Исполнение уголовных наказаний и исправление осужденных как функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 23:31, реферат

Описание

В современных условиях борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.
В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний. Проблемы исправления осужденных.
2. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных на различных этапах развития российского государства, проблемы ее развития и совершенствования.
2. 1. Период 70-х - начала 90-х гг.
2. 2. Период 90-х - 2000 гг.
2. 3. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных.
Заключение
Список использованной литературы (библиография).

Работа состоит из  1 файл

uh.docx

— 67.88 Кб (Скачать документ)

       Широкий спектр причин такого положения дел  не позволяет качественно улучшить исполнение (отбывание) наказаний без последовательной, целенаправленной работы. С учетом сферы (направления) деятельности по исполнению наказаний проблемы УИС следует разграничить на: проблемы исполнения наказаний (проблемы УИС, персонала исправительных учреждений, уголовно-исполнительной политики в целом), и на проблемы отбывания наказаний (проблемы достижимости целей наказания, эффективного воздействия на осужденных, нравственно-педагогических основ исправления). 
 

       Проблемы  исполнения наказаний

       К их числу, на наш взгляд, следует  отнести: политико-правовые, материально-технические, организационно-кадровые и социально-бытовые.

       Политико-правовое направление совершенствования  деятельности уголовно-исполнительной системы, по существу, носит управленческий характер. В рамках этого направления решаются вопросы стратегии  исполнения наказаний, концептуальные основы уголовно-исполнительной деятельности.

       На  сегодняшнем этапе развития Российского  государства необходимо сформировать и законодательно оформить основные положения пенитенциарной доктрины, которая бы предусматривала цели и ориентиры деятельности по применению государственного принуждения к лицам, осужденным судами РФ. Доктрина эта должна содержать и концепцию исправления осужденных сегодняшнего времени, определять систему принципов и четко сформулированных результатов исправления.

       Безусловно, вывод о низком качестве работы сотрудников  УИС с учетом тех материальных затруднений, которые эта система испытывает, является необоснованным. Исходя из современных реалий и ближайших перспектив эта доктрина должна содержать стратегические цели правоприменительной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний.

       Аспект  совершенствования уголовно-исполнительной политики должен проявляться, с одной  стороны, в ликвидации правовых пробелов и устранении коллизий и конкуренции норм уголовно-исполнительной права, регламентации всех сторон деятельности по исполнению наказаний, созданию реальных правовых гарантий для персонала исправительных учреждений и их семей. С другой стороны, направленность уголовно-исполнительной политики должна определяться не только условиями материально-ресурсных факторов, но и с учетом также правовых и политических тенденций деятельности мирового сообщества в сфере исполнения уголовных наказаний.

       Признавая себя частью мирового сообщества и  имея определенные обязательства перед  международными организациями, перед  Россией стоит нелегкая задача реформирования уголовно-исполнительной системы и  приведения функции исполнения уголовных  наказаний к международно-правовым стандартам в условиях недостаточного финансирования, взаимозадолжностей и финансово-организационной дестабилизации.

       Основа  постоянной результативной работы - надлежащий уровень развития материальной базы. В связи с этим представляется важным отметить, что 70% случаев недостижимости поставленных законодателем задач и целей происходит из-за отсутствия необходимых материальных средств.

       Сегодняшние материальные условия в которых  содержатся осужденные и подследственные, нуждаются в обновлении и реконструкции. Проблемы основных и дополнительных бюджетных ассигнований, отсутствие средств в амортизационных фондах и иные многочисленные затруднения не позволяют работать УИС на требуемом уровне. Проблема материального обеспечения касается всего государства, при этом особенно непосредственно она проявляется при исследовании качества тех материально-технических условий, в которых сегодня работает персонал исправительных учреждений.

       Организационно-кадровые проблемы затрагивают функционирование всех звеньев системы исполнения наказаний. Недостаток квалифицированных кадров, их «текучесть» и непрофессионализм влияет на повышение случаев нарушения законности, противоправного поведения. Представляется необходимым введение обязательной государственной программы по подготовке и переквалификации сотрудников ИУ, рациональному кадровому построению и обеспечению.

       В качестве одного из средств выполнения этой задачи следует рассматривать  совершенствование деятельности специализированных учебных заведений и научно-методических центров.

       С учетом того, что внутренние войска теперь не осуществляют функцию охраны исправительных учреждений, необходимо положительно решить вопрос с кадровым обеспечением в этой области.

       Проблема  социального обеспечения персонала  ИТУ также характерна для государственных служащих вообще. Нуждается в реформировании правовой институт социального обеспечения (трудового и пенсионного) и социальных гарантий работников УИС. Безусловно, проблемы трудовых отношений влияют  и на качество выполняемой работы, и на состояние законности в деятельности персонала. Так, например, можно ввести систему медицинского и социального страхования специально для сотрудников ИТУ, ввести систему соответствующих компенсаций и дотаций на трудовых коэффициентах и т.д.

       Проблемы отбывания наказаний

       К числу этих проблем следует отнести  материально-технические, экономические  проблемы, проблемы правового и морального стимулирования, проблемы пенитенциарной этики и педагогики.

       Вопрос  о материально-техническом обеспечении  особенно актуален в связи с ратификацией международных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы минимальных правил обращения с осужденными и предоставления им элементарных общечеловеческих благ.

       Перед Россией стоит непростая задача - реконструировать помещения и сооружения, предназначенные для отбывания наказания в виде лишения свободы. Материальная база УИС давно требует выполнения капитальных работ. Срок эксплуатации ряда сооружений давно истек, а ремонтных и капитальных мероприятий не проводилось, по различным причинам. Это сводит на нет все усилия государственных органов и должностных лиц в сфере уголовно-исполнительной политики, кадрового и информационного обеспечения.

       Вопрос  материального снабжения особо  остро проявляется при исследований условий содержания под стражей подследственных (подозреваемых и обвиняемых). Не гарантируется и не исполняется элементарные минимальные требования к санитарно-бытовому обслуживанию и условиям содержания лиц указанных высшей категорией. Из всех проблем отбывания наказания в виде лишения свободы проблема материального обеспечения наиболее насущна, она касается не только отбывания, но и исполнения наказаний, то есть реализации всей уголовно-исполнительной функции в целом.

       Вопросы экономического значения привлечения  к труду осужденных, использования результатов этого труда  и обеспечения реализации продукции, произведенной заключенными, тесно связаны с проблемой материального обеспечения. Более 25% осужденных не задействовано, в настоящее время, в процессе труда, при этом более 40% всей производимой продукции не имеет рынка сбыта. Неконкурентноспособность этой продукции свидетельствует о нерентабельности  пенитенциарного производства в целом. А это, в свою очередь, говорит о недостаточном уровне развитости уголовно-исполнительной системы.

       Проблемы  материально-технического обеспечения  и проблемы экономического развития могут решаться за счет взаимозачетов. Этому примеру сейчас и следует  большинство субъектов экономических  отношений. Производя определенную продукцию, органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, решают проблемы материального снабжения, и, наоборот, материальное обеспечение процесса труда расширяет базу средств производства. На наш взгляд, решение этих блоков вопросов должно быть единым и основываться на интеграции двух систем самообеспечения (подсобного хозяйства).

       Проблемы  правового и морального стимулирования поведения осужденных вытекают из целей  уголовно-исполнительного законодательства и целей уголовного наказания. Определенное в главе 1 настоящей работы понимание исправления осужденных, его критериев, методов и средств, должно происходить с активизацией позитивного поведения осужденных. Необходимо учитывать и применять  теории бихевиористской направленности.

       Важной  задачей представляется решение  проблемы формирования позитивной юридической ответственности у лиц, осужденных к лишению свободы. Пенитенциарные система всего мира уже показали неэффективность достижения целей исправления посредством применения мер принуждения. Необходимость расширения комплекса мер убеждения, морально-правового стимулирования, в свое время осознавалось и решалось в нашем идеологическом прошлом. С утратой идеологических позиций, эта система утеряла свою прежнюю политическую значимость.

       Морально-правовое стимулирование и сочетание его с принуждением - важнейший психолого-педагогический фактор, влияющий на личностную динамику. Представляется, что достижение цели исправления невозможно посредством других способов и мер, предполагающих осознанное следование моральным и правовым предписаниям.

       С предыдущим блоком проблем стимулирования поведения осужденных тесно связаны  вопросы пенитенциарной этики и  педагогики. На наш взгляд принципиально  важно строить деятельность по исполнению (отбыванию) наказания на принципах  нравственного воспитания и перевоспитания. К сожалению, эта проблема сегодня касается не только системы учреждений и органов исполняющих уголовные наказания; масштабы ее тождественны масштабам всего общества.

       Любая система, специализирующаяся на реализации определенной функции решает стратегические и текущие проблемы, связанные с эффективностью своего функционирования. В связи с отмеченными переменами социального уклада и государственного строя, перед УИС особенно остро стоят трудности в указанных направлениях. Открытость системы исполнения наказаний предполагает ее взаимодействие с другими государственными органами, службами, общественными объединениями и международными организациями. Решение этих проблем, безусловно, может и должно носить интегративный характер. 
 
 

       Заключение

       Функция исполнения уголовных наказаний  и исправления осужденных всегда относилось к числу государственных. Общество делегировало полномочия по применению наказания к осужденным органам, учреждениям и лицам, специально организованным и осуществляющим свои обязанности на профессиональной основе.

       Как и всякая другая деятельность, деятельность по исполнению уголовных наказаний  должна опираться на теоретические  основы концепции понятия и сущности наказания, его целей и средств  достижения последних. В этой связи  уместно говорить о создании пенитенциарной доктрины.

       Представляется  важным правильное понимание процесса исправления, форм, средств и методов  перевоспитания осужденных, основанная на принципах  пенитенциарной этики  и педагогики. Постпенитенциарное воздействие должно строиться также на основе указанных приоритетных начал. Интеграция России в мировое сообщество создает объективные предпосылки таких изменений и политических реформ.

       На  протяжении развития Российского государства  уголовно-исполнительная система претерпевала различные, в том числе коренные  преобразования. Исторический экскурс помог выявить совокупность тех изменений, которые отразились на исполнении (отбывании) наказаний, формах и методов этой деятельности.

       Как любая открытая искусственно детерминированная система, уголовно-исполнительная система имеет множество проблем, от решения которых зависит успех и эффективность ее функционирования.

       Общественность  и государственные институты  должны принимать самое непосредственное участие в процессе исправления, реабилитации и ресоциализации тех лиц,  которые в силу различных обстоятельств нарушили требования закона.          

        

       Список  использованной литературы (библиография):

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  5. Ведомости Верховного Суда (ВВС) РСФСР. 1961. № 37.
  6. ВВС РСФСР. 1963. № 26.
  7. ВВС СССР. 1968. № 23.
  8. ВВС СССР. 1969. № 29.
  9. ВВС РСФСР. 1970. № 51.
  10. Байдаков Г.П. Цель уголовного наказания // Проблемы совершенствования функционирования органов и учреждений, исполняющих наказания. М., 1993.
  11. Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? // Государство и право. 1997. № 11.
  12. Жижиленко А.А. Очерки об общем учении о наказании.
  13. Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М., 1978.
  14. Кузьмин С.И., Исаков В. Карательная политика должна быть стабильной // Преступление и наказание. 1998. № 8.
  15. Михлин А.С., Шмаров И.В. Актуальность разработки нового уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе // Проблема уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. М., 1991.
  16. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
  17. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). - М. - Тюмень: Академия МВД РФ. Высшая школа МВД РФ, 1994.
  18. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве.
  19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  20. Петрухин И. Новый уголовный кодекс: проблемы наказания // Уголовное право. 1999. № 3.
  21. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право Российской Федерации. - М., Юристъ, 1995.
  22. Самбуров Э.А. Взаимосвязь категории диалектики. М., 1987.
  23. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблема общей части. - М.: юрид. лит., 1984.
  24. Теория государства и права. Курс лекций / Под. ред. М.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997.
  25. Уганов С.И. К вопросу о целях наказания //  Реализация положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний / Под ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов - М.: ВНИИ МВД России, 1995.
  26. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А.И. Зубкова: М.: ИНФРА .М. НОРМА, 1997.
  27. Усс А.Л. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993.
  28. Фетисов В.З. Соотношение кары и воспитания в исправлении и перевоспитании несовершеннолетних осужденных молодежного возраста.
  29. Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. - Рязань. 1992.
  30. Шамис А.В. Место и роль воспитательной функции наказания в уголовно-исполнительном законодательстве // Правовое и методическое обеспечение исполнения уголовных наказаний / Под ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов. - М.: ВНИИ МВД России.
  31. Шамис А.В. Исправительное воздействие на осужденных - социальная функция ИТУ // Преступление и наказание. 1994. № 12.
  32. Юридический энциклопедический словарь.

Информация о работе Исполнение уголовных наказаний и исправление осужденных как функция государства