Процедура медиации: до и после принятия закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:22, реферат

Описание

Развитое гражданское общество является прочной основой и условием существования правового государства, которое в свою очередь основано на сотрудничестве, равноправии и взаимоуважении интересов субъектов правоотношений, умение договариваться, приходить в спорах и конфликтах к консенсусу, то есть решению, взаимовыгодному обеим сторонам.

Работа состоит из  1 файл

готовая статья РАСПЕЧАТАТЬ.docx

— 36.33 Кб (Скачать документ)

    Из  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что медиация по своим основным признакам схожа с заключением сторонами мирового соглашения при рассмотрении дела в суде. Вероятно, целесообразно будет проанализировать фактическую ситуацию применения института мирового соглашения в целях выявления перспектив практического использования процедуры медиации в будущем. Так, по данным Отчета за 2009 год Арбитражного суда Свердловской области из 72 835 дел, находившихся в производстве суда, 3490 дел закончилось утверждением мирового соглашения, что составляет всего 5,8 %. 9 Безусловно, статистика данного суда говорит о том, что количество дел, завершившихся утверждением мирового соглашения с каждым годом увеличивается, однако темпы данного роста невысоки. Число подобных дел в 2008 году составило всего 5 % от всего числа имеющихся в производстве дел, то есть 1858 дел из 48 405 поступивших.10 Аналогична ситуация прослеживается и по другим арбитражным судам субъектов РФ Уральского федерального округа. Вышеназванная статистика ярко свидетельствует об нераспространенности института мирового соглашения, из чего следует, что и медиация, основанная на аналогичных с мировым соглашением принципах добровольного волеизъявления и умения договариваться, существенно не изменит обстановку в практике применения альтернативных судебным способов урегулирования споров. Вероятно, это обусловлено отсутствием у конфликтующих сторон осознания преимуществ, как финансовых, так и нематериальных, мирного урегулирования споров по сравнению с обычным порядком судопроизводства, о нежеланием идти на компромисс и сохранять здоровые экономические взаимоотношения, что может говорить лишь о том, что стороны конфликта не обладают необходимым уровнем правовой культуры и соответствующими нравственными убеждениями.

    В качестве вывода хотелось бы отметить, что принятый закон, по мнению большинства теоретиков, не оправдал возложенных на него надежд, однако явился существенный шагом к развитию самостоятельности субъектов и развитию института альтернативных способов разрешения споров, а так же к понижению уровня конфликтности в обществе. Западная модель медиации, нашедшая отражение в вышеназванном законе, абсолютно «неработоспособна» в условиях современной российской действительности. С нашей точки зрения, необходимо учитывать собственный исторический опыт, который подтвердил эффективность примирительных процедур при отправлении коммерческого правосудия. Тем более что, без заинтересованного участия государства в распространении этих процедур они не смогут успешно развиваться на территории нашей страны. Так, в условиях современной России с её низкой правовой культурой населения и правовым нигилизмом большую эффективность будет иметь введение для некоторых категорий споров обязательной процедуры медиации либо на досудебном, либо на судебном этапе урегулирования конфликта, то есть после возбуждения производства по делу. При чем, при избрании последнего способа данная процедура должна осуществляться под контролем суда. В случае же избрания первого способа, нами предполагается несоблюдение данного условия расценивать как злоупотребление правом и в качестве санкции на сторону, явно уклоняющуюся от мирного урегулирования спора, налагать штраф в виде судебных расходов вне зависимости от решения суда по делу. Практика зарубежных стран свидетельствует о целесообразности и высокой эффективности обязательной медиации как способа выработки у субъектов правоотношений самостоятельности, то есть без участия государства, и добровольности в урегулировании или разрешении возникшего между ними спора, а так же воспитания уважения к интересам противоположной стороны конфликта и повышения уровня правовой культуры и нравственности в предпринимательской сфере. Кроме того действие Закона № 193 распространяется не только на круг споров, возникающий из предпринимательских и иных экономических отношений, нами предполагается необходимость внесения изменений в связи с принятием настоящего закона не только в ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, но и в Семейный и Трудовой Кодексы РФ.

Информация о работе Процедура медиации: до и после принятия закона