Контрольная работа по "Судебной экспертизе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:43, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
ОТВЕТ: Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Такое исследование осуществляется амбулаторной комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно или нецелесообразно).

Содержание

Вопрос 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. 8
Вопрос 2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката. 11
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Юридическая психология.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)



    План

 

Вопрос 1. Судебно-психологическая  экспертиза в уголовном судопроизводстве.          8

Вопрос 2. Особенности  коммуникативной деятельности адвоката.  11

Список литературы          21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 9

Вопрос 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

ОТВЕТ: Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Такое исследование осуществляется амбулаторной комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно или нецелесообразно).

Судебная психологическая экспертиза базируется на данных психологической  науки, категориях и понятиях общей психологии и использует возможности всех отраслей психологии. В судебной психологической экспертизе системно используются надежные, положительно зарекомендовавшие себя в экспертной практике методы, заимствованные из общей психологии, клинической психологии дифференциальной психологии, психофизиологии, психолингвистики, психологии речи и других областей, а также специально разработанные для решения конкретных экспертных задач и выяснения обстоятельств, способствующих установлению истины по делу. 

В последнее время в судопроизводстве все чаще возникает необходимость в проведении комплексной психолога-психиатрической экспертизы.1

Общим объектом для указанных  экспертиз является психическая  деятельность подэкспертного лица в  юридически значимый период2.

Цель комплексной психолого-психиатрической экспертизы состоит в более дифференцированной, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценке индивидуальной возможности подэкспертного полностью сознавать значение своих действии и определении, в какой мере он мог ими руководить. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей и потерпевших.

Назначение судебно-психологической экспертизы по уголовному делу целесообразно в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической (или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы).

Как род судебная психологическая экспертиза может быть условно разделена на виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования):

    • экспертизу психических (эмоциональных) состояний;
    • экспертизу индивидуально-психологических особенностей;
    • экспертизу психических процессов.

Родовым объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность лица в  ситуациях, имеющих юридическое значение. Судебно-экспертному психологическому исследованию подвергаются живые лица, требующие очного обследования; лица, в отношении которых обследование проводится заочно в отсутствие лица либо в отношении умершего лица, посмертные); вещественные доказательства (тексты, видео-, аудиозаписи, материализованные продукты деятельности); документы и материалы дела.

Специфика объекта судебной психологической  экспертизы обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением соответствующих методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования также становятся материализованными источниками информации, которые содержат общие психологические сведения о субъекте и сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведении) субъекта в определенный период.

Экспертному исследованию и анализу подвергаются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, и т.д.), справки, медицинская документация, показания участников процесса; письменные доказательства, вещественные доказательства, документы, аудио-, видеозаписи, заключения судебных экспертиз других родов (медицинской, психиатрической, криминалистической) и т.д. Изучение и анализ материалов дела является основным методом судебной психологической экспертизы.

Эффективность судебной психологической экспертизы во многом определяется корректностью вопросов, выносимых на разрешение эксперта. В судебной и следственной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо не конкретизирующих задачу экспертного исследования. Недопустимо ставить перед экспертом-психологом правовые вопросы. Эксперт-психолог не должен давать правовую оценку материалам дела, имеющимся в них доказательствам, устанавливать виновность лица, квалифицировать совершенные деяния.

К задачам судебной психологической экспертизы относится установление характера психического состояния лица и его влияния на подлежащее правовой оценке поведение. В психологии понятие «психическое состояние» используется для условного вычленения в психике человека относительно статического момента в отличие от динамических моментов, отображенных в понятии «психический процесс, и устойчивых, то есть закрепленных и повторяемых проявлений психики, отображенных в понятии «психическое расстройство». Различные проявления могут рассматриваться одновременно как психическое состояние, психический процесс и психическое свойство1.

В судебной психологической экспертизе понятие психического состояния трактуется в широком смысле как интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами.2

Основные задачи судебно-психологической экспертизы

1. Установление способности психически здоровых подэкспертных лиц, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним и действий и оказывать сопротивление виновному .

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность.

5. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т. п.).

6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству. Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценировки самоубийства.

7. Установление у испытуемого лица индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.

В целом задачи судебной психологической экспертизы могут  быть подразделены на диагностические  и классификационные. Экспертные задачи конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, определяя пределы исследования объекта экспертизы. К компетенции эксперта-психолога могут быть отнесены разнообразные вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических знаний в целях установления фактов и обстоятельств, имеющих значение доказательств.

По характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений можно выделить следующие виды судебно-психологической экспертизы:

- экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний;

- экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний;

- экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;

- экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

- экспертиза по делам сексуального характера;

- экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством1.

Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы:

1. Установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?

Учитывая психическое  состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?

Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?

Имеются ли у испытуемого  признаки повышенной внушаемости?

Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

Имеются ли у испытуемого  признаки эйдетической памяти?

2. Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному.

Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности, например не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?

3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими.

Имеются ли у несовершеннолетнего  признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии и если да, то в чем конкретно они выражаются?1

Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

Учитывая состояние  психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

4. Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность.

Находился ли обследуемый  в момент совершения преступления в  состоянии физиологического аффекта?

Находился ли обследуемый  в момент совершения преступления в  эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?

5. Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций.

Находился ли обследуемый  в момент инкриминируемых ему  деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?

Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?

Соответствует ли психологический  уровень сформированности у обследуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

Информация о работе Контрольная работа по "Судебной экспертизе"