Конституционные основы судопроизводства по гражданским делам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание

Конституция РФ является важнейшим источником права вообще и его процессуальных отраслей в частности. Закрепленные в ней нормативные положения определяют общественное предназначение, основное содержание и общие закономерности построения и функционирования судов как органов государственной (судебной) власти. Процессуальные и судоустройственные нормы, содержащиеся в иных законах, конкретизируют и развивают конституционные предписания и не могут им противоречить.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституция РФ как источник гражданского процессуального права 7
1.1. Конституционное право каждого на судебную защиту в системе прав человека и гражданина 7
1.2. Значение Конституции РФ в регулировании гражданско-процессуальных отношений 13
Глава 2. Конституционные начала гражданского судопроизводства 19
2.1. Судоустройственные начала гражданского судопроизводства 19
2.2. Судопроизводственные начала гражданского судопроизводства 23
Заключение 29
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Konstitutsionnye_osnovy_sudoproizvodstva_po_grazh.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Такова краткая характеристика норм Конституции РФ, определяющих основы организации суда и судопроизводства как по гражданским, так и по уголовным  и административным делам.

Рассмотрим конституционные  начала, непосредственно, гражданского судопроизводства.

 

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ НАЧАЛА  ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

2.1. Судоустройственные  начала гражданского судопроизводства

 

В Российской Федерации  нормы о судоустройстве содержатся в Конституции, федеральных конституционных законах «О судебной системе в РФ», «О Конституционном суде РФ»14, ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»15, Федеральном конституционном законе РФ «Об арбитражных судах в РФ»16, «О военных судах РФ»17, Гражданском процессуальном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе18, федеральных законах, Уставах и Конституциях субъектов Федерации, законах субъектов Федерации, касающихся судоустройства.

Подробная регламентация  порядка реализации права на судебную защиту частно-правовых интересов содержится в ГПК РФ.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2009 г.). Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.

Судебную систему Российской Федерации  составляют федеральные  суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным судам  относятся:

-  Конституционный  Суд РФ;

-  Верховный Суд  РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  городов федерального значения, суды автономной области и  автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие  систему федеральных судов общей юрисдикции;

-  Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные  суды), арбитражные апелляционные  суды, арбитражные суды, субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных судов.

    К судам  субъектов РФ относятся:

-  конституционные  (уставные) суды;

-  мировые судьи.

    Следует отметить, что внутренняя организация этих  подсистем имеет свои особенности.

Так, свою нишу в единой судебной системе страны занимают военные суды, которые осуществляют правосудие в армии и на флоте, а также в других войсках, воинских формированиях, органах исполнительной власти и учреждениях - повсюду, где законом предусмотрена воинская служба.

Новый Федеральный конституционный  закон «О военных судах РФ»19 вносит ряд существенных изменений в одноименный документ 1999 года. Он отражает те перемены, которые произошли за последние годы в общей системе нашего правосудия. В том числе это связано и с введением в судах общей юрисдикции апелляционной инстанции, значительно облегчающей для граждан доступность скорого и справедливого правосудия.

Среднее звено системы  арбитражных судов — федеральные  арбитражные суды округов — образуется вне связи с административным делением. В районах арбитражные суды не образуются.

 Конституционный Суд  Российской Федерации не имеет  подведомственных судов, организационно  и процессуально не связан  с существующими в некоторых  республиках конституционными судами.

Согласно п. «о» ст.71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности, существующих на их территориях федеральных судов.

Установление системы  федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации (п. «г» ст.71 Конституции). Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы Российской Федерации: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. Структура судебной системы в целом должна быть определена федеральным конституционным законом о судебной системе (ч.3 ст.118 Конституции).

 По своему статусу  к федеральным судам относятся:  Конституционный, Высший Арбитражный,  Верховный суды Российской Федерации,  военные суды. Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня. Так, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. рассматривает все арбитражные суды как федеральные.

  Согласно ч.2 ст.5 Конституции  субъекты Федерации вправе иметь  свое законодательство. В совместном  ведении Российской Федерации  и субъектов Федерации находятся  кадры судебных и правоохранительных  органов. 

  Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуют систему федеральных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом.

  Следовательно, правосудие  в Российской Федерации может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Практика создания таких судов, ранее имевшая место, не совместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами конституционной судебной системы, игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имела ничего общего с правосудием.

 Вместе с тем  Конституция не исключает возможности  создания судов специальной юрисдикции (специализированных судов), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).

    Таким образом,  система судов, которым Конституция  доверяет осуществление судебной  власти, должна быть организована  и действовать так, чтобы гарантировать:  соблюдение суверенных прав Российской  Федерации и прав субъектов  Российской Федерации по реализации функций государственной власти; самостоятельность органов судебной власти и независимую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов; доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом; быструю и действенную защиту органами судебной власти прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке; право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом; право граждан на участие в осуществлении правосудия.

       В  Российской Федерации законодательство  о судебной системе основывается  на положениях Конституции, и  не должны издаваться законы, иные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивающие судебную защиту человека и гражданина.

В статье 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» указывается на единство судебной системы страны. Единство судебной системы обеспечивается: установлением системы федеральных судов Российской Федерации федеральным конституционным законом; соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства; применением всеми судами Конституции Российской Федерации и других федеральных законов, а также конституций, уставов и других законов соответствующих субъектов Российской Федерации; признанием и обеспечением обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации; закреплением единства статуса судей и участия органов судейского сообщества в формировании судейского корпуса; финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке20.

2.2. Судопроизводственные  начала гражданского судопроизводства

 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется судом, как  носителем судебной власти, посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (ч. 1 и 2 ст.118 Конституции РФ). Но независимо от процессуальных форм осуществления правосудия его конституционные основы проявляются в целях и принципах, закрепленных в Основном законе страны. При этом определяющую роль играет целевая направленность процедуры осуществления правосудия.

Являясь основополагающими  началами, на которых строится судебный процесс, принципы вместе с тем играют подчиненную роль по отношению к  целям правосудия, под которыми следует  понимать общественно необходимый и желаемый результат процессуальной деятельности суда и других участников рассмотрения и разрешения дела. По своей сути принципы предназначены именно для выражения процессуальных целей и определения методов их осуществления.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел. От степени реализации этих целей зависит и уровень эффективности судебной деятельности по осуществлению правосудия.

Основными конечными  целями гражданского судопроизводства в ст. 2 ГПК РФ названы защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций, государства и общества в лице Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Такая последовательность целевой направленности процессуальной деятельности суда и других участников гражданского судопроизводства соответствует положениям ст. 2, 17, 18 Конституции РФ о приоритетном значении прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность государственных и иных органов и обеспечиваются правосудием.

В качестве факультативных целей правосудия по гражданским  делам в ст. 2 ГПК названы такие  общественно необходимые и желаемые результаты процессуальной деятельности, достижению которых гражданское судопроизводство должно способствовать. Это укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

Целевыми установками  более низкого уровня являются общие для всего гражданского судопроизводства задачи, которые закон формулирует как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел. Они выступают в качестве нормативно закрепленного средства для достижения названных в комментируемой статье конечных целей гражданского судопроизводства.

Употребления в законе двух понятий (задачи и цели), которые  оба выражают целевую направленность процессуальной деятельности, требует  последовательное развитие гражданского процесса. Задача как частная промежуточная целевая установка всегда выступает в качестве средства достижения последующей цели на более отдаленном этапе процессуальной деятельности, на другом же этапе задача сама выступает в качестве цели.

Общие задачи по правильному  и своевременному рассмотрению и разрешению дел являются средством достижения конечных целей для всего гражданского судопроизводства. Для стадии же подготовки дела к судебному разбирательству они сами выступают как ее конечные цели, которые достигаются выполнением своих специфических задач, также сформулированных в процессуальном законе.

Названные выше основные и факультативные цели гражданского судопроизводства, являясь конечными, остаются неизменными на протяжении всего гражданского процесса и достигаются  выполнением общих задач, также действующих от возбуждения гражданского дела и до его завершения как требования правильного и своевременного совершения каждого процессуального действия21.

Иногда в качестве конечной цели правоприменения при  рассмотрении и разрешении гражданского дела называют реализацию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Однако необходимость их реализации возникает именно для защиты прав и достижения других названных конечных целей гражданского судопроизводства, поэтому реализацию норм материального права в соответствии с законом следует включать в содержание задачи по правильному рассмотрению и разрешению гражданского дела.

Правильность рассмотрения и разрешения гражданского дела взаимосвязана  с понятием законности в гражданском  судопроизводстве, поскольку предполагает прежде всего точное соблюдение при осуществлении правосудия норм процессуального права и полное соответствие постановления суда нормам материального права.

Кроме того, рассмотрение дела может завершиться на таком  этапе, когда не потребуется применение норм материального права вообще, в связи с чем от этого фактора не будет зависеть правильность рассмотрения дела. Например, в случае прекращения производства по делу ввиду отказа истца от иска.

Требование правильного  рассмотрения и разрешения дела относится не только к итоговым постановлениям суда, но и ко всем его постановлениям, которыми должны оформляться любые правоприменительные действия суда в лице единоличного судьи или коллегиального суда. Распространяется оно и на всех других субъектов гражданского судопроизводства, поведение которых при рассмотрении и разрешении дела должно соответствовать их правам и обязанностям, установленным процессуальным законом.

Информация о работе Конституционные основы судопроизводства по гражданским делам