Права и обязанности пользователей земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:16, контрольная работа

Описание

Права и обязанности пользователей земли определялись и определяются законами и подзаконными актами. Это не полностью отвечает задаче эффективного использования и улучшения земли, так как в нормативных актах невозможно учесть многие существенные природные и хозяйственные особенности конкретных участков земли; такую детальность, как известно, способны обеспечить лишь индивидуальные договоры или рекомендации специалистов Минсельхоза РФ. Нельзя считать случайным, что некоторые административные по форме земельные документы предусматривают детализацию прав и обязанностей сторон применительно к конкретным земельным участкам.

Содержание

Права и обязанности пользователей земель
сельскохозяйственного назначения
Общие понятия
Права пользователей земли
Право распоряжения землей
Право залога земли
Право аренды земли
Обязанности землепользователей
Защита прав
Ограничения (обременения) земельных прав

Работа состоит из  1 файл

аграрное право контр.docx

— 30.30 Кб (Скачать документ)

Нарушенные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки - возмещению в полном объеме, включая  упущенную выгоду.

Убытки и потери возмещаются  в соответствии с Положением о  порядке возмещения убытков собственникам  земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного  производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77 (с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Правительства  РФ от 27 ноября 1995 г. № 1176)3.

Споры о возмещении убытков  рассматриваются судом или арбитражным  судом. Вместе с тем пользователь земли не вправе проявлять пассивность  в случае незаконного вторжения  на нее третьих лиц.

Участки вместе с находящимися на них постройками могут изыматься  у граждан для государственных  или общественных нужд только после  выделения им (если они этого пожелают) равноценных земельных участков и после строительства на новом  месте жилых, производственных и  иных построек взамен изымаемых, а также  полного возмещения всех других убытков, включая упущенную выгоду. То же касается условий изъятия земель сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств и других сельскохозяйственных и лесохо-зяйственных предприятий (ст. 55 ЗК РФ), кроме необходимости предварительного выделения нового земельного участка. Эти вопросы решаются в каждом случае особо.

 

1.8.Ограничения (обременения) земельных прав

 

Все пользователи землей обязаны  соблюдать определенные природоохранные, ветеринарные, санитарные и иные правила: федерального, регионального и местного масштаба. Так, на всей территории России запрещено без специального разрешения выращивать некоторые растения, из которых добываются наркотические  средства. Практически все используемые земли, в том числе сельскохозяйственного  назначения, подвержены некоторым общим ограничениям.

К ограничениям (обременениям) Закон от 21 июля 1997 г. "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним" относит наличие  установленных законом или уполномоченными  органами условий, запрещений, обременяющих право собственности либо иные вещные права на конкретный объект недвижимого имущества (наличие ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Названный Закон определяет сервитут как право ограниченного  пользования чужим земельным  участком или другим объектом недвижимого  имущества, например, для прохода, прокладки  и эксплуатации необходимых коммуникаций и других нужд, которые не могут  быть обеспечены иным путем. Сервитут, будучи вещным правом на здание, сооружение, помещение, может существовать и  вне связи с пользованием земельным  участком. Для собственника недвижимого  имущества, в отношении которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Наряду с этим на многие земли могут быть наложены специальные  ограничения, вызванные их местоположением  или иными обстоятельствами. На практике такого рода ограничения получили название земельно-планировочных. Они касаются не только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников.

Земельно-планировочные  ограничения имеют несколько  разновидностей. Исторически наиболее известными из них являются сервитуты, т. е. ограничения, установленные в  интересах соседей и других заинтересованных лиц, а также государственных  и муниципальных органов. Если земельный массив в свое время был разделен таким образом, что один его участок был отрезан от дороги общего пользования, то пользователю этого участка должен быть предоставлен выход к ней в виде права прохода и (или) проезда через чужую землю, прогона скота и т. д. Такого рода сервитуты устанавливаются в силу давности, договора, судебного решения - за плату или бесплатно. Сервитут может действовать в виде условия, включаемого в документ на право пользования землей. Тем самым это право ограничивается в интересах соседа. Сервитуты могут возникать и в силу закона. Так, согласно Воздушному кодексу РФ вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы. Земляные работы ограничиваются, если в подземном пространстве находятся коммуникации. Вдоль судоходных водных путей нельзя застраивать бечевник - полосу земли, оставляемую для нужд судоходства. Если участок земли находится в курортном поселке, то, как правило, он может быть застроен лишь такими объектами, которые необходимы для обслуживания курорта. Определенные ограничения накладывает близость охраняемого исторического или культурного объекта, природного памятника.

К особому виду земельно-планировочных  мероприятий относится долгосрочное резервирование земель под некоторые  будущие государственные или  местные нужды. Резервирование позволяет  избежать или уменьшить потери, неизбежные в тех случаях, когда перепланировка территории производится без исторической подготовки к ней. Например, если на местности, предназначенной для  создания водохранилища, заранее не будут введены ограничения на застройку, посадку деревьев, на устройство прудов, производство прочных земельных  улучшений и т. д., то потери при  затоплении возрастут. Чтобы этого  не произошло, на пользователей земли  накладываются ограничения в  части развития и улучшения своих  участков. Эти ограничения действуют  как для частного сектора, так  и для государственных организаций.

Закон устанавливает общий  принцип рациональности пользования  землей, который можно рассматривать  как общее ограничение в праве. Так, эксплуатация участка не должна вызывать неблагоприятные хозяйственные  последствия. Нельзя, например, распахивать  земли, неблагополучные в эрозионном отношении, поскольку это означает порчу самой земли и загрязнение  водоемов, куда попадает смытая водой  почва. Нельзя размещать сельскохозяйственные культуры, требующие интенсивной  химизации, в пределах водоохранных зон, в частности вблизи рек и других водоемов. Разработка полезных ископаемых должна сочетаться с рекультивацией (восстановлением плодородия) поврежденных угодий. Следовательно, эксплуатация земли, какие бы потребности она ни удовлетворяла, не должна приводить к порче земли и других природных и культурных объектов. Понятие рационального использования включает определенную интенсивность производства. В сельском хозяйстве это означает получение такого количества продукции с каждого гектара угодий, которое отвечало бы принятой норме.

Интенсивное использование  земли не должно приводить к хищнической  эксплуатации, т. е. к достижению ближайшей  выгоды ценой разрушения земли. Это  требование особенно актуально при  краткосрочной аренде земли. Арендатор  обязан заботиться о плодородии угодий не только с выгодой для себя, но и для тех, кто в последующем  будет использовать ту же землю.

С ограничением прав собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов связан государственный контроль за их деятельностью.

В сельском хозяйстве запрещение незаконного вмешательства государственных  органов во внутрихозяйственное  использование угодий создает необходимые  условия для свободного развития технологии земледелия. В то же время  в случае нарушения предписаний  закона государство как орган  власти вправе потребовать от любого пользователя земли исполнения установленных  законом обязанностей. Если в результате действий (бездействия) пользователя возникает  угроза порчи земель, снижения их плодородия и доходности, то орган управления от имени государства может предписать безотлагательные меры по устранению правонарушений или их своевременному предупреждению.

От государственного контроля не свободны, безусловно, и частные  собственники земли. Так, все без  исключения лица обязаны использовать свои земельные участки в соответствии с той целью, которая была легально определена в момент отвода или предоставления земли или же впоследствии. Отклонение от целевого назначения либо неиспользование  земли признается правонарушением. Изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий может полномочный государственный  орган субъекта РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аграрное право: Учебное пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Д.Б. Горохов и др.; Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Минина. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 480 с.
  2. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юрист, 2006. - 671 с.
  3. Козырь М.И. Бобылев А.И. Сельское хозяйство Российской Федерации: Новое законодательство: Сборник нормативно-правовых актов. – М.: Право и государство, 2003. - 232 с.
  4. Белослудцев В.И. Зимин А.В. Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в АПК России: Учебное пособие. – М., 2003. - 200 с.
  5. Файзуллин Г.Г. Правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством в России: Монография / Под ред. А.И. Бобылева. – М.: Право и государство, 2004. - 296 с.
  6. Крассов О.И. Комментарий земельного законодательства. – М.: Дашков и К, 2005. - 744 с.
  7. Быстров Г.Е. Клюкин Б.Д. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». – М.: Контракт, Инфра-М, 2002. - 649 с.
  8. Аграрное законодательство Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов и документов/ Сост. М.С. Пашова. - М.: Юристъ, 1999. - 704 с.
  9. Аграрное право: Учебник / С.С. Акманов, Н.Н. Веденин, Г.Е. Быстров и др.; Под. ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. - М.: Юристъ, 1999. - 534 с.
  10. Аграрное право: Учебник / Отв.ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. - М.: Юристъ, 1996. - 376 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Права и обязанности пользователей земель сельскохозяйственного назначения