Источники Европейского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание

Объектом данной курсовой работы являются нормы права, составляющие источники права ЕС. Их изучение, обобщение и классификация составляют цель данной работы и определяют задачи, а именно проанализировать имеющийся материал, систематизировать его и ответить на главные вопросы курсовой работы: что составляет понятие и классификацию источников права ЕС. При выполнении данной работы автор руководствовался международными правовыми актами, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.

Содержание

Введение………………………………………
Глава 1. Источники…………………..
1. 1. Понятие источников права ЕС
1. 2. Классификация источников права ЕС
1. 3. Источники первичного Европейского права
1. 4. Источники вторичного Европейского права
Глава 2. Договоры как источники Европейского права
2.1. Договор «о создании Европейского объединения Угля и Стали» (ЕОУС)
2. 2. Договор «о создании ЕС»
2. 3. Маастрихтский договор
2. 4. Лиссабонский договор
Заключение…………………
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Источники Европейского права.docx

— 58.87 Кб (Скачать документ)

 

Если первичное право  сравнивают с конституцией Сообществ, то регламент (общее решение по Договору о ЕОУС) как акт "вторичного" права сопоставляют с обычным  законом. Для того, чтобы акт мог  называться регламентом (в рамках ЕОУС — решением), он должен соответствовать  некоторым формальным признакам. Прежде всего необходимость его издания  должна быть предусмотрена Учредительным  договором. По крайней мере, такой  линии следует практика Суда Сообществ. Далее регламенты (так же как директивы  и решения) в соответствии со ст. 190 Договора о ЕЭС должны; быть мотивированы и содержать ссылки на предложения  или заключения, которые должны быть запрошены в обязательном порядке  согласно Договору. На практике степень  необходимости этих предложений  и заключений зависит от характера  обсуждаемого вопроса. Регламенты отличаются от других актов ЕС наиболее общим  характером изложения предписаний. Они обязательны для государств-членов и обладают на их территории силой  закона без трансформации или  утверждения.

 

Посредством регламентов  регулируются наиболее важные вопросы  политики ЕС. Однако при всем этом регламенты не являются актами Европарламента и  даже не ратифицируются им.

 

Следующим по юридической  силе актом, входящим во "вторичное" право, является директива (рекомендация по Договору о ЕОУС). Специфика ее состоит в том, что, будучи обязательным актом, она включает предписания, меры по исполнению которых определяют сами государства. Благодаря этому директива  позволяет сочетать единство политической линии в рамках ЕС с учетом специфики  местных условий. Неудивительно, что  именно директива играет основную роль в процессе гармонизации права Сообществ, предусмотренной статьей 100 Договора о ЕЭС.

 

Директива может адресоваться государствам-членам как в целом, так и к отдельным из них, в  то время как рекомендации ЕОУС могут  быть адресованы также и отдельным  фирмам ЕС.

 

Директивы не наделяют правами  и обязанностями граждан ЕС, покуда не будут введены в национальное законодательство компетентными органами государства. При этом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения директивы  права и интересы граждан могут  пострадать. Чтобы избежать подобных последствий, Суд ЕС постановил, что  граждане Сообщества могут требовать  прямого применения директивы или  рекомендации. Но такая возможность  появляется лишь по истечении срока, указанного в директиве для инкорпорации ее в национальное законодательство, и при условии, что формулировки соответствующих норм директивы  не позволяют государствам-членам определять ее правовые последствия по собственному усмотрению.

Важное значение для практики применения директив имеет решение  Суда ЕС по делу Francovich v. Italian Republic (1991). В  нем Суд установил обязанность  государств-членов по возмещению убытков  индивидам, причиненных вследствие неприменения директив ЕС.

 

В этом контексте следует  рассматривать положение Декларации о применении права, принятой в числе  других в качестве приложения к Маастрихтскому договору. В ней, в частности, отмечается, что полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообщества в пределах установленных ими сроков является основным условием сплочения и единства в процессе европейского строительства.

 

Решение Совета или Комиссии — следующий акт "вторичного" права — как и регламент, обязательно  во всей своей полноте для тех, к кому оно адресовано, т. е. для  государств-членов, индивидов либо корпораций.

 

Решение отличается от регламента большей степенью конкретности своих  предписаний. Кроме того, в отличие  от регламента, оно обязательно лишь для тех, кому адресовано, в то время  как, в отличие от директивы, обязательно  во всей полноте и не оставляет  его исполнителям дискреционных  полномочий.

 

При попытке провести аналогию с актами внутреннего права решение  справедливо сравнивают с источником административного права, в отличие  от регламента и директивы, которые  входил» бы в круг законов.

 

Сравнение директивы с  основами законодательства в федеративном государстве, на наш взгляд, верно лишь отчасти. Оно правильно в том смысле, что директива определяет, так сказать, основы регулирования того или иного вопроса, однако неверно потому что основы законодательства стоят в иерархии актов выше обычного закона. В данном же случае все наоборот: директива — акт подзаконный.

 

Вопрос о том, можно  ли рассматривать рекомендации и  заключения в качестве источников права  Сообществ, является дискуссионным. С  одной стороны, они включены в  число актов Сообществ, перечисленных  в ст. 189 Договора о ЕЭС. Кроме того, необходимость их издания предусмотрена  рядом статей того же Договора (27, 64, 81, 102). С другой стороны, в той же ст. 189 говорится, что они не являются обязательными.

 

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Так, термин "рекомендации" по Договору о ЕОУС является аналогом директивы  в рамках ЕЭС и ЕВРОАТОМа. Обязательность рекомендации в рамках ЕОУС позволяет  рассматривать ее как источник права. В остальном же рекомендации и  заключения, будучи необязательными, не входят, по логике вещей, в систему  источников права ЕС.

 

Однако, с другой стороны, существование "не обязательных" актов не есть особенность лишь Сообществ. Оно характерно для международных  организаций суверенных государств, к числу которых при всех особенностях можно отнести и Европейское сообщество. Его институты осуществляют различные функции, в том числе законотворчество и управление. Хотя формально рекомендации и заключения не могут рассматриваться в качестве источников: права Сообщества, однако потенциально являются вспомогательными элементами правотворческого процесса в рамках ЕС.

    Одна из отмеченных выше особенностей актов "вторичного" права состоит, в частности, в известной рассогласованности между иерархичностью этих источников, с одной стороны, и, по существу, горизонтальным соотношением издающих их правотворческих органов Сообщества (исключая Суд ЕС). Этим система источников права; ЕС существенно отличается от соответствующей системы национального (внутригосударственного) права, где юридическая сила акта обусловлена местом издавшего его органа в системе органов государства. В данном случае акты разной юридической силы издаются одними и теми же органами, вследствие чего проходит известное "наложение" компетенций, обусловившее в ряде случаев недостаточную четкость критериев построения вертикали источников права. В этих условиях она строится на основе таких факторов, как степень важности регулируемого вопроса, место акта в функциональной деятельности Сообществ, его роль в механизме правореализации и т. д.

 

В группу источников "вторичного права" входят также решения Суда ЕС, имеющие силу прецедента. В специальной  литературе отмечалось, что Суд ЕС выполняет разнообразные функции, выступая в роли конституционного, административного, гражданского суда, суда по трудовым спорам и т. д.

 

Отсюда разнообразна и  правотворческая роль Суда: она осуществляется не только при рассмотрении дел, но и в ходе реализации контрольных  функций, а также преюдициальной компетенции.

 

2.1 Источники вторичного  права ЕС

 

"Первичное право"  включает в себя также ряд  иных источников права. Это,  в частности, общепризнанные принципы  и нормы международного права,  особенно в сфере защиты прав  человека, общие принципы права,  действующие во всех государствах-членах. В процессе становления находится  обычное право Сообществ.

 

Первичное право Европейского Союза — это документы основополагающего  характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права  разрабатываются и принимаются  совместно государствами-членами  и потому являются по форме международными договорами.

 

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор  об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор  о Евратоме) и Договор о Европейском  Союзе 1992 г. Эти документы (включая  протоколы к ним) были рассмотрены  выше в разделе II (см. вопрос № 15). Они  составляют основное первичное право  Союза.

 

Кроме учредительных договоров  в первичное право Европейского Союза входят источники, которые  содержат к ним изменения или  дополнения, — дополнительное первичное  право:

 

а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе  и другие учредительные документы.

 

Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: «Ниццкий договор, изменяющий Договор  о Европейском Союзе, договоры, учреждающие  Европейские сообщества, и некоторые  связанные с ними акты»;

 

б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский  Союз вступают новые государства-члены.

 

Подобные договоры заключаются  с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами  на вступление — с другой. Последний  договор о присоединении, на основании  которого в Европейский Союз вступили 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья, был подписан 16 апреля 2003 г. и вступил  в силу 1 мая 2004 г.

 

Составной частью каждого  договора о присоединении выступает  Акт об условиях присоединения, который  вносит соответствующие поправки в  учредительные документы (например, об изменении численного состава  «европейских» институтов) и устанавливает  переходный период для постепенной  адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза.

 

К актам об условиях присоединения, как и к учредительным документам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего  существует более 80 подобных протоколов:

 

— 30 протоколов к Акту об условиях присоединения Великобритании, Дании и Ирландии (вступил в  силу в 1973 г.): Протокол «О Фарерских  островах», Протокол «О некоторых количественных ограничениях, интересующих Ирландию»  и др.;

 

— семь протоколов к Акту об условиях присоединения Греции (вступил  в силу в 1981 г.): Протокол «Об обменах  познаниями с Греческой Республикой  в области ядерной энергии», Протокол «Об экономическом и индустриальном развитии Греции» и др.;

 

— 25 протоколов к Акту об условиях присоединения Испании  и Португалии (вступил в силу в 1986 г.): Протокол «О региональном развитии Испании», Протокол «Относительно импорта  в Португалию автомобилей из третьих  стран» и др.;

 

— 10 протоколов к Акту об условиях присоединения Австрии, Финляндии  и Швеции (вступили в силу в 1995 г.): Протокол «Об Аландских островах», Протокол «Об использовании специфически австрийских терминов немецкого  языка в рамках Европейского Союза» и др.;

 

— 10 протоколов к Акту об условиях присоединения Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии (в силе с 1 мая 2004 г.): Протокол «Об изменениях, вносимых в Устав Европейского инвестиционного  банка», Протокол «О Кипре», Протокол «О транзите лиц сухопутным путем между  Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации».

 

Хотя большинство протоколов к Актам об условиях присоединения  носят узкоспециальный характер, по крайней мере некоторые подобные документы в силу важности вопросов, ими регулируемых, планируется оставить в силе, приложив их к будущей  Конституции Европейского Союза (наряду с протоколами к нынешним учредительным  договорам);

 

в) Акт «Об избрании членов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием» от 20 сентября 1976 г. (с  изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 r.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории (см. вопрос № 35);

 

г) Решение «О системе  собственных ресурсов Европейских  сообществ» от 29 сентября 2000 г., устанавливающее  источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне —  общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов. В первоначальной редакции назывался  «Акт об избрании представителей в  Европейский парламент прямым всеобщим голосованием».

 

К «собственным ресурсам»  Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины, сельскохозяйственные сборы и отчисления государств-членов, соответствующие размеру их ВВП  и доле взимаемого на их территории НДС.

 

Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты  этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае — по предложению  Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации  всеми государствами -членами.

Информация о работе Источники Европейского права