Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации.

Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие Конституционного Суда;

2. Определить статус судьи Конституционного Суда РФ;

3. Выявить порядок формирования и состав Конституционного Суда;

4. Проанализировать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде

5. Уточнить процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;

6. Охарактеризовать решения Конституционного Суда и их виды.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2


Глава1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..5

§1.1.Понятие Конституционного Суда РФ……………………………………..5

§1.2 Правовые позиции Конституционного Суда……………………………..9

§1.3. Статус Судьи Конституционного Суда…………………………………11


Глава2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.............................................................................14

§2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………14

§2.2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ………..16

§2.3. Организация деятельности и структура Конституционного Суда РФ…19

§2.4. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации………………………………………………………………………24


Заключение ………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2(заочка).doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)
fy">     Правовые  позиции Конституционного Суда России претворяются в жизнь в деятельности властных органов. Особенно заметно  их влияние на функционирование российских судов, которые занимают значительное место в механизме обеспечения конституционности действующего законодательства.

     Понятие «правовая позиция Конституционного Суда РФ» появилось в конституционном  праве сравнительно недавно. В юридической  литературе эта проблема стала широко обсуждаться с середины 90-х гг. двадцатого столетия и продолжает оставаться дискуссионной до настоящего времени.

     На  обязательность правовых позиций обращает внимание Конституционный Суд. Юридическая  сила правовых позиций, как считает  Суд, аналогична силе его решения. Правовые позиции в соответствии со ст.ст. 6, 79, 80 и 87 Закона о Конституционном Суде являются общеобязательными и действуют непосредственно. Они обязательны для всех государственных органов и должностных лиц, а также, в силу ст.6. п. 3 ч. 1 ст. 43 и ч.1,2 и 4 ст. 79 Закона о Конституционном Суде, для всех правоприменителей.

     Действительный  смысл оспариваемой заявителем нормы  не может быть выявлен вне ее связи  с конституционными положениями, без  учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.* При разрешении дела Конституционный Суд обязан, как следует из предписания ч.2 ст.74 Закона о Конституционном Суде, исходить из ранее сформулированных правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела, определяя при этом пределы их необходимого использования.

     Общеобязательность  правовых позиций Конституционного Суда предполагает, что они должны отвечать требованию ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     В соответствии со ст. 78 Закона о Конституционном  Суде постановления и заключения Суда подлежат незамедлительному опубликованию  в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Определения о разъяснении решений Конституционного Суда, излагаемые в виде отдельного документа, подлежат опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 Закона о Конституционном Суде). Официальными изданиями для них являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Вестник Конституционного Суда РФ». Вопрос об официальном опубликовании иных определений решается самим Конституционным Судом. 

§1.3.Статус Судьи Конституционного Суда .

     Судьей  Конституционного Суда Российской Федерации  может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

     Согласно  ст.11 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не вправе осуществлять защиту или  представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации  не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

     Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

     Согласно  ст.13 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи2.

     Далее, независимость судей - главное условие  существования в стране самостоятельной  и авторитетной судебной власти, способной  объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. Это означает, что все другие нормативные и законодательные акты страны не могут быть положены судьями Конституционного Суда РФ в основу своих решений. Судьи Конституционного Суда РФ должны осуществлять конституционный контроль в стране, поэтому они при принятии решений руководствуются только Конституцией РФ.

     Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным  конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

     Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.

Глава 2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.

§2.1.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 3 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ полномочия Конституционного Суда Российской Федерации  определяются в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации:

1. Разрешает  дела о соответствии Конституции  Российской Федерации

a. Федеральных  законов, нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации

b. Конституций  республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

c. Договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации

d. Не  вступивших в законную силу  международных договоров Российской  Федерации

2. Разрешает  споры о компетенции:

a. Между  федеральными органами государственной  власти

b. Между  органами государственной власти  Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов Российской Федерации

c. Между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации

3. По  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, применённого  или подлежащего применению в конкретном деле

4. Дает  толкование Конституции Российской  Федерации

5. Дает  заключение о соблюдении, установленного  порядка, выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или  в совершении иного тяжкого преступления

6. Выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения

7. Осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеральным договором  и Федеральными Конституционными  законами

Может также пользоваться:

· Правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции  Российской Федерации

· Договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

     Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путём внесения изменений в настоящий Федеральный Конституционный закон. Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

     Конституционный Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

     По  вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент  Конституционного Суда Российской Федерации 

§2.2 Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.

     Действующая Конституция по сравнению с предыдущей увеличила численный состав Конституционного Суда Российской Федерации с 15 (фактически были избраны и работали 13) до 19 судей. Это обусловлено как усложнением задач, стоящих перед Конституционным Судом в современный период, так и стремлением обеспечить посредством назначения новых судей (прежние сохранили свои полномочия) баланс в составе Суда представителей различных профессиональных и жизненных ориентаций и убеждений.

     Конституция Российской Федерации определяет порядок  назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 128), который  конкретизирован в ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде». Конституционные судьи назначаются Советом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах в конституционные судьи могут вноситься Президенту различными органами, организациями и учреждениями, указанными в ч. 1 ст. 9 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде».

Информация о работе Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации