают ли они зарегистрировать брак в торжественной обстановке в соответствии со статьей 14 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь.

      В соответствии со статьями 12-13 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь орган ЗАГСа, принявший заявление, обязан ознакомить вступающих в брак с условиями и порядком регистрации брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей, удостовериться, что эти лица осведомлены о состоянии здоровья и семейном положении друг друга, предупредить об ответственности за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

      При приеме заявления гражданину Республики Беларусь, намеренному заключить брак с иностранным гражданином, рекомендуется ознакомиться с правовыми последствиями, которые могут возникнуть для него по законодательству того государства, гражданином которого является будущий супруг, в частности по вопросам гражданства, особенностей правового положения обоих супругов и их детей, личных имущественных прав [3, c.6].

      Гражданину  Республики Беларусь должно быть разъяснено, что сам акт регистрации брака с иностранным гражданином  не является безусловным основанием для выезда за границу. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", введенного в действие с 01.01.94 года, выезд за границу гражданам Республики Беларусь может быть временно ограничен.

      При заключении брака между лицами, уже  имеющими общих детей, орган загса должен разъяснить им также порядок установления отцовства.

      Регистрация брака производится  по истечении срока, установленного статьей 14 КоБС Республики Беларусь, в соответствии с которой при наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен.

      Если  до регистрации брака в орган  загса от кого-либо поступит сообщение о наличии  предусмотренных  статьей  17 КоБС Республики Беларусь препятствий к заключению брака, заявителю предлагается представить в пределах установленного законодательством республики срока для регистрации брака соответствующие доказательства. Регистрация может быть в таком случае отложена, а о причинах отсрочки уведомляются лица, подавшие заявление о вступлении в брак [3, c. 8].

      В соответствии  со статьей 200 КоБС Республики Беларусь регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.

      При регистрации брака супругам по их желанию присваивается фамилия одного из них в качестве общей фамилии либо каждому сохраняется его добрачная фамилия, супруги или один из них также могут именоваться двойной фамилией.

      Если  гражданин Республики Беларусь при  вступлении в брак принял фамилию супруга, на 31 странице паспорта гражданина Республики Беларусь (или на 1 странице иного документа, удостоверяющего личность) орган загса производит запись о том, что он подлежит обмену в течение месячного срока. Эта запись удостоверяется подписью должностного лица и печатью.

В паспорте иностранного гражданина такая запись не производится.

      В документах, удостоверяющих  личность вступающих в брак, в том числе  иностранных граждан и  лиц без гражданства, производится запись (проставляется штампа) о регистрации брака.

      В дипломатических и служебных паспортах иностранных граждан, зарегистрированных в МИД Республики Беларусь, такая запись (проставление штампа) не производится.

      Фамилия гражданина Республики Беларусь, избравшего себе при регистрации брака фамилию супруга, должна быть записана в точном соответствии с фамилией, указанной в паспорте иностранного гражданина с учетом имеющегося перевода паспорта [3, c.6].

          При составлении записи акта о заключении брака национальность в графе 6 указывается  по паспорту. Если в паспорте национальность не указана, в этой части графа 6 не заполняется.

      Кроме национальности иностранного гражданина, в графе 6 в соответствии с паспортом записывается гражданином какого государства он является.

      Лицам без гражданства национальность указывается с дополнением слов "лицо без гражданства".

      Орган ЗАГСа, зарегистрировавший брак иностранного гражданина (гражданки) или лица без гражданства с гражданкой (гражданином) Республики Беларусь, должен в трехдневный срок направить в соответствующую паспортно-визовую службу (ГУВД Минского горисполкома, УВД облисполкомов) извещение по прилагаемой форме. 

 

2. Правовая регламентация  расторжения брака  с иностранными  гражданами 

     В условиях увеличения миграции населения, расширения контактов между гражданами различных государств число так называемых «смешанных» браков (браков белорусских граждан с иностранцами) значительно возросло. Увеличилось не только число таких браков, но и расширилась география происхождения лиц, желающих вступить в брак в республике с белорусскими гражданами.

     Рост  браков с иностранными гражданами влечет за собой рост случаев их расторжения. Министерство юстиции разъясняет процедуру  расторжения таких браков. 

      Правовое  положение иностранцев и лиц  без гражданства в брачно-семейных отношениях определяется КоБС, действующим в Республике Беларусь с 1 сентября 1999 года. КоБС содержит раздел «Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров», где сформулированы нормы о заключении брака, расторжении брака,  установлении отцовства (материнства) и т.д. для случаев, когда одной из сторон семейных отношений выступает иностранный гражданин или лицо без гражданства.

     Международная судебная юрисдикция по делам, возникающим  из различного рода семейных отношений, определяется Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее  – ГПК).

     При распаде семьи наиболее острые конфликты  возникают при решении вопросов, с кем останутся дети, как будут осуществляться родительские права. Например, в Алжире, Сирии, Иордании в случае развода дети должны остаться с отцом.

     Проживающие в Республике Беларусь иностранные  граждане и лица без гражданства, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

     Согласно  статье 544 ГПК подсудность судам  Республики Беларусь  гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется законодательством Республики Беларусь или письменным соглашением сторон [2, c.456].

     В соответствии с частью первой статьи 231 КоБС расторжение браков граждан  Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства в Республике Беларусь производится по законодательству Республики Беларусь. В ряде стран в случае расторжения брака между супругами различного гражданства применяется законодательство страны гражданства мужа.

     Расторжение брака производится только судом  в порядке искового производства.

     В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и  семье" суды республики не вправе принимать к рассмотрению иски о расторжении брака межу иностранными гражданами. Согласно части второй статьи 231 КоБС в редакции указанного Закона расторжение браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств и признается на условиях взаимности действительным в Республике Беларусь, если эти лица в момент расторжения брака являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь. 

     В Республике Беларусь каждому из супругов, в том числе и супругу-иностранцу, лицу без гражданства, предоставляется  право обращаться в белорусский  суд с иском о расторжении  брака. В некоторых иностранных  государствах национальное  законодательство не предусматривает возможности обращения с соответствующим иском в суд иностранных граждан [15, c. 456].

     Заявление о возбуждении дела о расторжении  брака подается в суд, как правило, по месту жительства ответчика. В  некоторых случаях, определенных в статье 47 ГПК,  иск о расторжении брака может быть подан по месту жительства истца (к примеру, если при истце находятся несовершеннолетние дети, или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика предоставляется для него затруднительным).

     Для «смешанных» браков, как и для  браков белорусских граждан, недопустимо  их расторжение во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение  брака. Этот супруг в обязательном порядке должен проживать с ребенком и осуществлять родительскую заботу о нем. Исключение составляют случаи, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка [2, c. 25].

Информация о работе Юридические аспекты заключения и расторжения брака с иностранным гражданином за рубежом