Унитарное предприятие как юридическое лицо в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть правовое положение унитарных предприятий как юридического лица.
Задачи курсовой работы:
• Обозначить признаки унитарного предприятия как юридического лица;
• Выделить виды унитарных предприятий;
• Исследовать правосубъектность унитарного предприятия;
• Определить ответственность унитарных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки унитарного предприятия как юридического лица. Виды унитарных предприятий…………………………………………….6
Глава 2. Правосубъектность унитарного предприятия
2.1 Правоспособность и дееспособность унитарного предприятия………….18
2.2 Ответственность унитарного предприятия………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Унитарное предприятие.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)


7

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и признаки унитарного предприятия как юридического лица. Виды унитарных предприятий…………………………………………….6

Глава 2. Правосубъектность унитарного предприятия

2.1 Правоспособность и дееспособность унитарного предприятия………….18

2.2 Ответственность унитарного предприятия………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Унитарное предприятие на сегодняшний день является одной из наиболее популярных форм коммерческих организаций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. По различным причинам многие лица находят данную организационно-правовую форму весьма привлекательной: это наиболее выгодная форма для того, что начать свой бизнес; осуществление коммерческой деятельности единолично без участия других лиц; сохранение права собственности на переданное предприятию имущество и широкие полномочия по контролю и управлению за предприятием.

Вместе с тем, учитывая постоянный интерес к данной организационно-правовой форме, довольно непонятным выглядит несколько пренебрежительное и явно недостаточное внимание законодателя к ней. На сегодняшний день правовое регулирование деятельности предприятий в основном сводится к общим положениям, содержащимся в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК). В литературе неоднократно подчеркивалась необходимость более детальной регламентации и урегулирования соответствующих отношений. Нехватка нормативной правовой базы делает унитарное предприятие одной из самых сложных коммерческих организаций с точки зрения и науки, и практики.

28 декабря 2009г. Президентом Республики Беларусь был подписан Закон N 97-З "О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь" (далее – Закон о внесении изменений). В качестве основной цели Закона о внесении изменений выступает дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего вопросы правового положения, создания и деятельности в Республике Беларусь унитарных предприятий. Для достижения данной цели в новой редакции излагается § 4 "Унитарные предприятия" главы 4 раздела 1 ГК Республики Беларусь.

На определённом этапе законодателем предпринимались попытки разрешения данной проблемы. Так, 11.04.2007 Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь "Об унитарных предприятиях" (далее – проект Закона). Данный проект должен был стать комплексным нормативным правовым актом, составляющим основу специального законодательства о предприятиях. Вместе с тем Закон "Об унитарных предприятиях" так и не был принят, и проблема продолжала оставаться весьма актуальной.

Таким образом, принятие Закона о внесении изменений является весьма своевременной и долгожданной мерой со стороны законодателя. Закон о внесении изменений учитывает наработанный в стране положительный опыт в отношении создания и деятельности предприятий, восполняет определённые пробелы в правовом регулировании. При этом данный нормативный правовой акт также учитывает отдельные положения проекта Закона "Об унитарных предприятиях".

Цель курсовой работы: рассмотреть правовое положение унитарных предприятий как юридического лица.

Задачи курсовой работы:

      Обозначить признаки унитарного предприятия как юридического лица;

      Выделить виды унитарных предприятий;

      Исследовать правосубъектность унитарного предприятия;

      Определить ответственность унитарных предприятий.

Таким образом, в курсовой выделяется 2 главы:

1.      Понятие унитарного предприятия как юридического лица. Виды унитарных предприятий.

2.      Правосубъектность унитарного предприятия.

в которых будут раскрыты задачи данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки унитарного предприятия как юридического лица. Виды унитарных предприятий.

 

I. Унитарное предприятие является юридическим лицом, поэтому целесообразно привести понятие юридического лица. Данное определение содержится в п.1 ст.44 ГК Республики Беларусь.

«Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица, исходя из цели их деятельности, делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления предпринимательской деятельности с получением прибыли как основного ее итога и (или) распределения полученной прибыли между ее учредителями (участниками) (п.1 ст.46 ГК).

Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.46 ГК).

Унитарное предприятие  – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п.1 ст.113 ГК).

Из определения юридического лица вытекает, что юридическим лицом  является организация, т.е. объединение лиц. Однако не всякое объединение лиц (организацию) можно назвать юридическим лицом [15, с.196] Чтобы объединение лиц было юридическим лицом, оно должно иметь: 1) организационное единство; 2) обособленное имущество;  3) самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом; 4) выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Рассмотрим данные признаки применительно к унитарному предприятию.

Организационное единство предполагает наличие внутренней структуры организации, системы органов управления. Унитарное предприятие имеет единую организационную структуру, т.е. внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица и их подчинённость единому руководящему органу [22, с.125].

Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников) и от имущества всех физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Согласно п.2 ст.113 ГК имущество унитарного предприятия может принадлежать ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Рассматривая право хозяйственного ведения и право оперативного управления, следует отметить, что данные права относятся к категории ограниченных вещных прав.

Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, в соответствии с п.1 ст. 276 ГК владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством.

Правомочия распоряжения имуществом в данном случае имеют некоторые ограничения. Основным ограничением по распоряжению имуществом является то, что согласно п. 3 ст. 276 ГК предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. В юридической литературе отмечается, что "такое согласие должно даваться на совершение каждой сделки по распоряжению недвижимым имуществом. Форма согласия собственника законодательством не установлена, поэтому она должна определяться по правилам ст. 159 – 162, 164 ГК" [16; с. 582]. Движимым имуществом в соответствии с п.3 ст. 276 ГК предприятие вправе распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Таким образом, собственник имущества предприятия может путем запрета или приказа регулировать распоряжение (и движимым имуществом в том числе). В частности, он может предусмотреть в уставе предприятия, что отдельным движимым имуществом предприятие может распоряжаться только с его согласия.

Обратим внимание на особенности возникновения права хозяйственного ведения. Согласно п.1 ст. 280 ГК право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством. Отметим, что решение о передаче имущества в хозяйственное ведение принимает собственник. Вместе с тем, согласно п.3 ст. 114 ГК предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может с согласия собственника имущества создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Таким образом, в данном случае решение о передаче имущества в хозяйственное ведение принимает учредитель дочернего предприятия, т.е. основное предприятие с согласия собственника.

Представляется весьма интересным положение п.2 ст. 276 ГК, согласно которому собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью этого имущества. Полагаем, что собственник имущества, осуществляя контроль за его использованием, может, в частности, потребовать от своего предприятия представления периодической отчётности, содержащей информацию об использовании своего имущества.

Статья 276 ГК также устанавливает право собственника имущества на получение части прибыли от его использования. Настоящее право вытекают из факта признания предприятия коммерческой организацией, которая согласно п.1 ст. 46 ГК в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли и (или) её распределение между участниками (в отношении предприятия – получение части прибыли собственником имущества).

В соответствии с п.1 ст. 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано предприятие, основанное на праве оперативного управления (казённое предприятие). Согласно п.1 ст. 277 ГК казённое предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закреплённого за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Статья 278 ГК указывает, что казённое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Таким образом, "у казённого предприятия объём правомочий по распоряжению имуществом уже, чем у предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения" [16; с. 298], так как для распоряжения и движимым, и недвижимым имуществом оно должно получить согласие собственника. При этом норма данной статьи даёт право казённому предприятию самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством.

В отношении порядка прекращения права хозяйственного ведения и оперативного управления хотелось бы сказать следующее. Согласно п.3 ст. 280 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. При этом прекращение данных прав не ставится в зависимость от перехода права собственности на имущество к другому собственнику.

Особый интерес привлекает такое основание прекращения данных прав, как правомерное изъятие имущества по решению собственника. В настоящее время термин "правомерное изъятие" не определён. В правоприменительной практике существует тезис о том, что любое изъятие имущества у предприятия, основанное на решении собственника, правомерно, если не доводит предприятие до экономической несостоятельности (банкротства) [25; с. 39]. Используя неопределенность принципа правомерности изъятия имущества, собственник "в любой момент может обеспечить себе возвратность средств, ранее предоставленных предприятию" [25; с. 39].

На определенном этапе развития отечественного законодательства предпринимались попытки ограничить столь широкие полномочия собственника. Статья 17 проекта Закона содержала примерный перечень случаев правомерного изъятия имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, который, в частности, предусматривал такое право при принятии собственником решения об уменьшении уставного фонда с одновременным изъятием имущества на сумму такого уменьшения.

Признак самостоятельной имущественной ответственности выражается в том, что унитарное предприятие в соответствии с п.8 ст.113 ГК отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК.

Самостоятельное выступление унитарного предприятия в гражданском обороте и любом суде от своего имени означает, что предприятие выступает в качестве самостоятельного субъекта права в отношениях с другими организациями, а также с органами государственной власти и управления.

Одним из правовых средств индивидуализации юридических лиц является его наименование. Согласно п.1 ст.3 проекта Закона унитарное предприятие имеет наименование на белорусском и русском языках, содержащее указание на его организационно-правовую форму, форму собственности и характер деятельности. Наименование дочернего предприятия должно содержать слово «дочернее». В соответствии с п.1 постановления Министерства Юстиции Республики Беларусь «О согласовании наименований юридических лиц» от 05.03.2009г. №20 закрепляется, что в сокращённом наименовании унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности, независимо от характера деятельности указываются только слова "государственное предприятие" и частных унитарных предприятий – "частное предприятие", а также специальное наименование. В сокращённом наименовании указание в виде аббревиатуры организационно-правовой формы таких предприятий не допускается.

Информация о работе Унитарное предприятие как юридическое лицо в Республике Беларусь