Вера и Знание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Вступление

Тема настоящего реферата столь же велика, как само познание. Вера, знание, истина присутствуют косвенно или явно не только во всех научных исследованиях, включая философские, но и в любом жизненном эпизоде, при выработке любого решения - везде, где есть хотя бы малейшие признаки сознания.
Сложность разделения этих понятий и их взаимопроникновение столь велико, что попытка определить каждое из них, моментально опровергается, дополняется и изменяется, вызывая споры, отражая современные достижения науки и

Работа состоит из  1 файл

вера и знание.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

      В этом случае мы говорим уже о массовой вере, которая часто становится основой  для так называемого "стадного инстинкта". В самом деле, множество  людей, стоящие не очень высоко на социальной лестнице, зависимы от многих, окружающих их людей (а зависимы друг от друга вообще все - вопрос, опять же, в мере зависимости), как в детстве от матери и близких. Им не выгодно не верить в то, во что верит большинство. Поэтому они даже не осмысливают чужих знаний, они принимают их заведомо как свои, а потом также легко от них отказываются, когда это перестает быть выгодным, что доказывает, что своими эти знания никогда не были. Сила средств массовой информации проявляется, в частности, в том, чтобы заставить поверить людей сегодня в одно, а завтра - в другое. Телевидение, дающее что-то безвозмедно, ассоциируется у человека с "молоком матери": даром, а потому верю, что это хорошо. При это качество того, что дается даром, не проверяется. К сожалению, этим часто пользуются политики, религиозные деятели и другие люди далеко не из благих соображений. Современные технологии по формированию общественного мнения и вовсе используют принцип разделения и смешивания (манипуляция и подмена) чужих и своих знаний, как основу для выработки отношения общества к тому или иному вопросу с той стороны, с которой это выгодно заказчику: они делают чужие для людей знания как бы своими.

 

Предмет веры

 

      Психокомплекс базовой веры всегда носит в себе противоречивость отношения к предмету веры. С одной стороны этот предмет либо вовсе не познаваем (кажется непознаваемым), либо лень (не интересно, нет желания) проверять подлинность своих представлений о нем, с другой стороны - человек всегда зависим от предмета веры, ему важно объяснить что-то с помощью этого предмета. Он объясняет (использует предмет), но не объясняет сам предмет. Интересно, что чем сильнее ощущение зависимости от предмета веры, тем сильнее сама вера - чувства, мысли, понятия, - в них и проявляется отношение человека к предмету веры.

      Познать мир во всех его проявлениях сложно. Эта сложность усиливает роль веры при формировании представлений о природе вещей, Вселенной, Боге, цели эволюции, материи, сознании и пр.. В самом деле, не существует единой системы представлений об этих вещах, и большинство людей, даже знакомых с философией, принимают на веру те или иные чужие знания, ту или иную концепцию и систему обоснований как свою.

      Предмет веры может быть настолько сложным, что еще долгое время не сможет в принципе стать предметом знания, как такового, поскольку люди не получат по его поводу неопровержимых доказательств. Напомню, что эта система доказательств только тогда сможет стать своей для каждого человека, когда каждый сможет самостоятельно и независимо от других доказать тот или иной постулат. Впрочем, нельзя забывать и об исторической необходимости в возникновении таких доказательств и принятии их каждым человеком. До появления такой необходимости понятия "Бог" или "большой взрыв", и пр. будут оставаться лишь предметом веры или недоверия.

      Предметом веры могут служить также те знания, что попадают к нам из внешнего мира как фон. Известно, что лишь малую часть информации из внешнего мира человек осмысливает, т.е. обращает на нее внимание, остальная - напрямую попадает в память, в подсознание. При воспоминании этой информации человек, не помня источника, иденцифицирует знание, как свое (присваивает), то есть так или иначе верит, что это было, или верит, что это было именно так. В результате появляются ситуации, характеризуемые как "слышал звон, а не знаешь, где он" или такие, как неосознанный плагиат. В этом случае предмет веры, как и понятие "Бог" -  неустойчив, неопределен. Вера - есть, а предмет - иллюзорен или ложен, хотя основан даже на каких-то фактах, но они так смешаны с другими или ложны, что установить точное соответствие между предметом веры и его подлинностью не представляется возможным или человек находится в заблуждении относительно природы своих знаний, имея в реальности дело с чужими. Здесь человек снова делает выбор в зависимости от своего опыта, общих знаний, мировоззрения. Он создает предмет веры, когда это необходимо.

      Предмет веры создается и тогда, когда  человек не может объяснить себе чего-либо ("ума не хватает", некогда, невозможно и пр.). Предмет веры всегда является для человека чужим знанием, пока не превратится в свое путем проверки, но тогда он перестанет быть и предметом веры. При этом, речь может идти даже о знаниях, которые получены непосредственно человеком из его личного опыта. Я говорю о том, что чужими для человека могут быть и собственные знания, как, например, в случаях, когда система проверки или доказательства недостаточна (а порой и ложна), но существует. Наличие веры в принципе говорит о том, что у человека есть знания, которые не проверены, не доказаны, а потому являются чужими, хотя и нужными для объяснения порой не связанных в реальности с предметом веры вещей.

Последствия веры.

 

     Последствия веры Бога, в человека, в возможности человека в мире) существенны для путей социализма и мирового единства. Без веры мы во власти рассудка, механизма, иррационального начала, разрушения.

     1. Сила, черпаемая в вере. Только вера приводит в движение силы, которые подчиняют себе животные инстинкты человека, лишают их власти и преобразуют в двигатели подымающейся человеческой сущности: инстинкты брутальной власти, стремящейся к господству (желание властвовать), воля к самоутверждению, лишенному подлинного содержания (жажда богатства и наслаждений, эротические импульсы, вырывающиеся на поверхность. как только это оказывается возможным).

     Первый  шаг к обузданию инстинктов совершает  внешняя власть посредством террора  и устрашения, затем — уже опосредствованная власть табу, и, наконец, происходит внутреннее преодоление инстинктов верой властвующего над собой человека, постигающего силою этой веры смысл своих поступков.

     История — это путь человека к свободе  под знаком веры. На основе веры люди создают законы, подчиняющие себе власть. формируется легитимность, без которой нет ничего надежного, становится самим собой человек, подчиняясь необходимым требованиям.

      2. Терпимость. Мировой порядок может быть осуществлен только при наличии терпимости. Нетерпимость означает насилие,

вытеснение, агрессию.

     Однако  терпимость   это не равнодушие. Равнодушие возникает скорее из высокомерной уверенности в обладании истиной и являет собой первую стадию нетерпимости в виде скрытого презрения — пусть думают что хотят, меня это не касается.

     Терпимость, напротив, открыта, терпимый человек осознает свою ограниченность, хочет объединиться с другими людьми во всем различии их мнений, не стремясь привести все представления

и идеи веры к  общему знаменателю.

      Быть  может, в каждом человеке и содержатся все возможности, но реализация их всегда ограничена. Прежде всего она ограничена конечностью человеческого существования. Кроме того, тем, что в самом возникновении явления всегда заключено многообразие исторических факторов, благодаря которым мы не только отличаемся друг от друга, но и обретаем нашу сущность и непреложность нашего существования. Человек как явление в мире совсем не должен принадлежать к одному и тому же типу, но многообразие людей не должно исключать их общий интерес. Ибо при всем различии нашего исторического происхождения корни наши уходят в общую почву. На этом основывается требование беспредельной коммуникации, которая в мире явлений есть путь к обнаружению истины.

  Поэтому беседа — единственный путь не только для решения важных вопросов нашей политической жизни, но и для любого аспекта нашего бытия. Однако лишь на основе веры это общение обретает импульс и содержание; на основе веры в человека и его возможности, веры в то единственное, что может объединить всех, вера в то, что мое личное становление связано со становлением других.

  Границу терпимости составляет только полная нетерпимосгь. Однако каждый человек, каким бы нетерпимым ни было его  поведение, должен быть способен к терпимости, потому что он человек.

  3. Одухотворенность деятельности. Все то, что становится реальным в области социализма и планирования или в области установления мирового порядка, все институты, предприятия, правила общения и типы поведения меняются в зависимости от того, какие люди их осуществляют. Мышление, вера, характер людей определяют это осуществление и его последствия.

  Все то, что рассудок намечает, ставит своей  целью, применяет в качестве средства, основывается в конечном счете, поскольку оно совершается и претерпевается людьми, на мотивах, далеких от рассудочной сферы: либо на влечениях и страстях, либо на импульсах веры и идеях. Поэтому стремление ограничить сознание рассудочностью опасно. Оно тем скорее подпадает под власть замаскированных элементарных сил.

  В критическом сознании вера ведет  к самоограничению конечных вещей: силы и власти, замыслов в области рассудка, науки, искусства 

Заключение.

 

      Завершить мое исследование понятий "веры" и "знания" я хочу словами одного из восточных мудрецов: "...Знание обитает в головах, наполненных  мыслями других людей, - мудрость в умах, внимательных к своим собственным..."

      Если  же в будущем сохранится вера, если она будет сообщаться и соединять людей, то несомненно одно: та вера, которая действительно придет, запланирована быть не может. Нам надлежит лишь быть готовыми принять ее, жить так, чтобы эта готовность росла. Мы не можем сделать целью наших стремлений наше собственное преобразование, оно должно быть подарено нам, если мы живем так, что способны принять этот дар. Поэтому нам представляется разумным хранить молчание о вере в будущее. 

Список  использованной литературы.

 
  1. "Мир  философии", М., Издательство "Политической  литературы", 1991
  2. "Философия в вопросах и ответах" под редакцией проф. Несмеянова Е.Е., "Гардарики", М., 2000
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., "Толковый словарь русского языка", Российская Академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова, Москва, 1999
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

Информация о работе Вера и Знание