Политические права человека и гражданина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Основы права.docx

— 50.22 Кб (Скачать документ)

Политические  права человека и  гражданина Российской Федерации

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации  осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления  этих прав в Конституции Российской Федерации.

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом, их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права  и свободы - группа основных прав и  свобод граждан, осуществляемых в сфере  политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право  на собрания и манифестации, право  на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право  на равный доступ к государственной  и муниципальной службе, право  на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных  в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

право на свободу мысли, ст29 п.1

право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст 29 п.3

право получать и распространять информацию, ст 29 п.4

право печати и информации, ст.29 п.5

право на объединения, ст. 30 п.1

право беспрепятственно вступать в какое - либо объединение или пребывания в нем, ст.31п2

право на мирные собрания ст. 31 п.1

право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении  государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей ст.32 п.1

право избирать и быть избранными и др. ст.32 п.2

право равного доступа к государственной службе ст.32п.4

право участвовать в отправлении правосудия ст.32 п.5

право обращения ст.33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит  из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права  граждан, содержащие правомочия по участию  в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в  организации и деятельности государства  и его органов. Сюда мы относим: избирательное  право; право на референдум; право  петиций . Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается  полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и  есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая  основа конституционного строя, реализующаяся  только через политические права  каждого гражданина, которые в  полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

Переходим непосредственно  к определению круга политических прав и свобод. 

Часть Первая 

6. Право граждан  на участия в управлении делами  государства

Прежде всего следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и  через посредство свободно выбранных  представителей;

2) голосовать и  быть избранным на подлинных  периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в  своей стране на общих условиях  равенства к государственной  службе.

Право участия в  управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически  организованной совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Участие граждан в  управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем  референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: "через органы государственной власти". Таким образом, представительные органы государственной власти уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к статье 10). 

В части третьей  комментируемой статьи названы формы  непосредственного осуществления  народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование  по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и  в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).

Право на референдум включает в себя не только право  на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты обще народного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по дан ному вопросу (если решение принимается не путем референдума).

Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем  референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у индивида или  группы индивидов возникло желание  не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом петиций, известным законодательству еще с конца17 века

Выборы - наиболее часто  и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный  процесс, именуемый избирательной  кампанией, которая начинается с  назначения даты выборов и завершается  определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения  должностей.

Свободными считаются  выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,

Согласно Конституции  Российской Федерации, порядок выборов  Президента и депутатов Государственной  Думы устанавливается федеральным  законом (см. комментарий к части  четвертой статьи 81 и части второй статьи 96).

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие  граждан в управлении делами государства.

Избирательное право  граждан наступает с момента  их совершеннолетия, когда гражданин  становится (как и указывалось  выше) полностью дееспособным лицом  и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами  и свободами.

Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства , является закрепляемое за каждым право на объединение , включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. 

7. Право гражданина  быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать  кандидатов на те или иные посты  в соответствии с действующим  законодательством ,либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Информация о работе Политические права человека и гражданина РФ