Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ правового регулирования отношений субъектов международного права в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а так же исследование возможности использования международного опыта для совершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии РФ.
Для достижения поставленной целей будут выполнены следующие задачи:
исследование международно-правового механизма регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков;
анализ отдельных положений конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития правовых норм по осуществлению контроля над наркотическими веществами. 6
Глава 2. Конвенционный механизм регулирования 10
§2.1 Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года; Венская Конвенция о психотропных веществах 1971 года 10
§2.2 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1988 года 17
Глава 4 Модели борьбы с распространением и потреблением 23
наркотиков в зарубежных странах. 23
Заключение 32
Библиографический список 34

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

   В 1961 г. была созвана Нью-йоркская конференция, которая проходила с 24 января по 25 мая. На этой конференции были представлены 73 государства, ряд представителей специализированных учреждений, в частности, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. На этой конференции была подписана Единая конвенция о наркотических средствах, она заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. В настоящее время, в соответствии с этим соглашением, контроль осуществляется в отношении более 116 наркотических средств, включая опиум и его производные, а так же синтетические наркотики6.

   При разработке Единой конвенции ООН  преследовала три цели. Главная цель заключалась в обеспечении систематизации всех действующих многосторонних договорных норм в данной области. Эта задача была успешно выполнена.

   Во-вторых, этот договор упростил и систематизировал механизм контроля, что стало еще  одним важным шагом в направлении  повышения эффективности усилий международного сообщества.

   В рамках Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН), были объединены ранее действующие Постоянный Центральный комитет по наркотическим средствам (Международная конференция по опиуму 1925 г.), и Контрольный орган по наркотическим средствам (Конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средства 1931 г.).

   Единая  конвенция имеет довольно сложную  систему отчетности государств-участников перед МККН ООН (ст.ст. 19, 20, 21). Она  предписывает каждой стороне необходимость  сбора информации относительно движения контролируемых веществ. Действие этой системы регулирует на каждом этапе

   В конце каждого года и не позднее 30 июня очередного следующего года стороны  должны предоставлять Комитету на специальных  бланках статистические отчеты. МККН  производит сравнение предварительных и окончательных показателей и дает оценку складывающейся ситуации.

   Третья  цель конвенции заключалась в  распространении существующего  контроля на культивирование растений в качестве сырья для получения  натуральных наркотических средств. В договоре 1961 года был предусмотрен жесткий контроль над производством опия. Согласно этому договору в список растений, на культивирование которых был распространен международный контроль, были включены кокаиновый куст и каннабис. Благодаря принятию Единой конвенции, в ряде стран были юридически запрещены курение опия, немедицинское употребление его внутрь, жевание листьев коки и курение гашиша. Новым направлением в области борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами стали специальные положения о лечении и реабилитации наркоманов7.

   В соответствии с Единой конвенцией о  наркотических средствах 1961 года, стороны  должны предоставлять МККН исчисления потребностей во всех находящихся под  международным контролем наркотических  средствах, предназначенных для  медицинских и научных целей и для изготовления других наркотических средств. Стороны должны представлять так же статистические сведения о том, не превышает ли изготовленное, ввезенное или взвезенное страной количество наркотических средств соответствующих исчислений, а так же о потреблении, культивировании и конфискации наркотических средств. Эта информация может свидетельствовать о масштабах незаконного оборота и эффективности, принимаемых правоохранительными органами мер по его пресечению, а так же о том, выполняет ли правительство свое обязательство не допускать чрезмерного накопления наркотических средств у производителей, торговцев и государственных предприятий.

   В Единой конвенции государства признали, что все операции с наркотическими средствами, совершенные в нарушение постановлений Конвенции, будут преследоваться в уголовном порядке с конфискацией, как самих средств, так и предметов оборудования, использованных или предназначенных для их изготовления.

   Нормы Единой конвенции о наркотических  средствах 1961 г. в отношении внутригосударственного контроля по своему содержанию не отличаются от норм ранее принятых договоров. Однако большое значение имеет то, что они касаются всего ныне известного наркотического сырья. Если страна производит сырье для наркотиков, она обязана сделать все необходимое, чтобы предотвратить утечку наркотических средств, сырья по нелегальным каналам. Такая же обязанность возлагается на правительства стран, производящих наркотические препараты, независимо от того, добываются ли последние из естественных продуктов или с помощью химического синтеза. Оба аспекта контроля над наркотиками имеют отношение как к странам, производящим сырье, так и к странам, выпускающим готовую продукцию.

   Общие обязательства участников Единой конвенции  содержатся в ст. 4, согласно которой государства должны принимать такие законодательные и административные меры, которые необходимы для того, чтобы ввести в действие и выполнять ее постановления в пределах их собственных территорий, сотрудничать с другими государствами в выполнении принятых норм. Для соблюдения настоящей Конвенции следует ограничить производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно медицинскими и научными целями8.

   По  состоянию на ноябрь 1998 года участниками Единой конвенции являлись 152 государства.

   В число стран, которые не подписали  этот документ, входят 8 государств Африки, 3 - Америки, 6 - Азии, 3 - Европы и 5 - Океании. Азербайджан и Грузия к названному выше сроку еще не заявили о своем намерении стать участниками Конвенции.

   В ООН созданы специальные учреждения по претворению в жизнь положений  Конвенции в различных регионах и странах. Например, в Вене разместился  Отдел ООН по наркотическим средствам. Его функция состояла в сборе и обработке различных данных. Это подразделение вело практическую работу по оказанию предметной помощи антинаркотическим организациям и национальным учреждениям по выполнению международных договоров, а также созданию на местах соответствующей правовой базы и механизма реализации законов9.

   Единая  Конвенция была подкреплена Протоколом 1972 года, который содержал поправки к ней и вступил в силу 8 августа 1975 года. В нем подчеркивается необходимость  расширения усилий по предупреждению незаконного производства, оборота и использования наркотиков. В Протоколе так же отмечается необходимость предоставления лицам, злоупотребляющим наркотиками, услуг в области лечения и восстановления трудоспособности, подчеркивается, что лечение, воспитание, последующий уход, восстановление трудоспособности и возвращение в общество должны рассматриваться в качестве замен или дополнения к тюремному заключению лиц, злоупотребляющих наркотиками, которые совершили преступления, связанные с ними.

Деятельность  мирового сообщества в борьбе с незаконным распространением наркотиков не ограничилась положениями рассмотренной выше Единой конвенции.

До 1971 года под международный контроль попадали лишь наркотические вещества.

Еще до принятия и вступления в силу Единой конвенции на международном уровне обсуждались новые вопросы, связанные с вредным влиянием на здоровье людей, злоупотребления психотропными веществами. За последние годы список их немедицинского потребления в странах Северной Америки и некоторых государствах Европы привлек к этой проблеме внимание широкой международной общественности. Многие правительства "подвели" ряд веществ под режим, применяемый к наркотикам. Всемирная организация здравоохранения, рассматривавшая данный вопрос с точки зрения охраны здоровья населения, и Комиссия по наркотическим средствам, изучавшая его главным образом с административной и юридической точек зрения, согласились с необходимостью установления контроля, направленного на предупреждение злоупотребления этими веществами.

В результате растущего беспокойства в связи с пагубным воздействием на человека психотропных веществ, наркотиков амфетаминового ряда, седативно-гипнотических средств и галлюциногенов, которые способны изменять поведение и настроение, а так же вызывать опасную зависимость, в феврале 1971 году была принята Венская Конвенция о психотропных веществах10.

Конвенция о психотропных веществах 1971 г. устанавливает  международную систему контроля на такие вещества, как галлюциногены, симпатомиметические средства амфетаминного  типа, барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие средства.

Некоторые из этих веществ вообще запрещены  к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. В Конвенции зафиксированы  положения, согласно которым рецепты  должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.

Положения Конвенции о злоупотреблении  этими веществами, нацелены на обеспечении  раннего выявления, лечения, воспитания, наблюдения после окончания лечения, восстановления трудоспособности и возвращения в общество лиц, которые испытывают пристрастие к каким-либо контролируемым веществам.

В других статьях рассматриваются вопросы  борьбы с незаконным оборотом и меры наказания.

Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению.

Дополнительная  ответственность за обеспечение  контроля над наркотиками, охватываемыми данной Конвенцией, лежит на органах ООН (Комиссии по наркотическим средствам и МККН).

По данным Международного комитета по контролю над наркотиками названную Конвенцию  подписали 158 государств (по состоянию  на ноябрь 1998 года).

   Прошло  немного времени, и развитие международно-правового сотрудничества государств показало, что принятые документы не отвечают возрастающим требованиям.

   Ухудшение положения в связи с незаконным оборотом наркотиков в последние  годы потребовало повышенного внимания к данной проблеме в международном плане.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2.2 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1988 года 

   Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ была принята 19 декабря 1988 года ООН на проходившей в Вене Конференции полномочных представителей 106 стран-членов ООН, в том числе СССР и вступила в силу в 11 ноября 1990 года. Советский Союз ратифицировал Конвенцию 9 октября 1990 года. Для СССР Конвенция вступила в силу 17 апреля 1991 года11.

   Данный  документ является типичной многосторонней Конвенцией о борьбе с отдельным  видом преступления международного характера, а именно с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ. На сегодняшний день этот документ является основополагающим, на базе которого страны-участники Конвенции строят свое национальное законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков.

   Принятие  этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международно-правового регулирования.

   В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 гг., где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 г. обозначены лишь общие меры контроля. Предполагается, что правительства для претворения в жизнь этих общих положений должны разработать собственные конкретные меры контроля.

   Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

   В отличие от документов 1961 и 1972 годов, новая конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания преступников.

   В документе определен перечень наркотических  средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.

   Конвенция внесла несколько принципиально  новых составов преступлений:

  • изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в приложениях к данной Конвенции, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
  • организация, руководство или финансирование наркопреступлений;
  • конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения, признаваемого таковым в соответствии с данной Конвенцией, или в результате участия в таком правонарушении, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
  • сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате наркопреступления или в результате участия в нем12.

Информация о работе Борьба с незаконным распространением наркотиков: международно-правовое регулирование