Система судов общей юрисдикции: понятие, функции, история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:13, реферат

Описание

В соответствии со ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч.2 ст.108 Конституции РФ).

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 40.96 Кб (Скачать документ)

Как бы то ни было, несмотря на все возникавшие затруднения, реформированная судебная система  России заработала. В «новоманерные» суды общей юрисдикции потянулись челобитчики, в них повели схваченных татей  и душегубцев, понесли доношения  фискалы.

Итак, суммируя вышеизложенное, следует констатировать, что в 1719–1720 гг. в нашей стране оказалась выстроена  и начала функционировать никогда  не существовавшая прежде трехзвенная  система судов общей юрисдикции. Звеньями этой системы явились структурно отделенные от органов управления «нижние» суды, надворные суды и Юстиц-коллегия. Соответствующие юрисдикционные полномочия названных судебных органов были определены как в законодательных, так и в ведомственных нормативных  правовых актах 1718–1719 гг.

Сегодня, как известно, суды общей юрисдикции являются важнейшим  сегментом судебного устройства нашей страны. И какое бы дальнейшее развитие не получила система российских судов общей юрисдикции, зарождение этой системы навсегда останется  связанной с формулировкой, внесенной  в ст. 2 Закона от 19 января 1718 г.: «Для полного удоволства всем суда правого… будут везде… учреждены суды и судьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЕРХОВНЫЙ СУД. ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ

 

В соответствии со ст. 128 Конституции  РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе  РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные и специализированные федеральные  суды.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам  республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных  округов, флотов, видов и групп  войск. Кроме того, Верховный Суд  Российской Федерации дает разъяснения  по вопросам судебной практики. При  этом полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным  конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции  РФ. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного  органа по всем делам, подсудным судам  общей юрисдикции.

Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается  в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам  общей юрисдикции, а также в  его праве проверить в порядке  надзора любое дело, рассмотренное  судами общей юрисдикции, включая  дела, рассмотренные военными и специализированными  судами.

Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают  в качестве суда второй инстанции  уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции  областными, военными окружными и  приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские  дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и  другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи  Верховного Суда. Задачей Пленума  является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации  путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных  актов, разъяснения Пленума не носят  обязательного характера, но они  ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным  конституционным законом (ст. 128 Конституции  РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ. КРАЕВОЙ (ОБЛАСТНОЙ) СУД. СУД ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. СУД АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ. СУД АВТОНОМНОГО ОКРУГА

 

В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Перечисленные в  части 1 ст. 20 суды являются непосредственно  вышестоящими судебными инстанциями  по отношению к районным судам, действующим  на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов  федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов  общей юрисдикции они занимают положение  судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих  субъектов Российской Федерации.

Впредь до принятия федерального конституционного закона, которым будут  установлены полномочия, порядок  образования и деятельности вышеперечисленных  судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно - процессуальный кодекс РФ. При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.

Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие  полномочия. По количественному составу  судей и аппарата суда они различаются  между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они  призваны осуществлять функцию надзора  за судебной деятельностью этого  звена судебной системы. В свою очередь  суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в  функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей  юрисдикции и с возглавляющим  ее вышестоящим судебным органом - Верховным  Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов  общей юрисдикции: рассмотрение дел  в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции  областной и равные ему суды рассматривают  гражданские дела, принятые ими к  своему производству, и уголовные  дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все  дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к  районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам  и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и  постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. На президиум  возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления  судей районных судов, а также  на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Рассматривая компетенцию  судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями  ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной  инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения  о принятии новых законов, об изменении  либо отмене действующих законов  республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

 

 

 

 

 

 

 

5. РАЙОННЫЙ СУД

 

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным  конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и  то обстоятельство, что судьи районного  суда избирались жителями района. С  изменением порядка наделения судей  полномочиями отпало основание для  такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район  и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу  приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с  административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции  судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы  предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов  первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон  относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее  большинство уголовных дел и  ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе  РФ районный суд является непосредственно  вышестоящей инстанцией по отношению  к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного  района.

Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения  мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция  вправе непосредственно исследовать  доказательства, а также проверять  обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта  и права. Наделение районного  суда контрольными функциями по отношению  к мировым судьям повышает оперативность  судопроизводства, упрощает порядок  обращения граждан в суд с  жалобой на неправосудное, с их точки  зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают  процессуальные вопросы, связанные  с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания  по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).

 

 

 

 

6. ВОЕННЫЕ СУДЫ И ИХ  ПОЛНОМОЧИЯ

 

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту  дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная  служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным  судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках  и других формированиях, где установлена  военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные  войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и  формирования, предусмотренные Федеральным  законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. Военная служба регламентируется Законами "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. и "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г., а также воинскими уставами Вооруженных Сил.

Информация о работе Система судов общей юрисдикции: понятие, функции, история