История возникновения и развития международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:51, контрольная работа

Описание

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Содержание

1. История возникновения и развития международного права

1.1 Возникновение международного права и периодизация его истории

1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

1.3 Международное право средних веков (V—XVI вв.)

1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)

1.5 Развитие международного права в первой половине XX в

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Работа состоит из  1 файл

мпп 2.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

1. История возникновения и развития  международного права

 

1.1 Возникновение международного  права и периодизация его истории

 

1.2 Международное право рабовладельческого  строя (до V в.)

 

1.3 Международное право средних  веков (V—XVI вв.)

 

1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)

 

1.5 Развитие международного права  в первой половине XX в

 

1.6 Наука международного права  и ее эволюция

 

Список использованных источников

 

международное право наука

 

 

1. История возникновения и развития  международного права

 

 

1.1 Возникновение международного  права и периодизация его истории

 

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

 

Существует несколько точек  зрения по вопросу о времени появления  международного права.

 

1. Международное право возникло  вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. При этом некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства (например, французский ученый Ш. де Вишер).

 

2 Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

 

3. Международное право появилось  в новое время, когда были  образованы крупные централизованные  суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки международного права.

 

Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

 

В условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений общественные отношения развивались преимущественно  внутри государств, чем и объясняется более интенсивное развитие внутригосударственного права по сравнению с международным правом. Следовательно, возникновение международного права неразрывно связано с зарождением публичной власти и созданием государств.

 

Особого внимания заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды:

 

1) до Вестфальского конгресса  1648 г.;

 

2) от Вестфальского конгресса  1648 г. до Венского конгресса  1815 г.;

 

3) от Венского конгресса 1815 г.  до Парижского конгресса 1856 г.;

 

4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX в.;

 

5) с начала XX в. по настоящее  время.

 

В голландском издании энциклопедии международного публичного права 1984 г. приводится следующая периодизация:

 

1) от древности до Первой мировой войны;

 

2) от Первой мировой войны  до Второй мировой войны;

 

3) от Второй мировой войны  до настоящего времени.

 

Профессор Ф.Ф. Мартене еще в  конце XIX - начале XX вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее, делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает Древний мир, средние века и Новое время до половины XVII в. или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

 

В современной литературе заслуживает  внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И.И. Лукашуком:

 

- предыстория международного права  (с древних веков до конца  Средневековья); классическое международное  право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

 

- переход от классического к  современному международному праву  (от принятия Статута Лиги Наций  до принятия Устава ООН);

 

- современное международное право  - право Устава ООН 1.

 

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, наиболее оправданным представляется выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:

 

1) международное право рабовладельческого  строя (до V в.);

 

2) международное право средних веков (V-XVI вв.);

 

3) международное право в эпоху  буржуазных революций (XVII- XIX вв.);

 

4) международное право первой  половины XX в.;

 

5) современное международное право  (с момента принятия Устава  ООН в 1945 г.).

 

 

 

 

1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы  отношений между ними. Взаимоотношения  между древними государствами в  значительной мере испытывали влияние  их общественно-экономической основы - рабовладения.

 

С возникновением первых рабовладельческих  государств в долинах Двуречья и  Нила между ними начали складываться различные отношения, получавшие постепенно правовой характер. Сперва эти отношения  были эпизодическими, а к концу III - началу II тысячелетия до н.э. они становятся систематическими, облекаясь при этом в юридические нормы.

 

Основными характерными чертами международного права в эпоху рабовладельческого строя являлись:

 

- неразвитость международного  права, межгосударственные отношения отсутствовали в их современном понимании и не занимали существенного места в жизни народов и государств, главными проявлениями международных отношений были торговля и война;

 

- международные отношения и  регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных центрах международной жизни древности: Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме, Египте;

 

- в отношениях между государствами  отсутствовало постоянство, они,  как правило, устанавливались  и поддерживались в связи с  текущей потребностью и носили непродолжительный характер;

 

- преобладание обычных норм  над договорными, обусловленное  недостаточной развитостью международно-правовых  отношений;

 

- отношения между государствами  строились исключительно с позиции  силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений - неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговли.

 

Одним из наиболее древних межгосударственных правовых актов, дошедших до наших дней, считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., который, в частности, подтверждал существовавшую между указанными городами границу, предусматривал мирное разрешение возникающих споров путем арбитражной процедуры, устанавливал своеобразный механизм гарантий исполнения договоров посредством клятв и обращения к богам.

 

В последующем количество договоров  становится все более значительным. При этом наряду с союзными договорами и соглашениями о взаимной военной помощи наблюдается рост числа договоров, регулировавших обмен территориями, статус государственных границ, пограничных крепостей и населенных пунктов, распространение нейтралитета, раздел военных трофеев выдачу лиц, правила осуществления торговли (например, договор, заключенный около 1300 г. до н.э. между царем Хаттушилем и египетским фараоном Рамсесом II, договор 671 г. до н.э. между Ассирией и Тиром и др.).

 

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны, заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров, обмена послами, установления правового режима иностранцев, образования межгосударственных союзов.

 

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих  к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеиндийской Артхашастре (IV—III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать».

 

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпринимались первые попытки  упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начинаться с предварительного уведомления.

 

Нормы войны в Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. и в  первые века н.э. уже содержали попытки  упорядочить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. В отношении ведения военных действий и применения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, детей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.

 

Древние индусы различали репрессалии  и собственно войну. Началу ее должно было предшествовать предъявление ультиматума. Только после этого следовало официальное объявление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипломатических отношений, но не исключало обмена специальными миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дружественной защиты». Торговля с ними и другие формы сношений рассматривались как враждебный акт. Подданных противной стороны, поскольку они оказывались лишенными правовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

 

Законы Египта и Индии также  запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и  не имели никаких прав. Описанная  картина была характерна и для древних государств, расположенных на территории современного Китая.

 

Что касается права войны, Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман обращают внимание, что  древние греки уже различали  нейтралитет (мог иметь место  только во время войны и касался  внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время).

 

Религиозная окраска права войны  была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

 

Зарождавшийся институт права международных  договоров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.

 

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о  взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и  др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.

 

Для решения внешнеполитических задач  стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей  и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Информация о работе История возникновения и развития международного права