Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день есть несколько мнений об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни считают таковой основой - презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, т.к. стираются правовые грани последствий, наступающих в случае признания гражданина безвестно отсутствующим и в случае объявления его умершим.

Содержание

Введение 3 с.
1. Признание гражданина безвестно отсутствующим 4 с.
2. Объявление гражданина умершим 6 с.
3. Доверительное управление имуществом 9 с.
4. Явка или обнаружение лица признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим 11 с.
Заключение 12 с.
Список литературы 13 с.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 34.69 Кб (Скачать документ)

ПЛАН РАБОТЫ:

 

Введение                                                                                                                                 3 с.

  1. Признание гражданина безвестно отсутствующим                                               4 с.
  2. Объявление гражданина умершим                                                                          6 с.
  3. Доверительное управление имуществом                                                                9 с.
  4. Явка или обнаружение лица признанного безвестно отсутствующим либо объявленного умершим                                                                                            11 с.

Заключение              12 с.

Список литературы              13 с.

 

 

 

Введение

Ежедневно в нашей стране пропадает много людей, что приносит как правило горечь утраты и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего гражданина, у него могли остаться малолетние дети, другие лица на иждивении, кредитные обязательства в банке, а так же иные обязательства.

На сегодняшний день есть несколько мнений об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни считают таковой основой - презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, т.к. стираются правовые грани последствий, наступающих в случае признания гражданина безвестно отсутствующим и в случае объявления его умершим.

Другие авторы наоборот предполагают - презумпцию жизни, т.к. нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.

На мой взгляд, более обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица и не закладывается ни первая, ни вторая версии.

Возникает вопрос: Что делать заинтересованным лицам? Конечно, идти в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим. К заинтересованным лицам относятся не только члены семьи пропавшего или его предполагаемые наследники. Таковыми являются и кредиторы лица, т.е. граждане и организации, перед которыми без вести пропавший имел обязательства (долги).

В своей работе я постараюсь осветить такие вопросы как признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление лица умершим, какие правовые последствия наступают, на что вправе рассчитывать гражданин объявленный умершим или безвестно отсутствующий при его явке или обнаружении. 

1. Признание гражданина  безвестно отсутствующим

 

При длительном отсутствии гражданина, возникает юридическая  неопределенность. С целью ее устранения и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для имущества этого гражданина, закон предусматривает создание особого юридического состояния, а именно признание его безвестно отсутствующим.

Порядок признания лица безвестно  отсутствующим и объявления его  умершим законодательно урегулирован статьями 42 - 46 Гражданского кодекса РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Гражданин может быть, по заявлению заинтересованных лиц, признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года1.

Необходимые условия для признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. отсутствие сведений о месте его пребывания. Причем, следует исходить из отсутствия гражданина в том месте, где он проживает и где обязан зарегистрироваться;
  2. срок, в течение которого о местонахождении человека нет сведений, не может быть менее года. При этом, истечение годичного срока вовсе не влечет автоматическое признание гражданина безвестно отсутствующим;
  3. только суд может вынести решение о признании гражданина безвестно отсутствующим. При вынесении данного решения, суд должен исходить из того, что нет возможности обычным путем установить место пребывания гражданина, т.е. путем оповещения, розыска, опроса свидетелей и т.п.

Дела по признанию гражданина безвестно отсутствующим относятся  к особому производству2 и возбуждаются в суде посредством направления в суд заявления. В данной категории дел нет материально - правового спора. Особенность данного заявления состоит в том, что в нем не указывается другая сторона - ответчик и выводы суда об установлении данных фактов основываются на предположении нахождения его в живых.

Кто же может возбуждать подобного рода дела? Конечно, это право предоставлено всем заинтересованным лицам. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры для установления места пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.

С рядом государств (к  примеру, с Литовой, Молдовой, Туниссом и др.) Россией заключены договоры «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», согласно которым по делам о признании безвестно отсутствующим и объявлении умершим компетентны учреждения той договаривающейся стороны, гражданином которой являлось лицо в то время, когда оно по последним сведениям было в живых.

Особенностью дел о  признании гражданина безвестно  отсутствующим является обязательное участие прокурора (согласно статьи 278 Гражданского процессуального кодекса). Задача прокурора в таком процессе - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Примером может послужить  решение суда Невского района СПб3: заявительница просила признать бывшего мужа безвестно отсутствующим, мотивируя это тем, что последний раз его видели в 1999 году, находятся в разводе, в квартире его личных вещей нет, по сведениям милиции установить местоположение данного человека не удалось. Прокурор также просил удовлетворить заявление. Суд изучив материалы дела, признал гражданина безвестно отсутствующим с 01.01.2000 г, ссылаясь на часть. 2 ст. 42 Гражданского Кодекса РФ.

 

2.Объявление гражданина  умершим

Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его имущество не наследуется  и находится под охраной. При  объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия в этом случае наступают  такие же, как и при смерти человека. Должно пройти 5 лет с момента исчезновения, и лишь в исключительных случаях - шесть месяцев, чтобы суд объявил гражданина умершим. Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Дела по объявлению гражданина умершим относятся к особому  производству и  возбуждаются в суде посредством направления в суд  заявления. Особенность данного  заявления состоит в том, что  в нем не указывается другая сторона - ответчик и выводы суда об установлении данных фактов основываются на предположении его смерти.

Чаще всего в жизни происходит так: семья не предпринимает никаких мер по обращению в суд, а по истечении установленного статьей 45 Гражданского кодекса пятилетнего срока инициирует объявление лица умершим. При этом движимое имущество безвестно отсутствующего фактически реализовано, остается унаследовать лишь недвижимость. Если за все пять лет кредиторы пропавшего без вести лица не предпринимали попыток взыскать долги, то в случае предъявления требований к правопреемникам последние могут смело ссылаться на пропуск срока исковой давности.

Сокращение срока отсутствия гражданина до 6 месяцев допускается  лишь в случаях, если он пропал без  вести при обстоятельствах, угрожавших его жизни (участии в боевых действиях, спасательных работах при землетрясениях, пожаре, извержении вулкана, взрыве бомбы  и т.п.), либо дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая (железнодорожная, авиационная катастрофы, обвал в рудниках, гибель морского судна и т.п.)

Однако сам факт упомянутых обстоятельств недостаточен. Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами (актами, протоколами, справками, свидетельскими показаниями), а также фотографиями, видеозаписью, кадрами кинохроники, другими данными, которые могут выступать в качестве доказательств.

Особые правила объявления умершими установлены для военнослужащих, а также иных граждан, пропавших  без вести в связи с военными действиями. Эти категории граждан могут быть признаны умершими судом не ранее чем по истечении 2-х лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения  суда. В случае объявления умершим  гражданина,   пропавшего  без  вести  при  обстоятельствах,  угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти день его предполагаемой гибели4.

Объявлять умершим гражданина суд вправе по ходатайству заинтересованных лиц, прокурора, органов местного самоуправления. Заявление об  этом подается в суд по месту жительства заявителя либо по месту нахождения организации. В заявлении помимо обычных реквизитов, нужно указать для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, изложить обстоятельства: подтверждающие отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; угрожавшие пропавшему без вести смертью; дающие основание предполагать его гибель и т.д.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют  много общего в своем фактическом  составе, однако последние более  сложны по своей правовой характеристике. Ранее существовала практика двухстадийиого рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. На сегодняшний день, судебная практика отказалась от двухстадийности, и дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики позволяет сделать вывод о том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия.

В основе Решения суда лежит не достоверный факт смерти лица, а предположение о том, что столь длительное отсутствие может объясняться только смертью отсутствующего гражданина. Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина5. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения.

По сути дела разница между  безвестным отсутствием и объявлением  умершим заключается лишь в продолжительности  срока безвестного отсутствия. Такое  положение закона позволяет судам  во всех случаях безвестного отсутствия свыше трех лет объявлять граждан  умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Так, суд объявил умершей  гражданку Миронову на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории розыск не объявляется, а отрицательные ответы на запросы адресных бюро - это еще не основание для презумпции о смерти гражданина.

 

 

 

 

3.Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего.

После принятия заявления  о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может  предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина6.

    На основании  решения суда орган опеки и  попечительства передает имущество  отсутствующего гражданина в  доверительное управление в соответствии со статьей 43 Гражданского кодекса. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина. При этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Хочу повторить то, что  заинтересованы в этой процедуре не только члены семьи. Наверняка немалый интерес могут иметь те, кому пропавший гражданин остался должен.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим