Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:40, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и раскрытие сущности такого юридического понятия, как источник права.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыта сущность понятия источника права;
2) определены признаки, характеризующие источники права;
3) рассмотрены и проанализированы основные виды источников права.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие и признаки источников права.
2.1. Понятие источника права.
2.2. Признаки источников права.
3. Виды источников права.
3.1. Нормативно-правовой акт.
3.1.1. Закон.
3.1.2. Подзаконный нормативный акт.
3.2. Судебный прецедент.
3.3. Нормативный договор.
3.4. Правовой обычай.
3.5. Религиозный текст.
3.6. Правовая доктрина.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

Реферат Источники права.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

    Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или народом, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Наибольшей  юридической силой среди законов  обладает Конституция. В ней закрепляются основы конституционного строя, определяется организация различных ветвей государственной власти, содержание основных прав и обязанностей граждан, принципы государственных отношений. Конституция государства является основой для всех остальных нормативных правовых актов, своего рода первоисточником, а все другие акты должны соответствовать ей.

    Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они имею наиболее тесную связь с Конституцией страны, поскольку количество и тематика конституционных законов определены в Основном Законе. Данный вид законов характерен, к примеру, для РФ (федеральные конституционные законы).

    Промежуточное положение между Конституцией и  обычными законами занимают также органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм. Но органические законы, в отличии от конституционных, могут быть приняты по любому вопросу. Органические законы характерны, к примеру, для Италии.

    Следующими  по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

    Помимо  этого в федеративных государствах субъекты федерации имеют право  на издание своих законов - законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

    По  форме объединения нормативного материала обычные законы могут  быть кодификационные (кодексы) или  текущие (тематические).

    По  времени действия законы делятся  на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок), постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера). 

    3.1.2. Подзаконный нормативный акт.

    Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

    Основными признаками этого понятия являются:

  1. основываются на положениях законов и не должны им противоречить;
  2. данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;
  3. они быстрее и более оперативно реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности;
  4. нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, не может принять норму видового значения в отсутствии нормы родового значения;
  5. подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну большую группу.

    Основной  классификацией подзаконных актов  является принадлежность органам, их издающим. Подзаконные нормативные правовые акты издают главным образом глава государства, органы исполнительной власти, местные органы самоуправления и организации. 

    3.2. Судебный прецедент.

    Ранее отмечалось, что судебный прецедент  как источник права возник в Англии в начале 2-го тыс. н.э. Сейчас в качестве основного источника права он используется в странах англо-саксонской правовой системы, население которых составляет ни много, ни мало 1/3 часть населения всей планеты.

    Под судебным прецедентом понимается однажды  сформулированное судебное решение, которое  используется как обязательный образец для решения всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами.

    Судебный  прецедент является одним из источников права в таких странах как  Англия, США, Канада, Австралия и  др. В этих странах публикуются  отчеты, в которых содержится информация о прецедентах. Они могут публиковаться частными лицами, общественными организациями, коммерческими фирмами. Отчеты не имеют строго формализованной структуры. Составители отчетов, как правило, формируют их по своему усмотрению.

    Общей особенностью прецедентов является трудность при формулировании правовых норм. Очень сложным в целом ряде случаев бывает сформулировать само правило поведения, выделить модель поведения субъектов права в тех или иных общественных отношениях.

    Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. 

    3.3. Нормативный договор.

    Нормативный договор - это соглашение двух и более субъектов права, регулирующее между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей.

    Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.

    Другой  отличительной особенностью этого источника права является то, что он направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые либо дополняют и развивают действующие нормы права, либо вводят новые правила, которые не могут противоречить действующим законам (за исключением международных договоров) и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем. Положения договоров распространяются только на круг адресатов, определенных в договоре. Юридическую силу нормативному договору придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, их юридическая сила, круг субъектов, имеющих право на их заключение, исполнения и взаимной ответственности за их выполнение.

    К примеру, в Конституции РФ определены виды внутригосударственных договоров:

  1. Федеративный договор от 31 марта 1992 года;
  2. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации;
  3. Договоры между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края или области и органами государственной власти края или области;
  4. Договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

    Существует  еще один вид нормативного договора - это международный договор. Данный источник права призван утвердить признание естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина, государственно-правовые гарантии его защиты.  

    3.4. Правовой обычай.

    Исторически это самый первый и наиболее древний  источник права, но, несмотря ни на что, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных государствах, в частности, в странах мусульманской правовой семьи. Так, если в Коране или иджме отсутствует норма, регулирующая определенное общественное отношение, то применяется правовой обычай.

    Необходимо  отметить, что правовой обычай в  отличии от других источников права  характеризуется тем, что его  автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.

    Итак, под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведение, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты.

    Следует отметить, что на основе правового  обычая могут быть сформулированы нормы права. 

    3.5. Религиозный текст.

    Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных  норм (канонов), которым государство  придает общеобязательную силу. Такое  закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы, а также в индусской правовой системе, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право). 

    3.6. Правовая доктрина.

    Правовая  доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его  принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).

    В России в юридической практике широко используются научные комментарии  к различным кодексам, но они применяются  как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Заключение. 

    Подводя итоги изложенному, можно следующим  образом определить сущность понятия источник права в юриспруденции.

    Источники права — это исходящие от государства  или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления  норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

    Источники права, следовательно, представляют собой единственное место «пребывания» юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их черпаем, что и оправдывает использование здесь термина «источник».

    Источникам  права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

    Официальный характер источникам права придается  путем:

    правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т. е. прямо исходят от государства; -

    санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

    К общепризнанным, сложившимся источникам права относятся правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, а так же религиозные тексты и правовые доктрины.

    Итак, считаю, что цель данной контрольной  работы, а именно рассмотрение и  раскрытие понятия источника права, была достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список использованной литературы:
 
  1. Алексеев  С.С. Государство и право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.
  2. Головитикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права - М.: Эксмо, 2006г.
  3. Общая  теория  права  и  государства: Учебник/ Под  ред. В.В.Лазарева. -М.: Юристъ,1996г.
  4. Основы государства и права: учеб. пособие. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005г.
  5. Теория государства и права /Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. - М.: Деловая книга, 2002г.

Информация о работе Источники права