Конституционно-правовые нормы и институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и институтов ,и выявление их особенностей.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачки:
- разглядеть понятие и признаки правовой нормы;
- раскрыть понятие и содержание конституционно-правовой нормы;
- провести анализ структуры конституционно-правовой нормы;
- классифицировать конституционно-правовые нормы;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и признаки правовой нормы………………………………..….5
1.2. Понятие и содержание конституционно-правовой нормы……………10
Глава 2. Особенности конституционно-правовых норм……………….…..14
2.1. Структура конституционно-правовых норм…………………………...14
2.2. Классификация конституционно-правовых норм……………………..15
Глава 3 . Конституционно - правовые институты: понятия, виды………...22
Заключение………………………………………………………………..…..25
Список используемой литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.Конституционно правовые нормы и институты.docx

— 54.67 Кб (Скачать документ)

   Специфическое социальное назначение рассматриваемых  норм проявляется и во второй особенности  их структуры. Наряду с гипотезой, в  которой указывается на условия  её внедрения, и диспозицией, содержащей конкретное основное право либо свободу, рассматриваемая норма закрепляет гарантии, направленные на обеспечение  её реализации в публичной жизни. Следует отметить, что в первый раз появление гарантий главных  прав и свобод в составе конституционных  норм связано с деятельностью  В.И. Ленина, под управлением которого разрабатывалась и принималась  Конституция РСФСР 1918 года. В её статьях  содержались не лишь главные права  и свободы, но и формулировались  определенные социальные явления, существование  которых в публичной жизни  было призвано обеспечить действительность, социальную исполнимость конституционных правомочий. 22

   Существование гарантий в структуре конституционной  нормы глубоко закономерно, ибо  это отвечает социальному назначению рассматриваемых норм - не лишь провозглашать главные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их фактическую осуществимость в социальной реальности.

   Меж гипотезой, диспозицией и совокупностью гарантий конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы человека и гражданина, есть связи, отличающиеся инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Они объединены не на началах иерархической зависимости, а на началах синтетической зависимости, при которой отсутствие гипотезы, диспозиции либо совокупности гарантий приводит к разрушению данной целостности - конституционной нормы. Конкретно органическая неразрывность связи меж совокупностью гарантий, содержащихся в конституционной норме, и её гипотезой и диспозицией свидетельствует о том, что рассматриваемая совокупность гарантий является относительно самостоятельным, неотъемлемым составным элементом структуры конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы физических и юридических лиц. Совокупности гарантий как отдельному элементу структуры конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы человека и гражданина, нужно дать самостоятельное наименование, чтоб различать их от остальных юридических гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных правомочий, но не находящихся с ними в синтетической зависимости. Рассматриваемый структурный элемент конституционной нормы, содержащий главные права и свободы людей, Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. И некие остальные ученые дают называть курацией (от латинского cura - забота).

   Курация - та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых  в публичной жизни обеспечивает и гарантирует действительность, объективную социальную исполнимость реализации главных прав и свобод. 23

   Схематично  структура конституционной нормы, закрепляющей главные права и  свободы людей, смотрится следующим  образом: если (гипотеза) - то (диспозиция) - поэтому реально (курация).К примеру, конституционная норма на базе статьи 41 Конституции ПМР, закрепляющей право на образование, имеет следующую структуру: гипотеза - «каждый», диспозиция - «имеет право на образование», курация - «гарантируется получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.24

   В курациях неких конституционных  норм, закрепляющих главные права  и свободы человека и гражданина, наряду с положительными социальными  явлениями, обеспечивающими действительность конституционных правомочий, в виде запрета формулируются определенные нехорошие явления публичной  жизни, нарушающие главные права  и свободы. К примеру, в конституционной норме на базе статьи 28 Конституции ПМР сказано: «Средства массовой информации не подвергаются цензуре».25Но запрещение негативных социальных явлений и указания о существовании ответственности за их совершение не следует разглядывать в качестве санкции конституционной нормы. Эти явления и указания о имеющейся ответственности за их совершение прямо не относятся к лицам, дела меж которыми регулирует данная конституционная норма (гражданину, обладающему главным правом либо свободой, и к государству, обеспечивающему действительность конституционных правомочий). Они формулируются в качестве юридической гарантии того, что «третьи» лица не будут совершать деяния, нарушающие конституционные права и свободы людей.

   2.2. Классификация конституционно-правовых норм

  Классификация конституционно-правовых норм имеет  значение для выявления специфических  свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности  их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

  1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие государственное устройство ПМР; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции. 
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции ПМР: «Каждый имеет право на возмещение государством ,местным самоуправлением вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти ,местного самоуправления или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ст. 46 Конституции ПМР: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).26

  Особенность специализированных норм состоит в  том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они  имеют дополнительный характер, который  выражается в том, что при регулировании  общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным  нормам, образуя в сочетании с  ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о  нормах»): оперативные и коллизионные нормы. 
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ст.1 Конституции ПМР: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»).27 Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 16 Конституции ПМР: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).28 
3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например,ст. 51 Конституции ПМР : «Каждый обязан оберегать культурное и духовное наследие народа ПМР»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их

  4. По степени определенности  предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения

  5. По роли в механизме  правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность. 
6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции ПМР как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

  7. По территории  действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории ПМР, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (муниципальное образование). 
В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем. 
 

    Глава 3.Конституционно - правовые институты: понятия, виды

  Нормы конституционного права объединяются в конституционно - правовые институты. Конституционно - правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений 29Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

            Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного  самоуправления и т.д. Конституционно - правовые институты существенно  отличаются по объему регулируемых  отношений, по числу норм и  их юридической силе. Среди конституционно - правовых институтов выделяют  комплексные (генеральные) институты,  которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно - правовых норм, регулирующих народное  представительство, права и свободы  человека и гражданина и др.

         Первый из них включает институты  народного представительства на  общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в  основных частях государства,  народного представительства в  муниципальных образованиях. Второй  включает институты гражданских,  политический, социальных, экономических  и культурных прав. Нередко в  конституциях указывается, какими  актами регулируется тот или  иной институт.

            Понятие правового института  не может быть очень четким, поскольку границы между институтами  условны и весьма подвижны, одна  и та же норма может рассматриваться  как часть двух о более правовых институтов30

  Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и  основан на объективно существующей внутренней структуре права 

  Установление  принадлежности нормы к тому или  иному правовому институту является необходимым, так как не каждая отдельная  норма проявляет свойства, присущее институту в целом, а их необходимо учитывать, чтобы правильно уяснить  механизм ее реализации.

  Важное  место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса  личности. Он отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение  человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

  Система взаимоотношений государства и  личности включает в себя следующие  элементы:

  • правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства;
  • юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации ее правоспособности. Это такие принципы, как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантировать, приоритет общих принципов и норм международного права и договоров;
  • основные права и свободы, обязанности, то есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу, как субъекту права, независимо от реализации им своим правоспособности, составляют неотъемлемое ее свойство. Причем к таким правам, свободам и обязанностям относится не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей прав. Они составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупность норм всех без исключения отраслей права Российской Федерации.

  Нормы, закрепляющие основы правового статуса  личности, тесно связаны с другими  конституционно - правовыми институтами, причем эта связь взаимна.

  Формирование, принципы деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления основываются на основных началах статуса  человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации. Разумеется, совокупности конституционно - правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно - правовыми институтами, имеют в различных странах существенные различия. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт уполномоченного по правам человека имеется далеко не во всех странах.

Информация о работе Конституционно-правовые нормы и институты