Общественный строй России с середины ХVI в. до второй половины ХVII в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории нашей страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.
Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального государства.

Содержание

Введение 3
1. Государственный и общественный строй России периода сословно-представительной монархии (середина XVI-XVII вв.) 4
2. Советское государство и право в период частичной либерализации политического режима (1953-1964) 9
3. Характеристика Соборного Уложения 1649 г. 12
4. Вопрос 17
Заключение 18
Список используемой литературы …19

Работа состоит из  1 файл

13021201(нк) К.р. История государства и права.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории нашей  страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального государства.

В этот период получило дальнейшее развитие и право. Создание Судебника 1550 года и Соборного уложения 1649 года сыграло  огромную роль в складывании политического  и экономического единства страны.

Целью работы является рассмотрение общественного и государственного строя РЦГ в период сословно-представительной монархии и дальнейшего развития права Соборным уложением 1649 года и Судебной реформы 1864 г. в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный и общественный строй России периода сословно-представительной монархии (середина XVI-XVII вв.)

Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), противодействующей централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.

Период  сословно-представительной монархии характеризуется  сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой области - полное закрепощение крестьян.

Вместе  с сельским хозяйством развиваются  ремесло и торговля. В XVII в. появляются мануфактуры, основанные преимущественно  на крепостном труде. В недрах феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке начинает складываться единый всероссийский рынок.

Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Ее результатом явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства.

В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся ранее порядок замещения  государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его отмена произошла лишь в 1682 г.

При Иване IV начинает оформляться понятие  подданства, феодалы потеряли прежнюю  привилегию выбирать: служить или  не служить великому князю.

Крупным феодалом в этот период оставалась церковь, которая  имела огромные земельные владения. Большое количество крепостных работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Монархи пытались ограничить церковное  землевладение, но эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в ,1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, касающихся дальнейшего роста церковного землевладения.1

Феодально-зависимые крестьяне. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян со своих мест. Раньше крестьяне были прикованы к земле своим хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучшей доли они покидали свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершившаяся в 1592 г. Она создала юридические основания для поиска беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.

Посадские люди. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду. Растет также купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и "черных" людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

Кроме "черных" слобод в посадах существовали "белые" слободы, дворы, владельцы которых  не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны "черных" людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило "белые" слободы.

Переход к  сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в  государственном аппарате. Важнейшим  из них было возникновение представительных органов. Меняется статус монарха. Иван IV провозгласил себя царем. Это было не простой формальностью, но отражением возросшей силы монарха. Большую роль в укреплении его власти сыграла опричнина - особая, террористическая внутренняя политика правительства Ивана Грозного в 1565-1572 гг.2

Боярская дума. По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. Тем не менее, опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местничества, закреплявшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно возросла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, государством фактически управляли семь влиятельных бояр ("семибоярщина").

По существу, Боярская дума являлась скорее совещательным  органом при государе, своего рода советом, деятельность которого выражалась известной формулой — "государь указал и бояре приговорили". В  соответствии с этим в компетенцию  Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений — приказов и органов местного управления. Поэтому в ней также решались дела особой трудности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах. Современные исследователи склоняются к определению Думы как высшего консультативного органа московской политической системы, центра царской администрации и суда. По существу, члены Думы составляли правящую элиту Московского государства, группу высших советников царя.

Земские соборы - принципиально новый высший орган государства. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - войн, взыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить угодную им политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (названный собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.

В земские  соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства -Освященный собор  в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой  не избирались, а участвовали в  ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадского населения (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора царь приглашал представителей с мест. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных финансовых проблем.

Местное управление. Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учреждены губные органы, которые выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ.

Аппарат губного  старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой  чернотяглого крестьянства. Целовальники - выборные должностные лица, которые  назывались так потому, что они  целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать  при условии коренной реорганизации  системы феодальных иммунитетов. Стоглавый  собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов - грамот, которые давали феодалам особые права и привилегии, такие, как право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.3

 

2. Советское государство  и право в период частичной  либерализации политического режима (1953-1964)

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития (доклад Н.С. Хрущева). Публичное осуждение культа И.В.Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Проводимая Н.С.Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Председатель Верховного Совета СССР - Л.И. Брежнев. Возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. В Программе были определены задачи построения коммунизма. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34 %. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.4 В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской “оттепели” велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. К Московскому договору присоединись свыше 100 государств. В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Хрущевым. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. В октябре 1964 г. Хрущев отправлен в отставку.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика Соборного  Уложения 1649 г.

В 1648 г. в Москве вспыхнуло массовое восстание. В этой сложной ситуации был созван Земский собор. В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, его целиком и по частям обсуждали члены Земского собора посословно. Напечатанный текст был разослан по приказам и на места. Впервые была сделана попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Намечается разделение норм по отраслям и институтам, хотя казуальность в изложении сохраняется.

Уложения, судя по пометам, можно разделить  на такие основные группы, как: 1) Кромчую книгу, 2) Литовский статут, 3) судебники, 4) царские указы, 5) думские приговоры, 6) решения Земских соборов, 7) “Стоглав”, 8) византийское законодательство. В сущности это скорее ссылки на основания, почему вводится то или иное узаконение, опирающееся на авторитет Кромчей книги, как общепризнанного в России церковно-юридического пособия. В высшей степени любопытно то, что особенно много ссылок сделано на градский закон с его жестокими византийскими наказаниями, несмотря на архаичность его постановлений.

Из иностранных источников значительное количество ссылок сделано на Литовский  статут. Это заимствование очень  показательно для характеристики Уложения как кодекса законов, утверждавших дворянское господство в государстве, так как Литовский статут возник в условиях победы шляхетства в Речи Посполитной.

Некоторые статьи взяты из судебника 1550 г. и “Стоглава”. Но основными  источниками являлись царские указы, “уложения”, и т.д., обозначенные годами: “...в уложении 1635 года написано...”, “...в уложении 1642 года написано...” и т.д., то есть ссылками на постановления 1635, 1642 и других годов.6

В значительной мере была использована судебная практика - царские и боярские приговоры. Так, источником 66 статьи XX главы “Соборного Уложения” считают “Боярский приговор” 1634 г.

Таким образом, “Соборное Уложение” 1649 г. явилось своего рода сводом правительственных  указов и приговоров, следовательно, отразило на себе предшествующую ему  правительственную политику, главным  образом времени царствования Михаила Федоровича.

“Уложение” начинается предисловием, в котором утверждается, что оно  составлено “по государеву указу  общим советом, чтобы Московского  государства всяких чинов людем, от большего и до меньшего чину, суд  и расправа была во всяких делах всем ровна”. Составление Уложения было поручено боярину Никите Ивановичу Одоевскому, “а для того своего государева и земского великого царственного дела” было поручено выбрать “добрых и смышленых людей”. 3 октября 1649 г. царь вместе с Думой и духовенством слушал “Уложение”, а выборным людям оно было “чтено”. СО списка Уложения был “список в книгу, слово в слово, и с тое книги напечатана сия книга”.

Информация о работе Общественный строй России с середины ХVI в. до второй половины ХVII в.