Юридическая природа международных организаций, их компетенция и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание

Цель и гипотеза определили и конкретные задачи исследования:
Установление юридической природы, тенденций и закономерностей формирования и развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых международными организациями, обусловленных происходящими процессами глобализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Юридическая природа деятельности международных организаций...........6
1.1 Международные межправительственные организации………………………….7
Глава 2. Региональные международные организации……………………………...14
2.1 Содружество Независимых Государств…………………………………………14
2.2 Европейский союз ………………………………………………………………..16
2.3 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе …………………...18
Заключение……………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

2 Юридическая природа деятельности международных организаций.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Региональные международные организации

2.1 Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств было создано республиками, входившими в состав СССР (кроме балтийских государств), в конце 1991г. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана) [10, c. 85].

СНГ служит дальнейшему развитию и  укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. В Уставе СНГ подчеркивается, что Содружество не обладает наднациональными полномочиями , при этом, как подчеркивает проф. Г.В. Игнатенко, «есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права» [1,с.351]. В рамках СНГ заключен ряд многосторонних международных договоров, в том числе Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных  прав и свобод в государствах-участниках СНГ. Среди многочисленных органов СНГ можно упомянуть Совет глав государств (высший орган Содружества), Межпарламентскую Ассамблею, находящуюся в Санкт-Петербурге (Россия), Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Исполнительный секретариат и Экономический суд, принявший за всю историю своего существования всего одно решение

Целями Содружества  являются:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- создание общего экономического  пространства;

- обеспечение прав  и основных свобод человека  в соответствии с общепризнанными  принципами международного права и документами СБСЕ;

- сотрудничество между  государствами-членами в обеспечении  международного мира и безопасности  и осуществлении разоружения;

- содействие гражданам  государств-членов в свободном  общении, контактах и передвижении  в Содружестве;

- взаимная правовая  помощь и сотрудничество в  других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение  споров и конфликтов между  государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ) [11].

В Уставе признается наличие  интересов Содружества в целом, и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991г.:

- обеспечение прав  и основных свобод человека;

- координация внешнеполитической  деятельности;

- сотрудничество в  формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

- таможенная политика;

- сотрудничество в  развитии систем транспорта и  связи;

- охрана здоровья и  окружающей среды;

- вопросы социальной  и миграционной политики; борьба  с организованной преступностью;

- сотрудничество в  области оборонной политики и  охраны внешних границ.

Этот перечень может  быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства - члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами - членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества  является Совет глав государств, который  уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные  с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов  исполнительной власти членов СНГ в  экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов  принимаются консенсусом. Любое  государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные  органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества -- Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотрудничества.

В рамках Содружества должны действовать Экономический суд в целях разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, а также толкования соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, Комиссия по правам человека, призванная наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами СНГ.

Постоянно действующим  исполнительным и координирующим органом  Содружества является Координационно-консультативный  комитет, созданный в апреле 1993г. на заседании Совета глав государств в Минске. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства - члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. При нем имеется Секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата - Минск (Беларусь)  [10, c.87].

В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.

 

2.2 Европейский союз

Европейский союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957г., Европейского экономического сообщества 1957г. в результате объединения в 1957г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

Целями ЕС являются содействие экономическому и социальному прогрессу  путем создания европейского пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения единой валюты (евро), осуществления  общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства ЕС, сохранение и развитие ЕС как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью.

ЕС основан на общих  для всех государств-членов принципах  свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права. Как отмечает проф. С.Ю. Марочкин, «ЕС  стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов… Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике» [1, с.342].

В 1965г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран - членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992г. (вступили в силу в 1993г.) завершили  процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском союзе дополнен 17 протоколами. Договором также введено гражданство ЕС.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия (20 еврокомиссаров, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на 5 лет), Совет Европейского союза, Европейский парламент непосредственно избираемый гражданами ЕС, Европейский суд (не путать с Европейским судом по правам человека, действующим в рамках Совета Европы).

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской  комиссии, их заместители (министры иностранных  дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит  из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую  комиссию и Совет, разрабатывает  право ЕС и бюджет Союза.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии - в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента - в г. Люксембурге.

Совет Европейского союза  состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Местонахождение Совета - г. Брюссель [12, c. 188].

Европейская комиссия состоит  из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает  за соблюдением решений норм и  решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии - г. Брюссель.

Европейский суд состоит  из 15 судей , девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

По итогам Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1 августа 1975 года в Хельсинки (Финляндия) представителями практически всех европейских государств, включая Советский Союз, был подписан Заключительный акт.

Для обеспечения его  воплощения в жизнь, «продолжения многостороннего  процесса» была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на то время единственная в Европе международная организация, объединявшая и социалистические, и капиталистические страны.

ОБСЕ на данный момент не имеет целостного учредительного акта.

 

2.3 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Решением Будапештского совещания 1994г. Совещание было преобразовано в организацию.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу сотрудничества, был Заключительный акт Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе, подписанный в 1975г. в Хельсинки  главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса напряженности.

Положения Заключительного  акта были развиты и дополнены  Стокгольмским итоговым документом 1986г., Венским итоговым документом 1989г., Документом Копенгагенского совещания 1990г., Парижской хартией для новой Европы 1990г., Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992г., Документом Московского совещания 1991г. и др.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций - устава.

Целями ОБСЕ являются:

- обеспечение мира  и безопасности в Европе;

- поддержание разрядки  международной напряженности;

- обеспечение соблюдения  прав человека;

- соблюдение в отношениях  между странами принципов международного права.

Среди органов ОБСЕ следует  упомянуть Совет министров (на уровне министров иностранных дел стран-участниц), Руководящий совет (на уровне ответственных  сотрудников министров иностранных  дел, заседания проходят как минимум  дважды в год в Праге (Чехия)), Секретариат во главе с Генеральным секретарем ОБСЕ. В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея ОБСЕ.

Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных меньшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская Ассамблея, Арбитражный и мировой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров и др.

Информация о работе Юридическая природа международных организаций, их компетенция и функции