Учреждение как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание

Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Законодательное закрепление особенностей их правового статуса прежде всего основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, а их участие в гражданских правоотношениях должно соответствовать тем целям, которые определены в документах, регламентирующих их деятельность (уставные документы, положения).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика учреждения
1.1. Понятие учреждения……………………………………………………………..5
1.2. Учредительные документы………………………………………………………9
2. Право оперативного управления учреждения
2.1. Содержание права оперативного управления имуществом………………….13
2.2. Ограничения осуществления права распоряжения имуществом…………….15
3. Способы увеличения имущества учреждения
3.1. Способы приобретения имущества учреждением…………………………...17
3.2. Участие учреждения в создании и деятельности других юридических лиц..23
Заключение…………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.67 Кб (Скачать документ)

       В содержании устава наряду с выполнением  общих требований (п. 1 ст.3 Закона «О некоммерческих организациях») следует указать источник финансирования, основные функции, правовой режим имущества, его целевое назначение, права собственника в отношении принадлежащего учреждению имущества, а также наличие или отсутствие у учреждения права на самостоятельную хозяйственную деятельность.

       Отдельные виды учреждений от других юридических  лиц отличает то обстоятельство, что  указанные учреждения могут финансироваться  одним лицом, а их учредителем - выступать  другое лицо. Например, создание государственных  музеев проводится на основании акта Правительства России независимо от источника финансирования - федеральный  бюджет и (или) бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 29 Закона «О музеях»).

       Говоря  об учредительных документах, следует  отметить, что в Законе «Об образовании» используются еще два понятия: "договор между учредителем и юридическим лицом" (п. 3 ст. 11) и "договор между учредителями" (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33). В п. 1 ст. 10 Закона «О высшем образовании» термин "учредительный договор" впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительных документов учреждения: "...вуз создается в соответствии с решением собственника или условиями учредительного договора". Данное определение правовой природы договора между учредителями представляется ошибочным. Анализ норм ГК об учредительном договоре (п. 2 ст. 52, ст. 70, 84, п. 1 ст. 89, п. 2 ст. 122) свидетельствует о том, что заключение учредительного договора возможно только, во-первых, при создании юридических лиц, являющихся собственником принадлежащего им имущества, и, во-вторых, в случаях, прямо предусмотренных ГК. Поскольку учреждение не входит ни в одну из указанных групп, постольку договор между учредителями при создании учреждения не может рассматриваться как учредительный.

       По  правовой природе исследуемый договор  можно отнести к договорам  об осуществлении права общей  долевой собственности. При создании учреждения несколькими лицами имущество  юридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности, а размер долей определяется в  зависимости от участия каждого  в создании учреждения и в дальнейшем финансировании его деятельности8. На наш взгляд, конструкция права общей долевой собственности в современных условиях не совсем приемлема для конструкции юридического лица. Поэтому в ГК следовало бы указать на недопустимость совместного финансирования учреждения несколькими субъектами либо сохранить возможность такого финансирования лишь для учреждений, созданных на базе государственной и муниципальной собственности.

       Руководит учреждением на основе единоначалия должностное лицо: министр, директор, ректор. По общему правилу, назначает  на должность руководителя учреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителя учреждения в  отличие от подобного назначения на унитарных предприятиях, согласно ГК, не является исключительным правом собственника. Поэтому применительно  к образовательным учреждениям  возможно не только назначение, но и  избрание руководителя на должность (п. 4 ст. 35 Закона «Об образовании»). Непосредственное руководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственных образовательных учреждений федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации9.

       Негосударственным образовательным учреждением (за исключением  вузов) руководит непосредственно  учредитель или по его поручению  попечительский совет, формируемый  учредителем (п. 1 ст. 36 Закона «Об образовании»).

       Устав государственного, муниципального вуза, утвержденный собственником, действует  не более 1 года, затем вуз продолжает функционировать на основании устава, принятого общим собранием (абз. 5 п. 3 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона «О высшем образовании»). В этом заключается различие вуза и учреждений другого вида деятельности.

       Таким образом, применительно к учредительным  документам имеет место несоответствие между Законом «О некоммерческих организациях» и законами «Об образовании» и «О высшем образовании...» И поскольку в ГК не указывается, кто вправе принимать устав учреждения, то представляется, что принятие устава вуза общим собранием правомерно, потому как Закон «О высшем образовании» определяет особенности правового положения названного вида учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 

       Право оперативного управления учреждения

       2.1. Осуществление права оперативного управления имуществом

       Право оперативного управления на имущество  собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено  законом, другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК).

       Конструкция оперативного управления впервые получила глубокую научную разработку в трудах А. В. Венедиктова10в тот период, когда перед учеными стал вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Законодательное закрепление данная конструкция получила в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и в ст. 94 ГК РСФСР 1964 г.

       В соответствии с действующим законодательством  правом оперативного управления обладают и коммерческие, и некоммерческие юридические лица. Содержание права  оперативного управления раскрывается в п. 1 ст. 296 ГК: "Казенное предприятие, а также учреждение в отношении  закрепленного за ними имущества  осуществляют в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права  владения, пользования и распоряжения". На первый взгляд создается впечатление  единого содержания субъективного  права и прежде всего в отношении  правомочия распоряжения. Судя по содержанию п. 1 ст. 296 ГК, можно прийти к выводу о том, что и казенное предприятие, и учреждение обладают правом распоряжения принадлежащим им имуществом. Однако из положений п. 1 ст. 297 и п. 1 ст. 298 ГК вытекает совсем иное. Так, при наличии  согласия собственника казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а произведенную им продукцию реализует самостоятельно (п. 1 ст. 297 ГК). Учреждение же не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК).

       Следовательно, казенное предприятие обладает ограниченным правом распоряжения в отношении  принадлежащего ему имущества; учреждение же полностью лишено данного права, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку  без этого невозможно осуществление  его деятельности. Право оперативного управления казенного предприятия  по содержанию несколько шире права  оперативного управления учреждения. Первым охватываются право владения, право пользования и ограниченное право распоряжения. Второе же включает в себя право владения и право  пользования, право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся  в оперативном управлении, учреждение распоряжаться не вправе. "При  возникновении такой необходимости  оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему  имущества"11. 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Ограничения осуществления права распоряжения имуществом

       Указание в п. 1 ст. 296 ГК на наличие правомочия распоряжения в содержании права оперативного управления повлекло за собой весьма распространенную ошибку в нормативных актах, определяющих правовой режим имущества применительно к различного вида учреждениям. В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или передавать во временное пользование находящееся в его оперативном управлении имущество; в п. 4 ст. 29 Закона «О музеях» установлено право музея сдавать в аренду недвижимое имущество; нормы о праве учреждения выступать в качестве арендодателя и передавать свое имущество во временное безвозмездное пользование имеются и в большинстве уставов, в типовых, примерных положениях, утвержденных Правительством. Различие между ними лишь в том, что в одних случаях для реализации этого права требуется согласие собственника12, а в других - нет13, в третьих - согласие необходимо только в отношении недвижимого имущества14. Применительно к отдельным видам учреждений такое согласие собственника упомянуто в постановлении Правительства России от 24 марта 1997 г. "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду"15.

       Даже  среди ученых есть мнение, что в  силу ст. 298 ГК учреждение вправе выступать  в качестве арендодателя в отношении  принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества16.

       Поскольку содержание права оперативного управления учреждения осталось неизменным с 1961 г. и на практике заключение договора аренды в отношении имущества  учреждений - достаточно распространенное явление (книжные киоски, буфеты и  др.), постольку было бы целесообразно  предоставить учреждению право с  согласия собственника сдавать в  аренду любое находящееся у него имущество (тем более что библиотеки, музеи предоставляют во временное  пользование имеющиеся у них  фонды, и это является одним из способов осуществления целей их деятельности), и указать на то, что  арендные платежи остаются в распоряжении учреждения и направляются исключительно  на поддержание технического состояния  недвижимого имущества (подобное положение  включено в п. 4 ст. 29 Закона «О музеях») либо на реинвестирование основной деятельности (п. 2 ст. 45 Закона «Об образовании»). Максимальный срок договора аренды можно установить в зависимости от свойств объекта17.

       Права владения и пользования, как и  правомочие распоряжения, имеют известные  пределы, через которые проявляется  ограниченный характер этого вещного  права. В отличие от собственника, владеющего и пользующегося принадлежащим  ему имуществом по своему усмотрению, учреждение реализует права владения и пользования только в строгом  соответствии с целями деятельности, назначением имущества. В противном  случае собственник может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК) и распорядиться им по своему усмотрению. Указанное право распространяется на все имущество учреждения, за исключением денежных средств.

       Помимо  распоряжения имуществом, назначения на должность и освобождения от нее  руководителя, контроля за целевым  использованием имущества и его сохранностью, за надлежащей реализацией целей деятельности собственник вправе разрешать осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, принимать решение о реорганизации18, ликвидации учреждения19; о продаже или об ином отчуждении имущества, закрепленного за учреждением. В то же время новый собственник, приобретая вещь с обременением, обязан сохранить целевое использование имущества учреждения (ст. 300 ГК). Вместе с тем на собственнике лежат обязанности по созданию всех необходимых условий для полноценного функционирования учреждения и прежде всего своевременное финансирование. При недостаточности денежных средств собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения (п. 2 ст. 120 ГК).

       Более детально права собственника должны быть отражены в уставе, однако в  отношении некоторых объектов с  учетом их особенностей права собственника в отношении имущества учреждения регламентированы непосредственно  в законе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Способы увеличения имущества  учреждения

       3.1.   Особенности приобретения  имущества учреждением

       Размер  имущества учреждения может увеличиваться  и уменьшаться. О возрастании  объема имущества учреждения может  свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако пока это малоактуально, так как на практике собственник  не выполняет своих обязательств по финансированию учреждений на выплату  заработной платы, не говоря уже о  том, что сокращается, а порой  и полностью отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на пополнение библиотечного и музейных фондов и т. п. Одним из способов увеличения размеров имущества является заключение договора купли-продажи, но здесь расходуются  средства, выделяемые собственником  по смете. Независимо от собственника имущество может быть приобретено  по договорам дарения, пожертвования, в результате наследования и иных безвозмездных сделок. Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или безвозмездно, непосредственно  от собственника или других лиц, в  соответствии с п. 2 ст. 299 ГК данное имущество  поступает в оперативное управление учреждения.

Информация о работе Учреждение как субъект гражданского права