Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный надзор за страховой деятельностью………….........5
1.1. Понятие и принципы осуществления государственного страхового надзора......................................................................................................................5
1.2. Правовой статус и функции органа страхового надзора…………………..8
1.3. Роль и значение государственного страхового надзора…………………11
Глава 2. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков…………………………………………………………………….14
2.1. Лицензирование страховой деятельности…………………………………14
2.2. Текущий контроль за страховой деятельностью………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля.docx

— 53.00 Кб (Скачать документ)

       На стадии  текущего контроля также принимаются  решения о мерах воздействия  к страховщикам, не соответствующим  каким-либо требованиям. Здесь  проводятся мероприятия по санации  страховщиков, попавших в затруднительное  положение, или, в крайнем случае, по их ликвидации. Основной задачей этой стадии является в минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности страховщиков, попавших в сложное финансовое положение. При этом органы государственного страхового надзора могут давать указания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению коррективов в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.17

       Так,  в частности, исполнительный орган  страхового надзора имеет право  при выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства о  страховании налагать на такие  организации следующие санкции:

       - дача предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.

      Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

       Предписания выдаются федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требовании законодательства страховании.

       В том случае, если предписание не выполняется в установленный срок, органы по надзору за страховой деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.

       Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

       Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.

       Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств.18

       Решения  об ограничении, приостановлении  или отзыве лицензии, а также  о возобновлении действия лицензии  сообщаются страховщику и соответствующему  налоговому органу в письменной  форме, а также публикуются  в печати.

       Орган  страхового надзора имеет право  обращаться в арбитражный суд  с иском о ликвидации страховщиков. Кроме непосредственно страховщиков  органы страхового надзора следят  также за деятельностью других  лиц, не допуская проведения  ими страховых операций без  получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов  Министерство финансов РФ имеет  право обращаться в арбитражный  суд с исками о ликвидации  таких организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Страхование является самостоятельным  звеном финансовой системы Российской Федерации, и представляет собой  совокупность экономических отношений  по формированию страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального  ущерба, причиненного физическим и  юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями.

В связи с переходом  к рыночной экономике страхование  перестало быть государственной  монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:

во-первых, важная роль страхования, как института финансовой системы государства;

во-вторых, защита интересов страхователей.

Для выполнения задач и  функций, поставленных перед органом  страхового надзора, его осуществление  должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования  в целом.

Таким образом, государственный  страховой надзор является неотъемлемым элементом жизни государства, и  он должен быть урегулирован на должном  уровне.

         В данной курсовой работе была  достигнута поставленная цель  и реализованы все задачи.

 

 

 

Список литературы.

Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. От 26.01.1996 №  14 – ФЗ;
  2. Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 13.12.1997 № 157 – ФЗ;
  3. Конституция РФ от 12.12.1993;
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» от 30 июня 2004 №330;
  5. Приказ Минфина РФ от 21.02.1997 N 17 «Об особенностях публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями»;
  6. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314;
  7. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9.02.2009 № 8 – ФЗ;
  8. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 №184 – ФЗ;

Учебная литература:

  1. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А. Б. Барихин. – М.: Книжный мир, 2005 – 720 с.;

10) Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах / М. И. Баскаков. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 – 576 с.;

11) Гвозденко А. А. Страхование / А. А. Гвозденко. – М.: Проспект, 2008 – 464 с.;

12) Годин А. М. Страхование / А. М. Годин, С. В. Фрумина. – М.: «Дашков и К», 2009 – 480 с.;

13) Смирнова М.Б. Страховое право. - М., 2007 – 225с.

14) Сплетухов Ю. А. Страхование /  Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. – М.: ИНФРА-М, 2009 – 312 с.

15) Химичева Н.И. Финансовое право. М., 2002 – 422 с.

16) Чиркин В. Е. Государствоведение. – М.: Юристъ, 1999 – 400 с;

Периодическая печать:

      17) Интервью с А.П. Коваль, руководителем Федеральной  службы                                                   страхового надзора // Законодательство. 2009. №1. – с. 4 -5;

Материалы практики:

      18) Обзор  контрольной деятельности ФССН  в 2009 году // Официальный   Интернет-сайт Федеральной службы страхового надзора // www.fssn.ru;

      19) Статистические  данные о деятельности страховщиков  за 2010 год  // Официальный   Интернет-сайт Федеральной службы страхового надзора // www.fssn.ru.

1 Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах / М. И. Баскаков. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 – с. 176.

2 Гвозденко А. А. Страхование / А. А. Гвозденко. – М.: Проспект, 2008 – с. 127.

3 Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. – с. 177.

4 Смирнова М.Б. Страховое право. - М., 2007 – с. 138.

5 Смирнова М.Б. Страховое право. – с. 138.

6 Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 13.12.1997 № 157 – ФЗ.

7 Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 13.12.1997 № 157 – ФЗ.

8 Гвозденко А. А. Страхование. – с. 130.

9 Годин А. М. Страхование / А. М. Годин, С. В. Фрумина. – М.: «Дашков и К», 2009 – с. 82.

10 Гвозденко А. А. Страхование. – с. 130.

 

11 Сплетухов Ю. А. Страхование /  Ю. А. Сплетухов, Е. Ф. Дюжиков. – М.: ИНФРА-М, 2009 – с. 67.

12 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 67.

13 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 68.

14 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 68.

15 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 69.

16 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 70.

17 Сплетухов Ю. А. Страхование. с. 70.

18 Гвозденко А. А. Страхование. – с. 135.

 

 

 


Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью