Функции международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:28, реферат

Описание

Координирующая с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой;
Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их;
Обеспечительная МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП;

Работа состоит из  1 файл

Функции международного права.doc

— 595.50 Кб (Скачать документ)

Целями ОБСЕ являются:

1) содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;

2) поддержка разрядки международной напряженности;

3) признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;

4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;

5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ, в том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.

46. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:

1) санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления;

2) реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства);

3) репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя);

4) сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства или исполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке);

5) ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:

1) репарации – представляет собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются на основе международных договоров;

2) реституции – это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями;

3) субституция – разновидность реституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества.

47. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Существуют два вида международно-правовой ответственности:

1) политическая – заключается в применении санкций в отношении государства-правонарушителя и связана с материальной ответственностью;

2) материальная – наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы политической ответственности:

1) реторсии;

2) репрессалии;

3) сатисфакция;

4) ресторация;

5) приостановление членства;

6) исключение из международной организации;

7) подавление агрессора силой.

Формы политической ответственности реализуются посредством применения санкций.

Санкции – принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями (ООН, ИКАО, ОАЕ), группой государств или отдельными организациями. Виды санкций – временное ограничение суверенитета, отторжение части территории, послевоенная оккупация, полная или частичная демилитаризация всей или части территории, запрещение иметь тот или иной вид вооружений или вооруженных сил, сокращение вооруженных сил и вооружений и др.

Реторсии – принудительные меры одного государства, направленные против другого государства в ответ на нарушение интересов первого.

Виды реторсий:

1) отзыв посла;

2) выдворение из страны дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;

3) запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций и др.

Репрессалии – правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, которые применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерны ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Сатисфакции – предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Виды сатисфакций: 1)принесение официального извинения;

2) выражение сожаления или сочувствия;

3) заверения в том, что подобные неправомерные действия не повторятся;

4) оказание почестей флагу потерпевшего;

5) исполнение гимна в торжественной обстановке и т. д.

Ресторация – восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты экологии, которая была загрязнена по вине государства-нарушителя.

Виды материальной ответственности: 1) репарации;

2) реституции;

3) субституции.

Репарации – возмещение материального ущерба государством-нарушителем в денежном выражении, товарами, услугами. Вид и размер репараций применяется на основе международных договоров.

Реституции – возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Реституции может быть подвержено имущество, неправомерно захваченное или задержанное в мирное время.

Субституция – замена неправомерно поврежденного или уничтоженного имущества, а именно – личного имущества, транспортных средств, объектов инфраструктуры, художественных ценностей и т. д.

48. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Все участники международных отношений обязаны решать возникающие между ними споры мирными способами, дабы не подвергать угрозе мир и безопасность международного сообщества.

Институт мирного разрешения международных споров межотраслевой, так как его нормы содержатся в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в праве ряда других отраслей международного права.

Источники института мирного разрешения международных споров:

1) Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;

2) пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г. (в редакции 1949 г.);

3) Устав ООН, уставы региональных организаций;

4) Декларация о принципах международного права 1970 г.;

5) заключительный акт СБСЕ 1975 г.;

6) итоговый документ Венской встречи 1989 г. и другие документы СБСЕ, а также обычаи. Государства – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Декларация о принципах международного права 1979 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны-государства, участвующие в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны в первую очередь стремиться к разрешению спора посредством «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». В поисках подобного урегулирования государства должны согласовывать такие средства, чтобы они соответствовали бы существу спора.

В приведенной выше статье Устава ООН названы почти все известные на сегодняшний день способы мирного разрешения споров. Не указаны только «добрые услуги». Некоторые мирные способы, получившие свое договорно-правовое оформление еще в XIX в., названы в ст. 33 по-другому. Так, под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, т. е. следственную процедуру, а под примирением – согласительные комиссии.

Мирные средства по мере развития в сфере разрешения споров постоянно изменяются. Они меняются в процессе исторического развития и особенностей соотношения сил на международной арене. Некоторые способы разрешения разногласий известны с древнейших времен – добрые услуги, посредничество и др. Другие получили развитие лишь в XIX в. – согласительная процедура, арбитраж. Третьи возникли лишь в последние 50 лет – международные суды, примирительные комиссии, разрешение споров с помощью международных организаций.

49. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ, ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО

Переговоры – наиболее удобное, доступное, простое и распространенное средство мирного разрешения разногласий, играющее значительную роль среди других средств мирного разрешения споров.

Переговоры классифицируются:

1) в зависимости от предмета спора на:

а) мирные;

б) политические;

в) торговые;

2) в зависимости от количества участников:

а) двусторонние;

б) многосторонние;

Информация о работе Функции международного права