Виды источников гражданско-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы актуальна поскольку, источники гражданского процессуального права, являясь формой внешнего выражения и функционирования юридических норм, составляют основу механизма правового регулирования. Наличие правовых норм является одной из предпосылок возникновения гражданских процессуальных отношений и их реализации.
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением источников гражданского процессуального права. Предметом исследования являются нормы гражданского правового законодательства, регламентирующие гражданское судопроизводство.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
1. Изучить понятие «источник гражданского процессуального права».
2. Определить виды источников гражданского процессуального права и охарактеризовать их.
3.Раскрыть содержание источников гражданского процессуального права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА 5
1.1 Понятие источников гражданского процессуального права 5
1.2 Виды источников гражданского процессуального права 6
2.СОДЕРЖАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА 13
2.1 Международные договоры как источник ГПП 13
2.2 Конституция и Федеральные конституционнные законы как источник ГПП 16
2.3 Гражданский процессуальный кодекс и иные Федеральные законы как источник ГПП 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая яшков123.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

     Суд в гражданском судопроизводстве вправе применять Конституцию РФ как акт прямого действия (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»)15.

     Федеральные конституционные законы Российской Федерации являются разновидностью федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы являются по своей природе частью Конституции Федерации.

     К наиболее значимым Федеральным конституционным законам, содержащим гражданские процессуальные нормы относятся Федеральные конституционные законы:

     «О судебной системе Российской Федерации» принят Государственной Думой 23 октября 1996 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ), (далее – Закон о судебной системе Российской Федерации) в котором закреплены нормы, детализирующие конституционные положения, касающиеся организационных устройств судов, их системы, статуса судей, порядка их назначения и основных принципов процесса.

     Так, на основании ст.1 Закона о судебной системе Российской Федерации: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается»16.

     В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

     К федеральным судам относятся:

     Конституционный Суд Российской Федерации;

     Верховный Суд Российской Федерации, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов17.

     Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции, а также осуществление ими правосудия устанавливает  Закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года  № 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 01.06.2011 № 3-ФКЗ) (далее – Закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации)18.

     На  основании ст.1 Закона о судах общей юрисдикции в Российской Федерации: «Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации».

     Суды  общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Суды  общей юрисдикции рассматривают:

     1) все гражданские и административные  дела о защите нарушенных или  оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

     2) все уголовные дела;

     3) иные дела, отнесенные Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

     Территориальная подсудность и иные правила распределения  дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются  федеральными законами19.

     Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе,  и  Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ  (с изменениями от  30 апреля 2010 г.), (далее – Закон об арбитражных судах).

     На  основании ст. 5 Закона об арбитражных судах основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

    • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности20.

     Полномочия  и  деятельность военных судов на территории Российской Федерации регламентирует  Закон «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ (с изменениями от 7 февраля 2011 г. № 2-ФКЗ) 21. 

     2.3 Гражданский процессуальный кодекс и иные федеральные законы как источники гражданского процессуального права

     Гражданский процессуальный кодекс – является центральным актом гражданского процессуального законодальства. В нем, в частности, детально регламентируются принципы гражданского процесса, определяются правила подведомственности и подсудности, состав участников по гражданским делам, доказательства, порядок судебного разбирательства, вынесения решения и обжалования судебных актов. Гражданский процессуальный кодекс РФ является основным кодифицированным источником гражданского процессуального права.

     В Гражданский процессуальный кодекс включены нормы, имеющие основополагающее для правосудия значение при разборе  гражданских дел: нормы, регламентирующие полномочия и деятельность суда, права и обязанности всех участников, реквизиты процессуальных документов, а также нормы, определяющие основания и меры процессуальной ответственности. В Кодексе применяются как общие правила рассмотрения и разрешения исковых дел, так и процессуальные дополнения и условия изъятия разбирательства различных категорий неисковых дел.

     Кодекс  – главный гражданский процессуальный закон. В современном праве вне  его размещено сравнительно немного  процессуальных норм, в основном определяющих подведомственность тех или иных дел.

     Действие  гражданских процессуальных норм распространяется на всю территорию Российской Федерации, поэтому все без исключения суды общей юрисдикции обязаны применять  их при рассмотрении гражданских  дел, пересмотрах судебных решений.

     Гражданский Процессуальный Кодекс представляет собой  кодифицированный правовой акт, структура  которого выглядит следующим образом: 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей22.

          Необходимо обратить внимание на то, что ст. 1 ГПК РФ не включает в состав законодательства о гражданском судопроизводстве Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Из этого следует, что Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства не вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского процессуального права.

     Нормативные акты федеральных министерств и  ведомств в сфере гражданского права  формально обладают наименьшей юридической  силой.

Более того, само их принятие здесь обусловлено  наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

     Поэтому все ведомственные нормативные  акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные  акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).

     Не  подлежат государственной регистрации  лишь нормативные акты Федеральной  комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.

     Законом предусмотрена также обязанность  возмещения убытков, причиненных гражданам  или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

     Их  действие ограничено теми же пределами  и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации  в российских нормативных актах  и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

     Одноуровневыми  с Гражданским процессуальным кодексом среди источников права являются федеральные законы, принимаемые в целях регулирования отдельных направлений гражданского процесса, одного какого-либо комплекса отношений, но не всего процесса.

       Существует значительное число  федеральных законов, которые  могут быть отнесены к источникам  процессуального права. Например, ФЗ “Об исполнительном производстве” от 2 октября 2007 г., ФЗ “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г., определяющие порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, а также законы материально-правового характера, содержащие процессуальные нормы, которые регулируют отношения, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции, распределению обязанностей по доказыванию, допустимостью доказательств и т.д.Это, например, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ “О защите прав потребителей”. Однако положения всех федеральных законов могут применяться в гражданском судопроизводстве только в части, не противоречащей ГПК РФ23.

     Федеральные законы  как источник гражданского процессуального права, на мой взгляд, являются  очень важной составной  частью всего механизма гражданского процесса, так как именно только  федеральными законами в отдельных случаях регламентируются некоторые положения, касающиеся ,к примеру, полномочий судебных органов. Так принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия  мировыми судьями по гражданским делам устанавливается федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции24 

        
 
 
 

Заключение 

     Источниками гражданского права являются формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право.

     Законодательство  РФ включает в себя правовые акты органов  законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

     В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования  нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

     Особое  значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский процессуальный Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Информация о работе Виды источников гражданско-процессуального права