Безъядерные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

На протяжении последних десятилетий проблема ядерного разоружения неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения войны, сегодня несет угрозу уничтожения всего живого на земле. Опасность усугубляется также нарастающей террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное значение задачи - борьбы с ядерным терроризмом.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по МП.docx

— 70.58 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.

 

2.1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

В 1961 году многосторонние дипломатические  усилия привели к принятию Генеральной  Ассамблеей ООН «Ирландской резолюции» (инициатива Ирландии), где все государства, в особенности, обладающие в данное время ядерным оружием, призывались сделать все возможное, чтобы обеспечить заключение международного соглашения, содержащего положения, согласно которым ядерные государства взяли на себя обязательства воздерживаться от утраты контроля под ядерным вооружением и от передачи необходимой для его производства информации государствам, не располагающим таким оружием, а также положения, в соответствии с которым государства, не обладающие ядерным оружием, приняли бы на себя обязательства не производить и не получать иным способом контроль над таким вооружением. По этой инициативе в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия20, ставший краеугольным камнем глобального режима нераспространения. За последующую четверть века Договор, вступивший в силу 5 марта 1970 года, получил широкую международную поддержку. В течение одного лишь 1992 года к Договору присоединились Эстония, Латвия, Словения, Узбекистан, Азербайджан, Намибия, Нигер и Мьянма (Бирма), а также ядерные державы - КНР (9 марта) и Франция (3 августа). Число участвующих государств достигло свыше 156, включая все пять держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим.

К сожалению далеко не все  государства вошли в этот Договор. Ирак, Корейская Народная Демократическая  Республика, Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие достаточный потенциал  для создания ядерного оружия до сих  пор не подписали этот Договор  и в данный момент ведут активные исследования в данной области.

Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не  допустить переключения ядерной  энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные  взрывные устройства”21. В этом заметно определенное отличие от Устава МАГАТЭ (статья III.A.5), не разрешающего аналогичного переключения на любые военные цели.

Главные статьи Договора о  нераспространении (I и II) запрещают  ядерным державам “передавать кому бы то ни было” ядерное оружие, а  неядерным - “принимать передачи от кого бы то ни было” этого оружия и  контроля над ним ни прямо, ни косвенно. Для целей Договора государством, обладающим ядерным оружием, является то, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное  взрывное устройство до 1 января 1967 года (статья IX.3), то есть США, СССР Англия, Франция, КНР.* Формула “кому бы то ни было”  исключила возможность передачи контроля над ядерным оружием  не только неядерным государствам, но и отдельным лицам, группам, партиям, организациям, прежде всего - многонациональным  ядерным силам НАТО, создание которых  планировалось в 60-е годы.

Вторая часть статьи I вызывает вопросы в настоящее  время, поскольку обязывает лишь ядерные державы “никоим образом  не помогать, не поощрять и не побуждать” неядерные государства к производству или приобретению ядерного оружия и  контроля над ним. Между тем сегодня  на мировом рынке активно действуют  сотни ядерных поставщиков из неядерных стран, в том числе  из государств третьего мира.*

Статья IV.2 Договора обязывает  участников “способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической  информацией об использовании ядерной  энергии в мирных целях”22. Этот раздел воспринимался как “пряник”, стимулирующий присоединение к Договору о нераспространении новых участников, особенно из числа развивающихся государств.

Ряд положений Договора (статья V и два абзаца преамбулы) затрагивают  проблему ядерных взрывов в мирных целях. Участники Договора обязались  обеспечить неядерным государствам при соблюдении соответствующих  условий “потенциальные блага от любого мирного применения ядерных  взрывов” при максимально низкой стоимости таких благ.

Сердцевиной Договора о нераспространении  является соглашение между государствами, обладающими ядерным оружием, и  неядерными государствами. Ядерные  державы обязуются:

      • не помогать неядерным странам в приобретении ядерного оружия;
      • передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей;
      • предпринимать реальные шаги по сокращению своих запасов ядерного оружия;
      • требовать, чтобы продукты их ядерного экспорта в неядерные страны ставились под гарантии;

В свою очередь, неядерные  государства соглашаются:

      • не стремиться приобретать и развивать ядерное оружие;
      • ставить под гарантии продукты их ядерного экспорта в неядерные страны;
      • принять условие постановки под гарантии всех ядерных материалов, как импортированных, так и произведенных в стране (полномасштабные гарантии);
      • передавать заинтересованным странам ядерную технологию для мирных целей.

Договор о нераспространении  занимает центральное место в  режиме нераспространения, многие элементы которого сложились в ходе реализации положений этого документа. Вслед  за вступлением Договора в силу в 1970 была разработана полномасштабная  система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153)23, начал работу Комитет ядерных экспортеров (“Комитет Цангера”).Договор является главной опорой в стремлении людей всего мира ограничить распространение ядерного оружия. Не существует более значимого символа установившегося режима нераспространения, который бы позволил внедрить в международную и внутригосударственную жизнь столь много норм и правил нераспространения.

Проведенный анализ рассматриваемой  проблемы дает основание утверждать, что главным пробелом существующих соглашений о зонах, свободных от ядерного оружия, является отсутствие в них положений, запрещающих  транзит через территорию зоны ядерного оружия, принадлежащего государствам, не участвующим в договорах. Данный факт не совместим с задачами создания безъядерных зон, так как под  предлогом транспортировки ядерное оружие может находиться внутри зоны. Необходимо запретить транзит ядерного оружия через территории государств-участников соглашений о безъядерных зонах. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке новых договоров о безъядерных зонах. Урегулировать эту проблему в рамках уже существующих безъядерных зон возможно путем принятия.

2.2 Международные конвенции в области нераспространения ядерного оружия.

 

Международная Конвенция  о ядерной безопасности24, являющаяся первым правовым документом, непосредственно касающимся вопроса обеспечения безопасности атомных электростанций, была открыта для подписания в Вене 20 сентября 1994 года. На конец 1994 года ее подписали 54 государства. Конвенция вступит в силу после получения депозитарием - им является МАГАТЭ - ратификационных грамот от 22 государств, из которых 17 государств должны иметь, по крайней мере, по одной действующей атомной электростанции. Конвенция касается наземных гражданских атомных электростанций и налагает на государства-участников, в частности, обязательство создать и соблюдать соответствующие законы и правила в области обеспечения безопасности. Равным по значимости является и положение о том, что в отношении своих ядерных объектов государства должны применять основные принципы безопасности и принять на себя обязательства участвовать в регулярных «аналитических» обзорных встречах, а также представлять свои доклады по выполнению принятых на себя обязательств.

Наряду с соглашениями о гарантиях МАГАТЭ и других региональных агентств, а также Международной  конвенцией о ядерной безопасности, существует один очень важный инструмент, специально созданный для предотвращения незаконного переключения ядерного материала. Конвенция о физической защите ядерного материала накладывает  на государства-участников обязательства  принимать надлежащие меры для обеспечения  того, чтобы во время международной  перевозки ядерный материал был  бы защищен на соответствующем уровне. Государства-участники также берут  на себя обязательства не экспортировать и не импортировать ядерный материал, если не получена гарантия того, что такой материал будет должным образом защищен на всех этапах перевозки. В случае возникновения в процессе перевозки ядерного материала нештатной ситуации государства-участники Конвенции обязуются информировать друг друга о происшедшем, с тем чтобы содействовать возвращению такого материала. Конвенция призывает принять соответствующие шаги, с тем чтобы действия, направленные на срыв подобных перевозок по национальному законодательству, стали бы наказуемым правонарушением. Депозитарием Конвенции, которая была подписана 3 марта 1980 года и вступила в силу в 1987 году, является Генеральный директор МАГАТЭ.

Положения ДНЯО25 (пункт 2 статьи III) обязывают государства-участников не предоставлять оборудование для подготовки, использования или производства расщепляющегося материала, если страна-получатель не приняла гарантии МАГАТЭ. Тем самым был поднят вопрос о том, на какие технологии должны распространяться ограничения в соответствии с определением в данной статье «оборудования или материалов, специально разработанных или подготовленных к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов». В 1971 году группой государств-участников ДНЯО был создан Комитет Цангера, который сделал попытку придти к согласию по вопросу о единообразном трактовании терминов «оборудование и материалы, специально разработанные или подготовленные к переработке, использованию или производству специальных расщепляющихся материалов»26. Комитет Цангера трактовал статью III (2) как требующую от стран-экспортеров обеспечить, чтобы импортер устанавливал гарантии безопасности на определенные материалы, имеющие отношение к производству ядерной энергии или к исследовательским лабораториям. Комитет осуществляет обмен информацией между своими членами о соответствующих экспортных лицензиях, которые были выданы, и о тех, в выдаче которых было отказано. Комитет информирует МАГАТЭ о своей деятельности.

Группа поставщиков ядерных  материалов («Лондонский клуб»). В 1975 году была предпринята еще одна попытка  для защиты ядерных материалов от возможного использования не в мирных целях. Неформальная группа государств-поставщиков  ядерных материалов, заседания которой  проходили с 1975 по 1977 годы в Лондоне  и которая позднее стала известна как Группа поставщиков ядерных  материалов, выработала перечень экспортных материалов, оборудования и технологий, поставка которых требовала от получателей  создания должной защиты и обязательств не использовать их иначе, как в мирных целях. Известные как Лондонские правила для сделок с ядерными материалами, эти согласованный  перечень и условия применения данных правил были приняты в 1977 году и пересмотрены в 1993 году. Завершая заседание в Польше в апреле 1992 года, Группа поставщиков  ядерных материалов одобрила дополнительные меры, расширившие спектр существующих правил. Группа формально составила  перечень оборудования, материалов и  соответствующих технологий двойного использования - названный впоследствии Варшавскими правилами, передачу которых  ее члены должны ограничить по национальному  экспортному законодательству. Они  также договорились экспортировать такие товары только в государства, являющиеся участниками ДНЯО27 или согласившиеся со всеобъемлющими правилами безопасности МАГАТЭ. Кроме того, был образован консультативный форум для рассмотрения запросов на получение экспортных лицензий.

 

2.3 Роль МАГАТЭ в вопросах нераспространения ядерного оружия.

 

Еще в начале 50-х годов  выяснилось, что государствам-импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций  в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству  по атомной энергии (МАГАТЭ)28, основанное в 1957 году как организационный центр Программы Эйзенхауэра “Атом за мир”. МАГАТЭ является в настоящее время наиболее значимой в мире межправительственной ядерной организацией, насчитывающей 122 государства-участника.

Устав агентства был принят 26 октября 1956 года на международной  конференции в Нью-Йорке и вступил  в силу после ратификации его 18 государствами-участниками 29 июля 1957 года. Устав МАГАТЭ - международный  договор суверенных государств, заключенный  независимо от их членства в ООН  и других обязательств.* Вместе с  тем по соглашению МАГАТЭ и ООН  от 14 ноября 1957 года Агентство заняло положение, во многом сходное с положением специализированных учреждений ООН.

В соответствии с Уставом  целями МАГАТЭ являются: стремиться к  достижению более быстрого и широкого использования атомной энергии  для поддержания мира; способствовать мирному использованию ядерной  энергии; помочь оградить от переключения гражданских ядерных материалов в область военного применения; содействовать  и развивать то, что может дать ядерная энергетика для поддержания  мира, здоровья и благосостояния.

Во исполнение своего мандата  МАГАТЭ разработало гарантии с тем, чтобы материал не был бы переключен с использования в мирных целях  на создание ядерного оружия или ядерных  взрывных устройств. Все гарантии МАГАТЭ требуют от соответствующего государства  представления в МАГАТЭ для анализа:

проектную документацию, касающуюся его ядерных объектов, как уже  имеющихся, так и планируемых;

правильную и полную информацию, касающуюся ядерного материала, подпадающего под гарантии;

специальные доклады при  возникновении необычных событий  или нештатных ситуаций, предусматриваемых  соглашением о гарантиях.

Чрезвычайно важным является положение о том, что государства, заключившие всеобъемлющее соглашение о гарантиях, должны создать национальную организацию, отвечающую за учет ядерных  материалов и контроль за их использование. На руководителей объектов это накладывает  обязанность через соответствующие  органы своего государства представлять отчеты в соответствии с требованиями МАГАТЭ. Это к тому же способствовало развитию национального законодательства в части, касающейся ядерного материала  и его учета. Еще одним моментом, свойственным всей системе гарантий МАГАТЭ, является требование предоставления официальным представителям Агентства  доступа на объекты для проведения инспекций.

Информация о работе Безъядерные зоны