Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.
Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах
1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты
1.2.Правовое положение лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством
1.3. Классификация прав, свобод и обязанностей человека
Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод
2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах
2.2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

К новым трудовым правам следует отнести также  защиту от безработицы (ч- 3 ст. 37 Конституции  РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Республики, ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право на минимальное трудовое вознаграждение не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии 1991 г.). 

Значительно реже в постсоциалистических конституциях можно найти право на защиту от произвольного увольнения и дискриминации в трудовых отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии 1992 г., ст. 49 Конституции Словении 1991 г.). 

Практически во всех постсоциалистичсских конституциях присутствует положение о запрете  принудительного труда (ст. 41 Конституции Беларуси, ч. IV,V ст. 35 Конституции Азербайджана). 

Социальные права  в современном мире обычно на конституционном  уровне охватывают: 

- право на  социальное обеспечение по старости, нетрудоспособности, болезни, потере  кормильца, и в ряде случаев по безработице; 

- право на  квалифицированную медицинскую  помощь; 

- право на  образование. 

Все эти права  сполна отражены во всех без исключения постсоциалистических конституциях. 

Культурные права  сформулированы во всех новейших конституциях (где они есть) одинаково и трактуются чаще всего, как право пользоваться всеми достижениями культуры и право на свободу художественного творчества (ст. 43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в новейших конституциях можно встретить особые нормы о культурных правах национальных меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии) 1992 г. 

Экологические права являются новым словом в  конституционализме. Осознание их конституционной  значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых  экономических кризисов и катастроф. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 55 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.). 

Таким образом, можно сказать, что институты  гражданства, основных прав и свобод человека и гражданина не являются застывшей конструкцией, они находятся  в процессе эволюции. В зависимости  от степени развития демократии в  той или иной стране их закрепление в норматив­но-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из цивилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах. 

Глава 2. Принципы правового положения и конституционные  гарантии прав и свобод  
 

2.1. Принципы  правового положения личности  в зарубежных странах 

Под основными  принципами правового положения  личности понимаются выраженные в юридической  форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем  виде определяют характер взаимоотношении государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод. 

Равноправие граждан  провозглашалось как один из важнейших  принципов правового положения  человека. В том или ином виде этот принцип закреплен практически  во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан. 

Юридическое содержание этого принципа заключается в  признании равенства всех граждан  перед законом и судом. Все  граждане должны быть наделены одинаковыми  правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения. 

Равноправие означает равенство всех граждан перед  законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем  проявляется их индивидуальность, а  устанавливает единую мерку для  отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков. 

Равноправие граждан  независимо от национальности и расы, как правило, проявляется в доступе в соответствии со своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд и т. д. 

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государствен­ной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе. 

В 1979 г. была принята  Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин». 

В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия  мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и гарантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г. 

Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти  во всех странах. 

Равноправие граждан независимо от отношения к религии также является важной гарантией равноправия. В настоящее время равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они верующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закреплены в большинстве стран. 

Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и  положения, материального положения, образования и профессии. 

Принцип равноправия  не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается. 

Во-первых, это - граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы. 

Вторым принципом  правового положения личности является сочетание общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных  конституциях, а также в законодательстве можно найти отражение сочетания  общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не могут использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т. д1. 

В связи с  сочетанием общественных и личных интересов  надо остановиться на так называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при каких обстоятельствах имеет приоритет. 

В современных  условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права  представляют собой, по сути, особую форму  реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом. 

Следующим принципом  является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с  предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей. 

Расширение прав с неизбежностью влечет за собой  повышение ответственности и  увеличение обязанностей для носителей  этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже. 
 

2.2. Конституционные  гарантии прав и свобод  

человека и гражданина 

В конституции  США статьи, разделы, поправки не имеют  наименований и права закрепляются беспорядочно, не по группам прав. 

Конституция Французской  республики не статьи содержат разделы (как в конституции США), а статьи включены в разделы, которые имеют свое наименование. Это позволяет говорить о наличии элементов логики, структурной четкости конституции Франции, что имеет немаловажную роль в понимании, толковании норм права. 

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в  Преамбуле Конституции Франции 1946 права личности закреплены, как можно предположить, по степени важности для законодателя. 

Конституция Италии в этом отношении является наиболее четкой, структурированной. Конституция  состоит из частей, разделов, статей. Свое наименование имеют и главы и разделы. Часть I "Права и обязанности граждан" содержит IV раздела, названия которых указывают на содержащиеся в них группы прав - раздельно закреплены гражданские, этико-социальные, экономические и политические права. 

Что касается характера закрепленных прав и свобод в конституции США они относятся лишь к политическим и личным, среди них почти нет социально-экономических прав и свобод. 

Конституция же Италии содержит развернутый перечень социально-экономических прав и  свобод. 

Наивысший юридический уровень конституционно-правовой защиты прав и свобод человека обеспечивают конституции англосаксонской «семьи». Они содержат выработанную еще несколько десятилетий назад систему норм (как материальных, так и процессуальных), раскрывающих юридическое содержание каждого личного права, устанавливают исчерпывающий перечень всех возможных исключений и ограничений из действия права, порядок и условия наложения таких ограничений, тут же дается определение всех основных понятий, а также их толкование. 

Центральное место  во всей системе защиты конституционных  прав конституции англосаксонской  правовой семьи отводят судебной власти. Полный судебный контроль над  законностью арестов и содержанием  под стражей до суда является главной  гарантией личной свободы и неприкосновенности. Вообще, процедура Habeas corpus является сердцевиной англосаксонского конституционализма. Только судебным решением возможно отчуждение частной собственности для общественных нужд, только суд дает право на вторжение в жилище, изъятие бумаг, на нарушение в интересах охраны общественного порядка сообщений и т. д. 

Все новейшие конституции  содержат также указания на конкретные суды, уполномоченные защищать права  и свободы человека. Неизменно  очерчиваются также пределы приостановления  и ограничения основных прав и свобод в случае объявления чрезвычайного или военного положе­ния. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко производить обыски и аресты: запрещаются митинги и демонстрации. Институт чрезвычайного положения закреплен во многих новейших конституциях. Например, в Конституции Испании 1978 г. говорится (п. 2 ст. 55) о приостановлении нормы о сроке предварительного задержания (в обычное время - максимум 72 ч) в случае, когда речь идет о борьбе с терроризмом. В этом же случае может быть приостановлено право на неприкосновенность жилища, тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений1. 

Высокий уровень  конституционно-правовой защиты основных прав и свобод человека демонстрируют  конституции постсоциалистических стран. К таким странам относится и Российская Федерация. Наибольший прогресс в этой группе стран достигнут в установлении таких процессуальных гарантий важнейших прав человека, как судебный контроль над арестами и задержаниями (ст. 25 Конституции РФ, ст. 39 Конституции Болгарии 1992 г., ст. 20 и 21 Конституции Эстонии 1992 г.), защита от самообвинения и от свидетельствования против близких (ст. 51 Конституции РФ 1993 г., ст. 22 Конституции Эстонии 1992 г., ст. 47 Конституции Словакии 1992 г.). Граждане имеют право на возмещение в судебном порядке материального и морального ущерба, причиненного им незаконными действиями или бездействием государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, а также частных лиц (ст.77 Конституции Азербайджана, ст. 61 Конституции Беларусии ст. 38 Конституции Киргизской Республики и т. д.). 

Информация о работе Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод