Таможенные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:16, реферат

Описание

Актуальность темы заключается в том, что до сих пор не преодолены такие явления, как нарушение авторских и смежных прав, правомочий патентообладателя, неправомерное использование компьютерных программ.
Многие из правонарушений в данной сфере обусловлены корыстными побуждениями, но значительная часть коренится в правовом невежестве, отсутствии правовой культуры, незнании азов авторского, патентного права.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть права на результаты творчества, используемые в производстве.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Таможенные институты.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Право интеллектуальной собственности - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.

Актуальность темы заключается в том, что до сих пор не преодолены такие явления, как нарушение авторских и смежных прав, правомочий патентообладателя, неправомерное использование компьютерных программ.  
Многие из правонарушений в данной сфере обусловлены корыстными побуждениями, но значительная часть коренится в правовом невежестве, отсутствии правовой культуры, незнании азов авторского, патентного права.  
Фундаментальная основа и задачи законодательства в этой области защита прав творческой личности и конечного результата ее деятельности— интеллектуального продукта, требует не только принятия системы законов, но и отлаженного механизма их практической реализации в каждой конкретной области. 

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть права на результаты творчества, используемые в производстве.

Задачей будет рассмотрение прав авторов рационализаторских предложений, авторов на товарный знак, знак обслуживания и фирменное наименование, авторов селекционных достижений.

Методы использованные в работе: анализ, сравнение.

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВА  АВТОРОВ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Для стимулирования рационализаторской деятельности авторы рационализаторских предложений наделяются личными  неимущественными и имущественными правами, которые обеспечивают общественное признание их заслуг и удовлетворение имущественных интересов. Указанные права достаточно разнообразны и предоставляются:

а) в связи с самим  фактом создания нового и полезного  для предприятия решения (право на подачу заявки, право на закрепление первенства, право на официальное оформление предложения путем выдачи на него удостоверения);

б) в связи с официальной  квалификацией предложения в  качестве рационализаторского (право  авторства, право на авторское имя, право на участие в работах по внедрению предложения);

в) в связи с использованием предложения (право на получение  вознаграждения, право пользоваться в течение определенного времени старыми нормами и расценками и др.). 1

Кроме того, действующее  законодательство предоставляет рационализаторам ряд льгот и преимуществ в области налогообложения, жилищного и трудового права, поступления в высшие и средние специальные учебные заведения и т.д. Поскольку многие из названных прав так или иначе совпадают с аналогичными правами изобретателей, создателей полезных моделей и промышленных образцов, селекционных достижений и т.д., едва ли есть необходимость подробно останавливаться на анализе каждого ю них. Отметим лишь те особенности, которыми обладают отдельные права рационализаторов.

Одним из важнейших прав каждого рационализатора является право авторства, которым обеспечивается возможность лица считаться и именовать себя действительным создателем сделанного им рационализаторского предложения. Как и всякое право авторства, оно характеризуется неразрывной связанностью с личностью автора, от которой оно не может быть отчуждено, а также своей бессрочностью, абсолютностью и исключительностью. Однако в отличие, например, от права авторства изобретателя действие исключительного права авторства на рационализаторское предложение ограничено сферой того предприятия, которому оно было подано и которое выдало автору удостоверение на рационализаторское предложение. За пределами этой сферы авторство на тождественное предложение может быть закреплено за другим лицом, которое самостоятельно разработало такое же предложение. Иными словами, авторами тождественных предложений, поданных на разных предприятиях, могут быть разные лица, права которых признаются и охраняются в пределах этих предприятий.

Автор рационализаторского  предложения имеет право на получение вознаграждения за использование его предложения. Рационализаторское предложение признается использованным, если оно применяется в изготовляемой продукции, технологическом процессе, технической или технологической документации, передаваемой третьим лицам на возмездной основе, продаваемой лицензии. Важное значение имеет определение момента начала использования. Для рационализаторских предложений, относящихся к конструкциям (устройствам) или материалам (веществам), им признается день начала изготовления продукции с использованием рационализаторского предложения. Рационализаторские предложения, относящиеся к способам (технологиям), признаются использованными со дня начала их применения в производственном процессе. Рационализаторские предложения, содержащие организационные или управленческие решения, считаются использованными со дня начала их применения на предприятии. Факт использования должен подтверждаться специальным документом (актом), содержащим название и регистрационный номер рационализаторского предложения, дату и место начала использования.

Прежде вопросы о размере, порядке  и сроках выплаты вознаграждения решались в централизованном порядке. Размер вознаграждения определялся в зависимости от суммы годовой экономии, полученной в первом году использования предложения, по утвержденной шкале. Вознаграждение за рационализаторские предложения, не создающие экономии, но дающие иной положительный эффект, выплачивалось единовременно в размере, определенном в зависимости от их действительной ценности с учетом достигнутого положительного эффекта и объема использования.

Заслуживает упоминания и такая предоставляемая авторам  рационализаторских предложений льгота, как возможность пользоваться в течение 6 месяцев прежними нормами и расценками, если внедрение предложения приводит к их пересмотру. Иными словами, в течение 6-месячного срока рационализатор помимо основного заработка по новым расценкам получает доплату, представляющую собой разницу между прежней и новой расценками, помноженную на выработку после внедрения предложения.

Предприятия имеют право вводить  и иные льготы и преимущества для  рационализаторов, если они не противоречат действующему законодательству.

Предприятия, принимающие рационализаторские предложения к использованию, не получают на них каких-либо особых монопольных прав. Однако их интересы могут быть ограждены правилами о защите служебной и коммерческой тайны и борьбе с недобросовестной конкуренцией.

 

ГЛАВА 2. ПРАВА  НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЕ И  ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

 

Отношения по поводу охраны и использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров регулируют закон Российской Федерации "О  товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 года и Основы гражданского законодательства (ст. 148).

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные  отличать соответствующие товары и  услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.

Главная функция товарного  знака и знака обслуживания - отличительная. Вместе с тем товарный знак выполняет  и рекламную функцию, позволяет  потребителям лучше ориентироваться в выборе товаров и услуг и оценки их качества с учетом репутации производителя.

Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие (например, звуковые) товарные знаки и их комбинации. По другим критериям различают также  коллективные товарные знаки.

По законодательству к регистрации в качестве товарных знаков не допускаются некоторые  обозначения, в частности: не обладающие различительной способностью, представляющие собой государственные гербы, флаги  и эмблемы, общеупотребительные  обозначения товаров определенного вида и общепринятые символы и термины. Запрещается регистрация ложных обозначений либо способных ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Заявка на регистрацию  товарного знака подается заявителем или его патентным поверенным в Патентное ведомство. Заявка должна содержать заявление о регистрации, само обозначение и его описание, перечень товаров (услуг), для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также документ об уплате пошлины либо об основаниях освобождения от ее уплаты или уменьшения ее размера.

По принятым к рассмотрению заявкам на регистрацию товарных знаков проводится предварительная  экспертиза, по результатам которой  заявка принимается к рассмотрению или отклоняется. По ее завершении проводится экспертиза заявленного обозначения.

При положительном решении  Патентное ведомство вносит товарный знак в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, производит публикацию о  регистрации в своем официальном бюллетене и выдает заявителю (после уплаты им пошлины) свидетельство на товарный знак.

Владелец товарного  знака имеет право в течение  десяти лет с даты поступления  заявки в Патентное ведомство  пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать третьим лицам использовать данный знак без разрешения (лицензии). Допускается продление регистрации товарного знака по заявлению его владельца, подаваемому в последний год действия регистрации, каждый раз на десять лет.

Наименование места  происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно, а также историческое название географического объекта.

Отношения по регистрации (Патентным ведомством), по подаче и  экспертизе заявки, а также по выдаче свидетельства на право пользования (в течение десяти лет с возможным продлением) наименованием места происхождения товара подробно регламентируются Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак (знак обслуживания) или наименование места происхождения товара, приобретают право использовать их для обозначения соответствующих товаров на всей территории РФ. В обоих случаях данное право действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство'. При этом указанный срок рассматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения. В принципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельств на товарный знак или наименование места происхождения товара может неоднократно продлеваться в порядке, установленном ст. 16, 36 Закона РФ о товарных знаках и конкретизированном в Правилах продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания от 16 сентября 1993 г. и в Правилах продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в РФ и внесения изменений в регистрацию и свидетельство от 16 сентября 1993 г.

Заявление о продлении срока  охраны — каждый раз на десять лет должно быть подано обладателем свидетельства в течение последнего года его действия. По ходатайству заявителя для продления срока действия свидетельства ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины в размере 0,5 МРОТ. Обладатель права пользования наименованием места происхождения товара помимо заявления по установленной форме должен представить заключение компетентного органа, подтверждающее, что заявитель находится в географическом объекте, соответствующем наименованию места происхождения товара, и производит товар с указанными в свидетельстве свойствами.

Заявление вместе с приложенными к  нему документами (подлинник свидетельства, документ об уплате пошлины (5 МРОТ за продление срока действия регистрации товарного знака и 3 МРОТ за продление срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара), заключение компетентного органа в отношении наименования места происхождения товара, доверенность патентного поверенного) рассматривается в течение трех месяцев с даты поступления в Патентное ведомство. В случае неправильного оформления необходимых документов заявителю направляется соответствующий запрос. Сведения о продлении срока действия регистрации вносятся в соответствующие государственные реестры и свидетельства, а также публикуются для всеобщего сведения в официальном бюллетене Патентного ведомства.

Переходя к анализу содержания прав на пользование товарным знаком и наименованием места происхождения  товара, следует прежде всего отметить, что хотя они и имеют много общего, между правами на рассматриваемые объекты промышленной собственности имеются и весьма важные различия. Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Иными словами, никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца. Единственное исключение в этом плане со ставляет использование товарного знака лицами в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия (ст. 23 Закона РФ о товарных знаках). Указанное правило выражает известный в сфере охраны промышленной собственности принцип исчерпания прав, в соответствии с которым возможности обладателя исключительного права ограничиваются вводом изделий (товаров) в гражданский оборот, который в дальнейшем осуществляется вне его контроля.

Информация о работе Таможенные институты