Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение категории «юридическое лицо».
Задачами работы являются рассмотрение понятия «юридического лица», значение
этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов

Содержание

Введение……………………………………………….……………… 3
1. Понятие юридических лиц………………………………… …..5
1.1 Институт юридического лица…………………………. .….. 5
1.2 Признаки юридического лица…………………………. .......10
2. Виды юридических лиц……………………………………..….15
2.1 Классификация юридических лиц…………………….. ……15
2.2 Хозяйственные товарищества и общества…………… ………17
2.3. Производственные кооперативы……………………... ………28
2.4. Государственные и муниципальные предприятия….. ……….29
Заключение …………………………………………………….……… 33
Список литературы ……………………..……………………………. 35

Работа состоит из  1 файл

Виды юридических лиц.docx

— 79.64 Кб (Скачать документ)

обществом с дополнительной ответственностью1.

Специфика общества с дополнительной ответственностью состоит в  особом

характере  имущественной ответственности участников  по  его долгам.  Во-

первых, эта ответственность  является субсидиарной, а  значит,  требования  к

участникам  могут  быть  предъявлены  лишь  при  недостаточности   имущества

общества  для  расчетов  с  кредиторами.  Во-вторых,  ответственность  носит

солидарный характер, следовательно, кредиторы вправе в полном объеме  или  в

любой части предъявить требования к любому из участников, который  обязан  их

удовлетворить. В-третьих, участники  несут одинаковую  ответственность,  т.е.

в равной мере кратную размерам их вкладов в уставный капитал (п.  1  ст.  95

ГК). В-четвертых, общий объем ответственности всех  участников  определяется

учредительными документами  как величина, кратная (двух-,  трехкратная и т.

п.) размеру уставного  капитала.

 

 

 

Акционерное общество

Коммерческая организация, образованная одним или  несколькими  лицами,

не отвечающими по ее обязательствам, с уставным  капиталом,  разделенным на

доли,  права  на  которые  удостоверяются  ценными   бумагами   —   акциями,

называется акционерным  обществом.

Основное отличие  акционерного  общества  от  других  юридических  лиц

заключается в способе  закрепления прав участника по  отношению  к  обществу:

путем  удостоверения  их  акциями1.  Это,  в свою  очередь,   обусловливает

специфику осуществления  прав по акции и их передачи.

Устав  признается  единственным  учредительным  документом   АО,   чем

подчеркивается формальный характер личного участия в обществе (п. 3  ст.  98

ГК), и утверждается на собрании учредителей. Вместе с тем ГК  говорит и о

заключении учредительного договора, регулирующего  отношения  учредителей  в

процессе создания АО (п. 1 ст. 98 ГК). Такой договор служит  вспомогательным

средством, облегчающим  создание  АО,  как  правило,  не  представляется  на

регистрацию и впоследствии может  быть  расторгнут  без  ущерба  для  самого

общества2.

Уставный  капитал  АО  равен   номинальной   стоимости   приобретенных

акционерами акций — обыкновенных и привилегированных (ст. 99  ГК).  Внесение

вклада в уставный  капитал  общества  означает  в  то  же  время  совершение

договора купли-продажи  акции.  Продавцом  в  этом  договоре  выступает  само

общество, которое не вправе отказаться  от  его  заключения  с  учредителем.

Одной  из  особенностей  договора  купли-продажи  акций  является  то,   что

просрочка оплаты акции сверх  сроков, определенных уставом АО или  решением  о

размещении  дополнительных  акций,  автоматически приводит  к   расторжению

договора. Причем общество не  вправе  простить  покупателю  такую  просрочку

оплаты, поскольку соответствующая  норма  ч.  2  п.  4  ст.  34  Закона  «Об

акционерных обществах»3 носит императивный характер.

 

 

 

Увеличение уставного  капитала АО производится  либо  путем  увеличения

номинальной стоимости существующих акций, либо  путем  размещения  (выпуска)

дополнительных акций. В  последнем случае процедура размещения акций  зависит

от  типа  акционерного  общества.  Закрытое  акционерное  общество   обязано

распределять все акции  новых выпусков между конкретными  заранее известными

лицами.  Открытое  акционерное  общество   вправе   предлагать   акции   для

приобретения неограниченному  кругу лиц, т.  е.  проводить  на  них  открытую

подписку (пп. 1 и 2 ст. 97 ГК).

Способами формирования уставного  капитала  не  исчерпываются  различия

открытых и закрытых акционерных  обществ. Число участников  закрытого  АО  не

может  превышать  пятидесяти,   а   в   случае   его   превышения   общество

преобразуется в открытое  АО  либо  ликвидируется.  Акционеры  закрытого  АО

имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими  акционерами  акций

(аналогично передаче  долей  в  обществе  с   ограниченной  ответственностью).

Отмеченные различия открытых и закрытых АО все же не приводят к  расщеплению

акционерных обществ на две  самостоятельные  организационно-правовые  формы1,

ибо укладываются  в  рамки  единого  понятия  АО  и  не  противоречат  общим

принципам акционерной формы  предприятия.

К  органам  управления  акционерным  обществом  закон  относит   общее

собрание  акционеров,  а  также  совет  директоров  (наблюдательный  совет),

который  обязательно создается,  если  в обществе  более 50   участников.

Органами АО как юридического лица, т. е. исполнительными органами,  являются

единоличный и (или) коллегиальный  орган (правление, дирекция и  т.  п.).  Их

компетенция, процедура формирования и порядок работы  определяются  ст.  103

ГК, ст. 47—71 Закона «Об акционерных  обществах» и уставом  АО.  Кроме  того,

управление обществом  может  быть  по  договору  возложено  и  на  сторонних

управляющих — юридических  или физических лиц.

Значительными особенностями  отличается  правовое  положение  открытых

акционерных обществ, создаваемых  в процессе приватизации  государственных  и

муниципальных    предприятий.    Эти     АО     регулируются     специальным

законодательством о приватизации, тогда как нормы  Федерального  закона  «Об

акционерных обществах» применяется  к ним лишь субсидиарно1.

 

 

Дочерние и зависимые  общества. Аффилированные лица

 

Упоминаемые в ст. 105 и 106 ГК, а также ст. 6 Закона  «Об акционерных

обществах»  дочерние  и  зависимые  хозяйственные   общества   не   являются

самостоятельными  организационно-правовыми  формами  юридических   лиц.   Их

выделение преследует цель защитить интересы кредиторов и участников  обществ

(акционерных и с ограниченной ответственностью),  оказавшихся под влиянием

других предпринимательских  организаций.

Общество или товарищество (именуемое основным), повлиявшее на  решения

другого общества (дочернего) в силу преобладающего участия  в  его  уставном

капитале,  в соответствии  с договором или по  иным   основаниям   несет

солидарную с дочерним обществом ответственность по  сделкам,  совершенным  в

результате такого влияния. Акционеры дочернего общества  вправе  требовать

возмещения   причиненных    основным    обществом    убытков.    В    случае

несостоятельности   дочернего   общества   по   вине   основного   последнее

субсидиарно отвечает по его долгам.

Зависимые  общества  выделяются   по   чисто   формальному   критерию:

принадлежности более 20% их уставного капитала (а в акционерных  обществах  —

более   20%    голосующих    акций)    другому    хозяйственному    обществу

(преобладающему).

Аффилированные общества и товарищества  (а точнее  — аффилированные

лица, поскольку таковыми могут быть и граждане)  также  не  являются  особой

организационно-правовой формой юридических лиц.

Основной обязанностью  преобладающих  и  аффилированных  лиц является

предоставление (в том  числе  —  опубликование)  соответствующей  информации

компетентным государственным  органам и (или) зависимым от них  организациям.

 

2.3. Производственные кооперативы

Производственный  кооператив  (артель)  —  это  объединение  лиц   для

совместного ведения предпринимательской  деятельности на началах  их  личного

трудового и иного участия, первоначальное  имущество  которого  складывается

из паевых взносов членов объединения.

В производственном кооперативе, как и в  хозяйственных  товариществах,

решающее  значение  имеет  личное  участие   его   членов   в   деятельности

организации.

В фирменном наименовании  вместо  слов  «производственный  кооператив»

можно  использовать  слово  «артель»,  поскольку  законодатель  считает   их

синонимами1.

Участниками производственного  кооператива являются, по общему правилу,

граждане. Причем, в отличие  от полных товарищей, им абсолютно  не  требуется

статуса  индивидуального  предпринимателя.  Наряду  с  ними  участвовать   в

кооперативе  могут и юридические лица,  если  это   допускается   уставом

кооператива. Число членов кооператива не может быть менее  пяти.

Имущество кооператива первоначально  складывается из паевых взносов его

членов,  которые  не  идентичны  долям  в  уставном  капитале  хозяйственных

обществ и  товариществ.  Права  члена  в  отношении  кооператива  отнюдь  не

обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый  член

кооператива имеет один голос  на общем собрании участников (п. 4 ст. 110  ГК,

ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона «О производственных  кооперативах»)1.  Распределение

прибыли  и  ликвидационного  остатка  между   членами   кооператива   обычно

производится в соответствии с их трудовым участием (п. 4 ст. 109  ГК,  п.  1

ст. 12 Закона  «О  производственных  кооперативах»).  В  случае  образования

неделимого фонда пай  и вовсе  перестает  соответствовать  доле  в  имуществе

кооператива. При выходе из кооператива его член имеет  право лишь на  выплату

ему пая, но никак не на выплату  доли во всем имуществе.

Члены кооператива  несут  субсидиарную  ответственность  по  всем  его

обязательствам в порядке  и  размерах,  установленных  уставом  и  законом  о

производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов  состоит из общего  собрания  его  членов

(высший орган), наблюдательного  совета (образование которого, в   отличие  от

АО,  не  обязательно)  и   исполнительных   органов:   правления   и   (или)

председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для  кооперативов  является  принцип

комплектования  его  органов  только   из   числа   членов,   что   чересчур

категорично.

 

2.4. Государственные и  муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные  предприятия как  особая  разновидность

коммерческих  организаций.  Специфика  этих  субъектов  гражданского   права

состоит в том, что их имущество  находится соответственно  в  государственной

или муниципальной собственности  и принадлежит такому  предприятию  на  праве

хозяйственного ведения  или  оперативного  управления  (п.  1  ст.  113  ГК).

Поэтому  они  являются  единственным  видом  коммерческих  юридических  лиц,

которые имеют не  право  собственности  на  принадлежащее  им  имущество,  а

вторичное  вещное  право.  Государственные   и   муниципальные   предприятия

являются унитарными, а  их имущество неделимо и не  может  быть  распределено

по вкладам.  Таким  образом,  государственным  (муниципальным)  предприятием

называется юридическое  лицо, учрежденное государством либо органом  местного

самоуправления  в  предпринимательских  целях  или  в  целях  выпуска  особо

значимых  товаров  (производства  работ  или  оказания   услуг),   имущество

которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами  государственных и муниципальных  предприятий

являются  решение  собственника,  как  правило,  его  представителя  в  лице

соответствующего органа Министерства имущественных отношений  и устав.

Имущество  государственного   унитарного   предприятия   находится   в

федеральной собственности, является неделимым и не может  быть  распределено

по вкладам (долям, паям), в  том  числе  между  работниками  предприятия.  В

состав имущества  предприятия  не  может  включаться  имущество  иной  формы

собственности.

Природа  государственных  и  муниципальных  предприятий  находит  свое

выражение в их фирменном  наименовании,  которое  должно  содержать  указание

собственника их имущества. Другие средства индивидуализации  государственных

и муниципальных  предприятий  не  отличаются  от  аналогичных  средств  иных

коммерческих организаций.

В  отличие  от  других  предпринимательских  юридических  лиц,  органы

управления государственных  и муниципальных предприятий, как  правило,  носят

единоличный  характер.  Возглавляет  предприятие  руководитель  (генеральный

директор, директор), который  назначается на  должность  и  освобождается  от

должности собственником  либо  уполномоченным  собственником  органом  и  им

подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных  и муниципальных

предприятий определяется ГК, а также рядом  специальных  нормативных  актов,

принятых  по  поводу  отдельных   разновидностей   этих   юридических   лиц.

Различают:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое  предприятие  создается  по  решению   уполномоченного   на   то

государственного   органа   или   органа   местного   самоуправления    (для

муниципальных предприятии) и существует за счет  самостоятельно  извлеченной

прибыли. При этом собственник  имущества предприятия,  основанного  на  праве

хозяйственного ведения, не отвечает по  обязательствам  такого  предприятия,

за  исключением  случаев  субсидиарной  ответственности  по   обязательствам

обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер  имущественной  обособленности  рассматриваемого  предприятия

определяется содержанием  права хозяйственного ведения в  соответствии со  ст.

295  ГК.  Собственник   имущества  унитарного   предприятия   имеет   широкие

Информация о работе Виды юридических лиц