Трудовые пенсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:16, реферат

Описание

Существовавшая пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная не могла в изменившихся социально-экономических условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Все это обусловило необходимость перевода системы трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. Вместе с тем подобные глобальные изменения пенсионной системы не могли не затронуть и иные виды пенсий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

I. Предпосылки реформирования пенсионной системы……………………….4

II.Виды, составные части и условия назначения трудовой пенсии…………...9

2.1.Трудновая пенсия по старости……………………………………………..13

2.2.Особенности назначения льготных(досрочных) пенсий………………….16

2.3. Пенсия по инвалидности …………………………………………………..22

2.4.Пенсии по случаю потери кормильца……………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………....40

Список использованных источников литературы……………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

труд.пенсии.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

4) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ о трудовых пенсиях, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

7) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

11) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

12) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков Ст.28 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»/Собрание законодательства РФ.-2001.-№52-ст.4920

При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 13 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Льготы, установленные законодателем для работников, указанных в п. 1 ст. 27 и п.7.-13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, выражаются, как уже говорилось, не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышенном размере, если пенсионеры имели определенный стаж работы в особых условиях. Причем увеличение размера пенсии зависит от продолжительности специального трудового стажа и возраста выхода на пенсию конкретного пенсионера.

Существенное увеличение страховой части пенсии для пенсионеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выходит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при специальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по п. 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомянутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники противопожарных служб, некоторые категории медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасателей).

Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу предпочтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколько точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионера, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличение пенсии для тех, кому она назначается по Списку № 2, может достигать 29% ее размера.

 

2.3. Пенсия по инвалидности

 

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.

Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель отказался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо подтвердить ограничение способности к труду одной из трех степеней, определяемое по медицинским показаниям . Порядок признания гражданина инвалидом, установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности органами Государственной медико-социальной экспертизы утверждается Правительством РФ. В настоящее время эти органы руководствуются Постановлением Правительства РФ, а также Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-правовым актам инвалидность определяется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности характеризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и обучению. Например, критерием для определения I группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, либо к передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - это способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и  специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничений жизнедеятельности, дающих основание для определения III группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Очевидно, что при переходе к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения критерии деления ограничений способности к труду будут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значительно выраженным расстройством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой инвалид работает (например, музыкантом, преподавателем вуза, массажистом, станочником, сборщиком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетрудоспособным, т.е. имеющим ограничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей наличию II либо III группы инвалидности. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в дополнительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая оплата труда не должны приниматься во внимание.

Переход от прежнего к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения на практике не может произойти в один день. Необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, провести переосвидетельствование инвалидов и выдать им новые документы об инвалидности. Кроме того, одномоментное введение новых требований привело бы к понижению ранее установленных для инвалидов социальных гарантий. Поэтому законодатель ввел определенный переходный период - до 1 января 2004 г. До этой даты при установлении пенсий, полагающихся лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности третьей степени, учитывается наличие I группы инвалидности, второй степени - II группы, первой степени - III группы.

Трудовая пенсия по инвалидности, равно как и по старости, устанавливается только лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ст.З Закона о трудовых пенсиях). Право на трудовую пенсию по инвалидности не зависит от причины инвалидности (за одним исключением, о котором сказано ниже), от продолжительности страхового стажа, а также от того, продолжает ли инвалид трудовую деятельность. Не имеет значения, когда наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения.

Следовательно, у лица, застрахованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья, профзаболевания и иных причин, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшествовал ли факт страхования наступлению инвалидности либо он имел место впоследствии. Как уже отмечалось, право на трудовую пенсию по инвалидности не зависит от продолжительности страхового стажа, т.е. он может быть как угодно мал. Достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. Но от его продолжительности зависит лишь ее размер, да и то косвенно.

По Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. при инвалидности вследствие общего заболевания могли быть назначены полные пенсии и пенсии при неполном трудовом стаже. Продолжительность трудового стажа для назначения полной пенсии зависела от возраста инвалида и могла достигать 15 лет. Пенсия по инвалидности III группы при неполном трудовом стаже не устанавливалась. В настоящее время эти условия утратили свое значение. Независимо от продолжительности страхового стажа устанавливается пенсия при любой из трех степеней ограничения способности к труду (и соответственно - до 1 января 2004 г. - при любой группе инвалидности).

В российском пенсионном законодательстве впервые появилось ограничение в праве на пенсию, связанное с обстоятельствами, при которых наступила инвалидность. Трудовая пенсия по инвалидности не может быть назначена, если инвалидность наступила вследствие совершения умышленного уголовно-наказуемого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне автотранспорта, разбойном нападении, хулиганстве и т.п.). Не назначается такая пенсия и при наступлении инвалидности вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (например, при умышленном заражении туберкулезом или членовредительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Однако в назначении трудовой пенсии по инвалидности по названным причинам может быть отказано, только если совершение преступления и умышленное причинение вреда здоровью, повлекшие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. приговором или решением суда, вступившим в законную силу (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Эти обстоятельства, кроме того, должны быть рассмотрены органами медико-социальной экспертизы и отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро МСЭ. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, должен быть утвержден Правительством РФ. Пока такой порядок не установлен. При отсутствии вступившего в силу судебного решения, свидетельствующего о связи инвалидности с названными обстоятельствами, в назначении трудовой пенсии не может быть отказано.

Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж либо установлена причинно-следственная связь инвалидности с совершением преступления или с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то вместо трудовой устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Определить размер полагающейся инвалиду пенсии можно по формуле, содержащейся в ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако учитывая, что пенсия состоит из трех частей, а на ее размер влияют и степень ограничения способности к труду, и возраст пенсионера, и продолжительность страхового стажа, и наличие иждивенцев, без консультации специалиста при ее расчете не обойтись.

Структура (базовая, страховая, накопительная).

Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ).

Размер базовой части устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев.

             

 

 

При отсутствии иждивенцев

При наличие 1 иждивенца

При наличие 2 иждивенцев

При наличие 3 иждивенцев

Инвалидам I группы (III степень потери трудоспособности)

с 1.01.02

 

900

1050

1200

1350

с 1.02.02

958,5

1118,25

1278

1437,75

с 1.08.02

1044,77

1218,89

1393,02

1567,15

Инвалидам II группы(II степень потери трудоспособности)

с 1.01.02

450

600

750

900

с 1.02.02

479,25

639

798,75

958,5

с 1.08.02

522,38

696,51

870,64

1044,7

Инвалидам III группы(I степень потери трудоспособности)

с 1.01.02

225

375

525

675

с 1.02.02

239,65

399,38

559,13

718,88

с 1.08.02

261,2

435,32

609,45

783,58

Информация о работе Трудовые пенсии