Правительство РФ в системе органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание

Фундаментальной проблемой работы является вопрос о роли и месте Правительства РФ в системе органов государственной власти.
Основными целями исследования являются:
1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;
2) обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы;
3) изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 2
Глава 1. Правительство РФ в системе органов государственной власти
1.1. Разделение властей и Правительство ………………………………стр.6
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти ………….стр.7
1.3. Правовая база исполнительной власти …………………………….стр.11
Глава 2. Общая характеристика конституционно-правового
статуса высшего органа исполнительной власти
2.1. Состав и порядок формирования Правительства России …….. …стр.18
2.2. Полномочия Правительства РФ …………………………………... стр.21
2.3. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ ……………стр.25
Заключение ………………………………………………………….…….стр.29
Список использованной литературы ……………………………………стр.32

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 2

Глава 1. Правительство РФ в системе органов государственной власти

1.1. Разделение властей  и Правительство ………………………………стр.6

1.2. Система федеральных  органов исполнительной власти  ………….стр.7

1.3. Правовая база исполнительной власти …………………………….стр.11

Глава 2. Общая характеристика конституционно-правового

 статуса высшего органа  исполнительной власти

2.1. Состав и порядок  формирования Правительства России …….. …стр.18

2.2. Полномочия  Правительства РФ …………………………………... стр.21

2.3. Сложение  полномочий и отставка Правительства  РФ ……………стр.25

Заключение ………………………………………………………….…….стр.29

Список использованной литературы ……………………………………стр.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Однозначного  понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы конституционного права стоят наиболее остро. Я решила остановиться на наиболее остро стоящих положениях конституционного права. Исходя из вышеизложенного, темой курсовой работы я выбираю изучение Правительства РФ как высшего органа государственной власти.

Актуальность и значение темы доказываются особым значением этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения.

В соответствии со ст. 11 Конституции 1993 г., Правительство  осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с  Президентом, Федеральным Собранием  и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти. Тиунова Л. Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4. С. 40.

Принятая Конституция  весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также  закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст. 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам и Президенту.

В сравнении  виден прогресс в осуществлении  государственной власти в Российской Федерации.

Методологическую  основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В курсовой работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. В юридической специальной литературе данной теме уделено достаточно много внимания. Вместе с тем, признавая всю важность проделанной работы нельзя не отметить, что говорить о завершенности научного познания Правительства РФ как высшего органа государственной власти преждевременно.

Фундаментальной проблемой работы является вопрос о  роли и месте Правительства РФ в системе органов государственной  власти.

Основными целями исследования являются:

1) комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ;

2) обобщение  достижений предыдущего научного  опыта исследования рассматриваемой  проблемы;

3) изучение и  анализ нормативно-правовых актов  и научной литературы.

Для достижения указанных целей в процессе исследования ставилась задача глубоко и всесторонне изучить труды ученых, занимавшихся исследованием вопросов, связанных с деятельностью Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правительство  РФ в системе органов государственной власти

1.1 Разделение  властей и Правительство

Как уже было отмечено, правовое положение, и место  Правительства Российской Федерации  в системе органов власти определено принципом разделения властей, сформулированного  в статьях 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, а в соответствии со ст. 110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в Российской Федерации. Бутаков А. В. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 1997. № 1. С. 9-17.

Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей  самостоятельны, что естественно  предполагает невмешательство в  деятельность каждой власти со стороны двух других.

Правительство в основном несет ответственность  за свои действия перед Президентом  РФ. Его члены, председатель и заместители  не могут быть депутатами Государственной  Думы, как и депутаты не могут  быть членами Правительства.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство, руководит некоторыми министерствами, такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того, Президент  РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. См. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 12. Ст.1260.

Анализируя  сказанное, можно сделать вывод  о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9. С. 19..

Такое соотношение  между властью Президента РФ и  Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

В Конституции  РФ Правительству РФ уделена специальная  глава 6 (ст. 110-117). Другие полномочия Правительства нашли свое закрепление в федеральных законах и указах Президента РФ.

1.2 Система  федеральных органов исполнительной  власти

Природа и место  Правительства РФ в системе органов  государственной власти в процессе конституционных преобразований и  проведения политических реформ существенно менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изм. и доп., внесенными Законом от 27 октября 1989 г.) ВВС РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303. Совет Министров РСФСР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездом народных депутатов и Верховным Советом РСФСР. Поскольку в компетенции высших представительных органов государственной власти советского типа было осуществление не только законодательной функции, но и полномочий по исполнению законов, Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению РСФСР, за исключением тех, которые входили в компетенцию Съезда народных депутатов и Верховного Совета. С введением в Российской Федерации поста Президента на основе решений референдума 1991 г. Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом РФ. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" 1992 г. ВВС РФ. 1993. N 1. Ст. 14. урегулировал отношения в сфере осуществления федеральной исполнительной власти с учетом того, что Президент был наделен конституционными полномочиями по руководству Советом Министров как органом, ему подотчетным. При этом вопросы исполнительной власти были полностью сосредоточены в руках Президента и Правительства вследствие того, что Конституция 1978 г. провозгласила в качестве незыблемой основы конституционного строя разделение властей (ст. 3 Конституции 1978 г., в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992 г. ВВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1084.).

Принятие Конституции 1993 г. знаменует новый этап в развитии института исполнительной власти, для  характеристики которого определяющее значение имеют конституционные  положения, согласно которым Правительство самостоятельно осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ (ст. 10 и 11 Конституции). Формула прежней Конституции о подотчетности федерального Правительства Президенту в текст новой Конституции не включена, учитывая, что Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти, и при том, что исполнительная власть прямо возложена на Правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию Правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов Правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального Правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся: руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.. Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в силу ст. 114 Конституции в компетенции Правительства.

Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 г. Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1., закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Этот федеральный конституционный закон в качестве основных требований к деятельности Правительства определил следование его принципам верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обязано не только выполнять Конституцию, законы и указы Президента, но и в пределах своих полномочий организовывать систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Согласно Указу  Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти» (с  изменениями и дополнениями от 20 мая 2004 г.) Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945. в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

5 из 16 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении президента: Министерство внутренних дел РФ (министр - Нургалиев Рашид Гумарович); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (министр - Шойгу Сергей Кужугетович); Министерство иностранных дел РФ (министр - Лавров Сергей Викторович); Министерство обороны РФ (министр - Иванов Сергей Борисович); Министерство юстиции РФ (министр - Чайка Юрий Яковлевич). Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ: Министерство здравоохранения и социального развития РФ (министр - Зурабов Михаил Юрьевич); Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (министр - Соколов Александр Сергеевич); Министерство образования и науки РФ (министр - Фурсенко Андрей Александрович); Министерство природных ресурсов РФ (министр - Трутнев Юрий Петрович); Министерство промышленности и энергетики РФ (министр - Христенко Виктор Борисович); Министерство регионального развития РФ (министр - Яковлев Владимир Анатольевич); Министерство сельского хозяйства РФ (министр - Гордеев Алексей Васильевич); Министерство транспорта РФ (министр - Левитин Игорь Евгеньевич); Министерство информационных технологий и связи РФ (министр - Рейман Леонид Дододжонович); Министерство финансов РФ (министр - Кудрин Алексей Леонидович); Министерство экономического развития и торговли РФ (министр - Греф Герман Оскарович).

Информация о работе Правительство РФ в системе органов государственной власти