Федеральное собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 08:25, реферат

Описание

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента
Глава 2. Функции Федерального Собрания
Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

федсобра.docx

— 35.18 Кб (Скачать документ)

Законотворческая функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство – основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.

«Конституция  именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ»8.

Законотворческая  функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

  1. Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);
  2. Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой;
  3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;
  4. Подписание закона Президентом РФ и его обнародование.

Также существуют дополнительные этапы, применяемые  при возникновении разногласий:

  1. Рассмотрение закона в согласительной комиссии;
  2. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;
  3. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ;
  4. Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ. Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления.

Согласно  статье 15 Конституции РФ, законы и  иные правовые акты, принимаемые в  Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия).9

К контрольным  полномочиям Совета Федерации может быть отнесено:

  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К контрольным  полномочиям Государственной Думы могут быть отнесены:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

 

Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания

 

В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.

Работа  палат Федерального Собрания строится на следующих принципах, закрепленных в Главе 5 Конституции РФ и в Регламентах палат Федерального Собрания:

    • законность деятельности парламента;
    • постоянная деятельность палат;
    • раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции РФ);
    • открытость работы палат;
    • коллегиальность работы палат.

Информация о работе Федеральное собрание