Правовой нигилизм и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:18, реферат

Описание

Актуальность темы – Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) бескомпромиссностью отрицания, максималистским подходом, интенсивностью;

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма. .6
1.1. Понятие правового нигилизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Формы правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Источники правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2 Пути преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Факторы преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Правовое воспитание общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Работа состоит из  1 файл

Курсач. Прав. нигилизм.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

Тема: Правовой нигилизм и  пути его преодоления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма. .6

1.1. Понятие правового нигилизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.2. Формы правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

1.3. Источники правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 2 Пути преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.1. Факторы преодоления правового нигилизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.2. Правовое воспитание общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы – Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) бескомпромиссностью отрицания, максималистским подходом, интенсивностью;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие  ценности отрицаются, нигилизм может  быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание  права как социальной ценности и  проявляется в негативно-отрицательном  отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость  права, его возможности, общественную полезность.

Правовой нигилизм – одна из самых актуальных проблем не только науки «Теории государства и права», но и в целом цивилизованного человечества. В разные времена люди по-разному относились к праву, но те, кто не подчинялся законам или их отрицал, находились всегда. Другими словами, правовой нигилизм был, есть и, вероятнее всего, останется.

Данная проблема интересна, тем что она затрагивает безусловно каждого. Ежедневно информационные источники сообщают об антисоциальном поведении людей одним из причин которых является вышеупомянутое понятие, но наиболее опасное его проявление это создание так называемой «видимости соблюдения закона».

Очень часто энергия субъектов права помимо их воли наталкивается на сложнопреодолимое препятствие, которое в той или иной форме распространено в нашем обществе. Это и правовое невежество, не позволяющее гражданам в полной мере распорядиться предоставленными законом возможностями и неумение, а подчас и нежелание, отстаивать свои права и, хуже того, нежелание считаться с правами и законными интересами других лиц; многочисленные факты злоупотребления правом не только должностными лицами, но и гражданами и их объединениями.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что  «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1), а правовое государство есть такая организация правовой жизни общества, которая характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов.

Но получивший широкое  распространение правовой нигилизм – это серьезная помеха созданию правового государства, он обесточивает реальную силу права, его активную роль в обществе. Так, отвергая идею господства права, он тем самым отрицает и саму возможность существования правового государства.

Значит, без преодоления  правового нигилизма задача создания правового государства практически  неосуществима. Таким образом, для  преодоления правового нигилизма  следует выявить его основы, обратить серьезное внимание на уроки нашей  истории, с моментов зарождения правового  нигилизма, и узнать, почему же это  явление столь распространено, и  по сегодняшний день его распространение  никем и ничем не остановлено.

Анализ изученных  источников – Многие вопросы, в частности, порожденные современными условиями, сферой имеющихся на сегодняшний день исследований, полностью не охвачены. Помимо этого, большинство работ, в частности монографии профессора В.А. Туманова, В.Н. Пристенского и других, исследовавших правовой нигилизм как одну из форм деформации правосознания, включают общие признаки, свойственные любому проявлению правового нигилизма в современном мире. Комплексных же, аналитических исследований конкретных форм проявления правового нигилизма на данный момент недостаточно.

Цель работы – целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов правового нигилизма и исследование данного недуга как комплексного явления.

Задачи исследования – исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Уточнить основные понятия, раскрывающие феномен правового нигилизма;
  • Проанализировать истоки правового нигилизма;
  • Рассмотреть формы проявления правового нигилизма;
  • Определить пути преодоления правового нигилизма.

Объект исследования – объектом исследования правовой нигилизм.

Предмет исследования – предметом данного исследования являются понятие, сущность, формы проявления и пути преодоления правового нигилизма.

Структура работы – работа состоит из введения, Главы 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма, Главы 2 Пути преодоления правового нигилизма, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие, сущность, формы проявления правового нигилизма

1.1. Понятие правового  нигилизма

 

Правовой нигилизм есть сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное  или иное негативное отношение к  праву, наличие у должностных  лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов  неправовыми средствами или предельно  минимальное их использование в  практической деятельности и характеризующееся  отсутствием солидарности с правовыми  предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой  принуждения либо вследствие корыстных  побуждений.

Другими словами, правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.1

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как  базовой, фундаментальной идеи, а  как второстепенного явления  в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует  меру цивилизованности общества, состояние  его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие  в высокое предназначение, универсальность, возможности и даже необходимость  права – таков морально-психологический генезис данного феномена. Также отношение к праву может быть просто безразличным, отстраненным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, грамотности.

Но в то же время, следует  отличать правовой нигилизм, от сходных  с ним понятий – критикой права и юридическим фетишизмом (идеализмом). Правовой нигилизм есть отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей; критика же направлена на отрицание ложных норм, идей, консервативных правовых привычек, установок, несовершенных юридических институтов. Различие усматривается и в их результатах (последствиях). Если правовой нигилизм подрывает правовые устои общества, является тормозом прогрессивного правового развития, то консервативная критика есть условие совершенствования правовой системы, фактор социально-правового прогресса.

Противоположный по своей  форме, но в принципе весьма сходный  с правовым нигилизмом по результатам  своего действия – юридический фетишизм, представляющий собой преувеличение реальной роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей. Юридический фетишизм весьма распространен в нашем обществе. Достаточно вспомнить как часто, даже с трибуны высшего органа государственной власти страны, звучат настойчивые требования принять в самом срочном порядке по тому или иному поводу законодательный акт, полагая, что именно таким образом можно и нужно решать любую остросоциальную проблему – насытить рынок товарами, преодолеть организованную преступность, значительно повысить культуру в обществе и т. д. 2

Реализация такого подхода  на практике приводит к чрезмерному  увлечению нормативно-правовыми  средствами, принятию актов, которые  не вызывались общественными потребностями. В конечном счете, такой акт теряет свое значение, оставляя у адресатов  неприятный осадок. Следовательно, юридический фетишизм ведет к правовому нигилизму, стимулирует его распространение.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. -- «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося  в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий  общественный резонанс. Один из его  авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких  абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме  морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма... Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».3

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К  примеру, отрицание многих мрачных  и даже трагических страниц из нашего прошлого, прежде всего в  государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо  и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как  явление деструктивное, социально  вредное, особенно в наше время. Нередко  нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях  он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм – стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.

Характерным признаком нигилизма  является не объект отрицания, который  может быть лишь определителем его  конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность».4

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной  стороны, была видна очистительная  функция нигилизма, а с другой – его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала.

Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления