Право на охрану здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Здоровье человека составляет неотъемлемую часть общественного богатства и является самым ценным благом, поэтому право на охрану здоровья представляет собой одно из основных прав человека. Право на охрану здоровья относится к социальным правам человека в блоке социально-экономических прав.

Работа состоит из  1 файл

Hta.docx

— 56.65 Кб (Скачать документ)

     Категория человеческого достоинства и  уважительного отношения к нему имеет непосредственное отношение  к реализации права на здоровье, в частности к осуществлению  прав пациента, и должна отражаться в нормативных актах медицинского права. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»26 отмечает, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, может нанести ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства, предоставляет всем лицам, страдающим психическими расстройствами, право на «уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства». Насилие рассматривается как крайняя мера, применяемая в случаях, когда больной представляет опасность для себя или окружающих (статья 30).

     Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»27 в статье 6 предусматривает осуществление государственной судебно-экспертной деятельности при неуклонном соблюдении равноправия граждан и основных конституционных прав и свобод, в том числе и права на достоинство личности.

     Учитывая  теснейшую взаимосвязь конституционных  прав  личности на достоинство и  здоровье, следует признать несовершенными некоторые положения Основ законодательства об охране здоровья граждан. В статьях  Основ категория «достоинство» упоминается лишь один раз, в связи 
с регламентацией социальной и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников. Пунктом 3 статьи 63 установлено право последних на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

     Раздел  же шестой, декларирующий права граждан  при оказании медико-социальной помощи, вообще не упоминает о необходимости соблюдать достоинство пациента, устанавливая лишь право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала. Таким образом, положение медицинского или фармацевтического работника предусматривает соблюдение достоинства личности, а положение пациента; нет, несмотря на то, что именно пациент является менее защищенным субъектом медико-правовых отношений и именно его достоинство чаще всего подвергается умалению.

     В связи со сказанным видится целесообразным внести следующие изменения и  дополнения в Основы законодательства об охране здоровья граждан. Пункт 1 статьи 30, устанавливающей, какие права имеет пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении, необходимо изложить в следующей редакции: «…соблюдение достоинства личности, уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала».

     Ведущими  международно-правовыми актами (Ст. 3 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.; ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; ст.9 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.), а также Конституцией Российской Федерации (статья 22) установлено право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенности в первую очередь понимаются гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность), а также нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность)28.

     Обеспечение права личности на физическую и психическую  неприкосновенность играет большую роль при оказании медико-социальной помощи. Гарантией обеспечения этого ведущего конституционного права в области медицины выступает общепринятое правило получения добровольного информированного согласия пациента на любое медицинское вмешательство. Добровольное информированное согласие пациента установлено статьями Основ законодательства об охране здоровья граждан и является основным критерием клинических взаимоотношений врача и пациента в современной медицине.

     Более конкретные связи, соединяющие конституционные  права на жизнь, здоровье, достоинство  и личную неприкосновенность, прослеживаются при обращении к некоторым спорным вопросам современности. В связи с этим интересна предложенная в юридической литературе концепция так называемых личностных, или «соматических» прав человека29.

     В личностные, или «соматические» права человека предлагается выделить группу прав, имеющих сугубо личностный характер, которые основываются на «фундаментальной мировоззренческой уверенности в “праве” человека самостоятельно распоряжаться своим телом. Сюда же можно отнести права на смерть, изменение пола, трансплантацию органов, право на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт и клонирование.30

     Одной из самых проблематичных и дискуссионных  «соматических» возможностей личности в сфере распоряжения жизнью и  здоровьем является возможность  совершения эвтаназии .

     Возможность согласия на медицинское вмешательство, отказа от него или требования его  прекратить представляет собой конкретное субъективное полномочие человека распоряжаться  своим здоровьем при оказании медико-социальной помощи. Данное полномочие включает в себя и отказ от дальнейшего бесперспективного лечения, и возможность требовать прекращения искусственного жизнеобеспечения при соблюдении необходимых условий.31

     Ряд авторов рассматривают препятствование  праву пациента распоряжаться своим здоровьем при оказании медико-социальной помощи в виде понуждения его к дальнейшему принятию медикаментов или прохождению соответствующих процедур, когда летальный исход по всем канонам медицины неизбежен и пациент высказывает добровольное информированное желание прервать такое мучительное «лечение», как нарушение конституционных прав на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. 32

     Основной  целью охраны здоровья в соответствии со статьей 8 Основ является поддержание  долголетней активной жизни, которое  достигается сохранением и укреплением  физического и психического здоровья каждого человека, предоставлением  ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Неотъемлемое право на охрану здоровья, обеспечиваются охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта и отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

     Право на охрану здоровья соотносится с  правом на благоприятную окружающую. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов  поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.33 Благоприятность - это не только безвредность, безопасность факторов среды для здоровья. Положение ст. 42 Конституции о том, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, можно рассматривать как причастность права на благоприятную окружающую среду к гарантиям реализации права на охрану здоровья. Благоприятная окружающая среда обеспечивает не только здоровье, но уже и саму жизнь человека, выступает как необходимое условие всякой человеческой деятельности. Более того, несмотря на общность целей, не исключена ситуация, когда меры обеспечения одного права (на благоприятную окружающую среду) входят в противоречие с реализацией другого (на охрану здоровья). Например, это возможно в случаях, когда по причине недостаточной экологической безопасности приостанавливаются предприятия медицинской промышленности, производящие лекарственные препараты (в конце 80-х - начале 90-х годов такая практика нередко имела место).34

     Защита  материнства, детства и семьи  носит комплексный социально-экономический  характер и осуществляется путем  принятия разнообразных государственных  мер поощрения материнства, охраны интересов матери и ребенка, укрепления семьи, ее социальной поддержки, обеспечения  семейных прав граждан. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие, как в федеральном, так и в региональном законодательстве об охране здоровья. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

Конституционно  закрепленное положение о защите материнства и детства реализуется  посредством права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»35 были утверждены цели, принципы, задачи, основные направления, механизмы реализации демографической политики Российской Федерации. В 2010 году были приняты дополнительные меры по улучшению работы учреждений родовспоможения и детства. Повсеместно внедрялись современные формы медицинской помощи женщинам и детям. Формировалась трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным. Создавались акушерские и детские реанимационно-консультативные центры с выездными реанимационными акушерскими и неонатологическими бригадами, межмуниципальные центры перинатальной медицины. Внедрялись современные медицинские технологии, в том числе хирургические методы лечения детей с врожденными пороками развития.36

     В 2010 году была принята Концепция совершенствования  государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Была подготовлена Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»37, которая утверждена Правительством Российской Федерации 17 марта 2011 года.

     На  заседаниях Президиума Государственного Совета Российской Федерации рассматриваются  вопросы социальной политики в отношении  граждан пожилого возраста, а также государственной политики в отношении семьи, материнства и детства.

     Право на здоровье широко взаимосвязано с  иными; конституционными правами и  свободами человека и гражданина. Оно вытекает из фундаментального права на жизнь, и, взаимодействуя с другими конституционными правами, образует единую систему прав и свобод человека и гражданина, создает единый механизм реализации и защиты этих прав на всех уровнях власти.

Информация о работе Право на охрану здоровья